Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(247)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Михайлюкова Н.Н. КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ А.С.ХОМЯКОВА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 35(247). URL: https://sibac.info/journal/student/247/304708 (дата обращения: 31.05.2024).

КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ А.С.ХОМЯКОВА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПО

Михайлюкова Наталья Николаевна

магистрант, кафедра истории и археологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,

РФ, г. Тула

THE CONCEPT OF THE VIRTUAL MUSEUM OF A.S.KHOMYAKOV AND ITS USE IN HISTORY LESSONS IN SPO

 

Natalia Mikhayliukova

Master's Student, Department of History and Archeology, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает оригинальность и специфику концепции виртуального музея А.С. Хомякова, а также способов взаимодействия в его творчестве различных форм культурного и религиозного опыта, связанных, с одной стороны, с новоевропейским типом сознания, а с другой, - с церковной традицией.

Актуальность и новизна статьи определяется теоретической постановкой проблемы и попыткой применить данную форму в педагогической практике, при изучении дисциплины в СПО.

ABSTRACT

The article reveals the originality and specificity of the concept of the virtual museum of A.S. Khomyakov, as well as the ways of interaction in his work of various forms of cultural and religious experience associated, on the one hand, with the New European type of consciousness, and on the other, with the church tradition.

The relevance and novelty of the article is determined by the theoretical formulation of the problem and an attempt to apply this form in pedagogical practice, when studying the discipline in SPO.

 

Ключевые слова: А.С. Хомяков, богословское творчество, виртуальный музей, духовное наследие.

Keywords: A.S. Khomyakov, theological creativity, virtual museum, spiritual heritage.

 

Создание концепции виртуального музея в рамках изучения учебной дисциплины «История» в СПО основывается на принципе целостного духовно-жизненного и научно-ценностного рассмотрения религиозно-нравственного творчества А.С. Хомякова. Сама идея виртуального музея предполагает воссоздание жизни и творчества в целостной проекции на уровне идеального бытия, как писал русский философ-космист Н.Ф. Федоров: «… история только тогда будет всеобщей, когда музеи будут всюду, где есть умирающие» [6, с. 45]. По мысли Н.Ф. Федорова, «музей должен объединять науку и искусство, знание внутреннее и внешнее и стать своего рода проектом воскрешения [6, с. 81]. Исходя из этого, творчество А.С.Хомякова может быть представлено в единстве его жизненного, религиозного опыта и концепции нравственно-богословского знания. При этом связующими звеньями цельного жизнезнания А.С. Хомякова являются экзистенциальные переживания и настроения любви, вины, отчаяния, веры, смерти и т.д.

Религиозное творчество А.С. Хомякова является одним из основных источников русской философии религии. Основные категории религиозной философии Хомякова – «волящий разум», «религиозная вера», «религиозный опыт» и др. были положены в основание русской религиозно-философской традиции и определили специфику философии религии в России, которую в целом можно определить, как «христианскую религиозную философию» [1, с. 34-35]. К этому направлению следует отнести учения В.С. Соловьева, Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого и ряда других представителей русской классической религиозной философии. Основными темами русской философии религии стали темы определения сущности религии и ее духовно-нравственных критериев; соотношения веры и разума, откровения и умозрения; выявления основных ступеней откровения и его субъективных и объективных условий; исследование соотношения божественного и человеческого начал в культуре (идея Богочеловечества); анализ источников и критериев религиозного опыта и др. Все эти темы в той или иной мере затрагивались в богословских и философско-религиозных произведениях Хомякова.

При этом отличительной чертой религиозного философствования Хомякова явилась укорененность его религиозных идей в духовном и жизненном опыте. Речь идет о своеобразном русском варианте экзистенциальной философии религии. Изучение данного направления предполагает обращение к жизненным истокам религиозного творчества мыслителя, к воссозданию жизненных структур его религиозного опыта и религиозной веры, к пониманию экзистенциальных источников его опыта откровения [4, с. 112]. Такая возможность открывается через идею «виртуального проектирования» жизни и творчества Хомякова. «Виртуальное проектирование» оправдано в данном случае не только в силу отсутствия реального музея выдающегося отечественного мыслителя, недостаточной изученности его эпистолярного наследия и биографических материалов, но также вследствие использования на современном этапе образования методов прикладной информатики в области гуманитарных наук и искусств.

Сама по себе виртуалистика не является наукой. «Виртуалистика есть онтологический подход, который может быть использован в любой научной дисциплине» [5, с. 5]. Нет сомнения, что данный метод может быть успешно применен и в историческом знании.

Кроме того, использование виртуалистики крайне необходимо для многоаспектного рассмотрения религии и этики.  В этом случае, «виртуализация – это замещение определенной симуляцией, но не обязательно с помощью компьютерной техники, а самой логики виртуальной реальности» [5, с. 8-9].

В современной ситуации интерес вызывают практически все аспекты творчества А.С. Хомякова: славянофильская публицистика, историософия, богословское учение, религиозная и нравственная философия, поэзия и драматургия. Однако особенность времени состоит в том, чтобы увидеть духовное наследие А.С.Хомякова «сквозь призму личности, подвига веры и любви». Именно в личности А.С. Хомякова с особой силой выразилась духовная и жизненная мотивация творческого процесса, связанная с заботой о судьбах России, жизненным познанием истины, целостным духовным постижением тайны бытия, потребность внутреннего совершенствования и преображения. Все это определяет экзистенциальный срез духовного творчества А.С. Хомякова, в наибольшей степени заявившей о себе в его историософских и религиозных исканиях и построениях. Понимание и прочтение творческого наследия А.С. Хомякова сегодня немыслимо без обращения к его религиозно-нравственному опыту, возросшему на почве его душевных и жизненных переживаний и настроений, доминирующим из которых являлись переживания веры, любви, счастья, смерти.

Такой подход в исследовании предполагает экзистенциальное прояснение духовного наследия А.С.Хомякова, а также религиозно-нравственный анализ его эпистолярного творчества, так как наиболее полно экзистенциальные истоки своего творчества А.С.Хомяков сумел выразить в письмах, исповедальность которых позволяет во многом понять причины и мотивы его религиозных исканий. Однако и его богословские сочинения явились своего рода «исповеданием веры» [2, с. 215].

В этом смысле религиозно-философские построения А.С. Хомякова могут служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению духовных знаний в реальный жизненный мир современного человека, в культуру современного общества.

Исследование религиозно-нравственных оснований концепции виртуального музея А.С. Хомякова в рамках целостного анализа его жизни и творчества предполагает теоретическое обоснование и практическое приложение концепции для углубленного и наглядного изучения творческого наследия выдающегося русского мыслителя.

Существенный вклад в изучение духовного наследия А.С. Хомякова внесли классики отечественной философии: Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Н.С. Арсеньев, Л.П. Карсавин, и др. Во второй половине XX века религиозные идеи А.С. Хомякова становятся предметом пристального внимания и исследования западных богословов (преимущественно католических), прежде всего, в области экклезиологии (учении о Церкви). Особенно большой вклад в изучение богословского наследия А.С.Хомякова внесли такие исследователи, как Ив Конгар, А. Грантье, Э. Зуттнер, О' Лири, К. Онаш и др. Отечественные исследования духовного наследия А.С.Хомякова возобновляются с начала 90-х гг. XX века. В 1994 г. издаются историософские и богословские труды, подготовленные В.А. Кошелевым, В.М. Лурье и др. В современном отечественном хомяковедение появляется все большее число работ, в которых А.С. Хомяков рассматривается как светский богослов и религиозный мыслитель. Наряду с этим экзистенциальный поворот в изучении богословского наследия А.С.Хомякова готовился и в рамках литературоведческого дискурса в работах таких исследователей, как Б.Ф. Егоров, В.А. Кошелев, В.П. Океанский и др. [2, с. 54]

Таким образом, проблема исследования экзистенциальных начал духовного творчества А.С. Хомякова оказалась в настоящий момент актуальной. Достигнутый уровень изучения жизни и творчества А.С. Хомякова позволяет ставить задачу создания концепции виртуального музея, которая будет способствовать максимальному приближению к его жизни и творчеству и станет своего рода воплощенной экзистенцией. Ключевыми моментами методики преподавания курса являются следующие положения:

  1. Изучение эпистолярного наследия А.С. Хомякова, в контексте его жизни и творчества.
  2. Выявление религиозно-нравственных оснований жизнетворчества А.С. Хомякова и его преломления в эпистолярном наследии.
  3. Создание компьютерной базы, способствующей виртуализации биографических данных и творческих достижений А.С. Хомякова.

В работе со студентами должен использоваться синхронический принцип выделения ключевых религиозно-нравственных образов-идей (теологем): вины, покаяния, воскресения, Страшного Суда и др., с помощью которых исследуются истоки и основания жизни и творчества А.С. Хомякова.

Таким образом, более глубокое исследование студентами богословского творчества А.С. Хомякова позволяет студентам приобрести ту необходимую мотивацию духовности, предполагающую понимание задачи богословского просвещения, как обоснования преддверия и пути к живому Христу и Церкви, как телу Христову.

 

Список литературы:

  1. Благова Т.И. Особенности религиозно-философских воззрений А.С.Хомякова // Философия в России XIX — нач. XX в. Преемственность идей и поиски самобытности, 1991. - 14-23с.
  2. Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика. Юбилейный сборник, 2003. – 260 с.
  3. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков A.C. Сочинения в 2 т. Т.1, 1994. – 591с.
  4. Назаров В.Н.Обоснование соборной этики в богословии А.С.Хомякова / В.Н. Назаров // Философская этика и нравственное богословие: X Рождественские образовательные чтения, 2003.- 230 с.
  5. Носов Н.А. «Виртуальная психология», 2000. -  31 с.
  6. Федоров Н.Ф. «Эстетические и философские фрагменты» // Сочинения, 1982. - 625 с.
  7. Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в., 1986. – 446 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.