Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(247)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Романенко И.В. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАГОЛОВКОВ АВТОРСКОГО ДИСКУРСА СМИ БРЕСТЧИНЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 35(247). URL: https://sibac.info/journal/student/247/304834 (дата обращения: 20.05.2024).

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАГОЛОВКОВ АВТОРСКОГО ДИСКУРСА СМИ БРЕСТЧИНЫ

Романенко Ирина Валерьевна

магистрант, филологический факультет, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Беларусь, г. Брест

Клундук Светлана Сергеевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Беларусь, г. Брест

АННОТАЦИЯ

В материале рассматриваются особенности структурной организации заголовков авторского дискурса печатных СМИ Брестской области и анализируется функциональная значимость заголовочных конструкций.

 

Ключевые слова: функциональная значимость, структурные особенности, заголовок, медиатекст, авторский дискурс, печатные СМИ, Брестский регион.

 

Заголовок играет важную роль в восприятии медиатекста аудиторией. Структура, графико-орфографическое оформление, стилистические ресурсы определяют его функциональную значимость. От заголовка зависит, привлечет ли текст внимание читателя, вызовет ли интерес и желание прочитать дальше. Если данный элемент неинформативен или сформулирован неудачно, вероятность того, что текст будет проигнорирован, значительно возрастает. Поэтому следует уделять должное внимание созданию привлекательных и содержательных названий, способных заинтересовать и зацепить аудиторию [1].

Материалом данного исследования послужили авторские тексты Е. Литвиновича, Т. Шеламовой и Л. Гущи – журналистов региональных печатных СМИ Брестской области, в частности, газет «Заря», «Вечерний Брест», «Навiны Палесся».

Проанализированные нами заголовки медиатекстов авторского дискурса характеризуются многообразием стилистического и структурного оформления. Нами зафиксированы заголовки образного характера, в основе которых разные лингвостилистические ресурсы (прецедентные явления, метафоры, сравнения, гипербололы и др.): Готовь технику к июлю; Ход пешкой; Хворь на выдумки хитра; Лед и пламень “Берестейских саней”. Однако в авторском дискурсе печатных изданий наблюдается тенденция к увеличению использования именно хедлайновых (информационных) заголовков, что прежде всего свойственно текстам интернет-СМИ. Заголовок в таком случае является смысловым ядром текста, передает основную информацию о факте действительности и тем самым выполняет информативную функцию [2]: Беларусь подводит итоги и обозначает цели на будущее; На четверть века дольше жить помогает вакцинация от инфекционных болезней; Почти 5 тысяч семей Бреста воспользовались господдержкой. Такие заголовки ясны, однозначны, редко содержат оценку и легко декодируются. Выполняя информативную функцию, они сообщают читателю тему и идею текста, доносят достоверную информацию и тем самым воздействуют на аудиторию: Как корреспондент школьную форму искал: магазины, цены, советы от мам; За 10 лет число опухолей в области головы и шеи выросло в 2 раза; Год был тяжелым, но мы справились! Между тем в заголовке-хедлайне может проявляться невысокий уровень информативности, что по-разному воспринимается читателем: с одной стороны, определенным образом привлекает аудиторию, вызывает интерес к теме, раскрываемой в материале, с другой, – современный читатель требует оперативности и простоты в получении информации, поэтому пропускает материал с недостаточно информационным названием: Клещи выходят на охоту; Любая картошечка, кроме сырой…; Кино не будет, только если отключат свет; Мимо «Эрмитажа» и «Третьяковки».

Заголовки к текстам авторского дискурса в первую очередь представлены простыми двусоставными предложениями, состоящими в основном из 4–10 слов: Семья – самая главная ценность; На Столинщине проходит ежегодный конкурс на лучшую соломенную скульптуру; Кто разморозил семейный капитал?; “Вторые руки” станут “золотыми”; Озаричи – белорусский Освенцим; Незалежнасць – найвышэйшае дабро. Такие структуры просты в восприятии, транслируют самую важную информацию об объекте описания, однако в следствие этого читатель не всегда обращается к основному корпусу медиатекста.

В авторском дискурсе печати Брестчины используются и заголовки, которые являются односоставными предложениями: Практика относительности; Секреты долголетия; Сила правды; Шли на мины; Трагедия в колодце; Шведский рикошет. В большинстве случаев это номинативные конструкции. В таких заголовках прежде всего реализуется номинативная функция, суть которой в назывании, обозначении индивидуального предмета, явления, события: Вдохновение от неба и облаков; Музыкальное приветствие апрелю. В составе номинативных заголовков используются эпитеты, метафоры, гиперболы, прецедентные вкрапления, паронимическая аттракция, и т.д., способствующие реализации и других функций, в частности, оценочно-экспрессивной: В зазеркалье параллельных миров; В коконе мошенников: ни кресла, ни денег!; Граниты, габбро, гнейсы…; Конституционное фиаско оппозиции. Надо отметить, что сегодня оценочно-экспрессивная функция заголовков вытесняется информативной. Связано это с ориентированностью современных СМИ на оперативную подачу информации и быстрое, беспроблемное декодирование текста.

Односоставные предложения глагольного характера не распространены в авторском дискурсе брестских изданий: Скандалите и пьете?; Береги здоровье смолоду!; Уважай родителей и люби свою Родину! В основном это заголовки побудительного характера, причем нередко в сочетании с прецедентными явлениями, оказывающими воздействие на чувства читателя и зачастую манипулирущими общественным сознанием (манипулятивная функция). Прецедентные конструкции не дают четкой информации о сути материала, но привлекают аудиторию, поэтому выполняют ассоциативную, оценочно-экспрессивную, эмоциональную и образную функции. В основе прецедентности выступают паремиологические выражения, известные цитаты из произведений литературы, песен, кинофильмов, названия произведений искусства, лозунги, слоганы и др.

В некоторых зафиксированных заголовках номинативного и глагольного характера в качестве приема акцентирования внимания читателя авторы используют графико-орфографическое выделение части слова, которая в свою очередь является отдельной лексемой: ПИЛОТируемый обед; Свои КРОВные; КРЕСТный ход. Благодаря приему создается лексический окказионализм, который приводит к игре слов и в итоге к необходимости переосмысления первоначальной единицы. Такое оформление частей слова направлено на реализацию рекламной, оценочно-экспрессивной и графико-выделительной функций.

В качестве заголовков применяются и сложные предложения, состоящие из такого же количества слов, как и простые. В основном они включают две смысловые части, которые чаще всего противопоставляются: Кому – успех, кому – провал; Цены ниже, а качество лучше; Быстрый займ, а возврат хлопотный. Такого типа заголовки выполняют информативную, оценочную и экспрессивную функции с некоторым проявлением и других функций. Нередко в основе сложных предложений используется цитирование известных прототекстов, применяемых и в трансформированном, и в аутентичном виде: Не хочу учиться, а хочу…. Подобный заголовок интригует читателя, активизирует его к прочтению публикации. Сложные предложения способствуют глубокому проникновению в смысл названия, многоплановому восприятию информации: Когда узнал, что не родной, – плакал…; Покупательский бум: покупаем по старым ценам, чтобы сэкономить? Этому содействует и прием эллипсиса, который акцентирует внимание на объекте речи и содействует экономии языковых ресурсов: Хочешь – плачь, хочешь – пляши, мы уже не бульбаши?; Предоплату – в кассу, остальное – себе.

С целью воздействия на аудиторию авторы брестских изданий применяют сегментацию. В таком случае заголовок состоит из базового предложения-высказывания и сегментированной конструкции: ОМИКРОН: спасут ли нас маски и вакцинация?; Снова в школу! 36-й сезон двадцать пятой; Обсуждаем Конституцию: народовластие в новом статусе. Особое внимание читателя обращается именно на сегментированный компонент, который располагается после основной части заголовка и отделяется от нее точкой, двоеточием, многоточием. Структурные особенности, а именно расчлененность, актуализация части высказывания, способствуют созданию экспрессивности: Конституционная реформа: то, что делает нас белорусами; Конституционная реформа: мелочей нет; Казахстан: испытание на прочность; Иосиф Урбанович: яркая жизнь с трагическим финалом; Минобороны: белорусские военные показывают хорошие результаты в конкурсах АрМИ-2022; Школьная форма – 2022: модный приговор. В результате в зависимости от объекта описания данные структуры могут выполнять ряд функций, основные из которых информативная, номинативная и рекламная.

Сегодня в газетных изданиях практикуются структурно-усложненные заголовки, состоящие из двух отдельных предложений, оформленных по-разному: первая часть заголовка основная, чаще всего образная в виде отдельного односоставного номинативного или глагольного предложения, включающая 2–5 слов и оформленная большим кеглем, чем вторая часть. Вторая же часть (5–10 слов) – присоединительно-хедлайновая, расширяющая, развивающая содержание первой части, обеспечивающая читателя важной дополнительной информацией: Эффекта ноль, или Как реагирует руководство Давид-Городка на прессу. Наиболее часто этот прием реализуется в заголовках на спортивную тематику: Катар ждет! 20 ноября 2022 года стартует 22-й чемпионат мира по футболу. Разбираемся в магии нулей и двоек; Огонь победы уехал в столицу. Хоккейный «Минск» выиграл турнир «Прометей-2022» в Бресте. Многие ученые называют вторую часть подзаголовком, поскольку оформляется меньшим кеглем, чем первая часть, отделяется тире, точкой, многоточием или запятой, может присоединяться с помощью союза или: Отпуск с ограничениями, или Куда ездили брестчане летом-2022?; В озере Сежка утонул житель Давид-Городка. В Столинском районе это уже десятый утопленник с начала 2022 год. Первая часть структурно-усложненных заголовков выполняет номинативную, рекламную или оценочно-экспрессивную функции, вторая – информативную.

Итак, функциональная значимость заголовка в авторском дискурсе региональных печатных СМИ Брестской области обусловлена не только особенностями жанра публикации, объекта, предмета описания, но и структурной организацией заголовочной единицы. В зависимости от указанных факторов приоритетность функций заголовка может меняться. В большинстве случаев заголовок авторского дискурса региональных изданий выполняет информативную функцию и представляет собой простое двусоставное предложение информационного характера.

 

Список литературы:

  1. Букина Т.Г. Заголовок как средство привлечения читательского внимания (на материалах «Российской газеты») [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zagolovok-kak-sredstvo-privlecheniya-chitatelskogo-vnimaniya-na-materialah-rossiyskoy-gazety/viewer (дата обращения: 26.07.2023).
  2. Корнилова К.Е. Функции заголовков современных журналистских текстов [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-zagolovkov-sovremennyh-zhurnalistskih-tekstov/viewer (дата обращения: 26.07.2023).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.