Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(246)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Рабаданов М.Р. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ВЫМОГАТЕЛЬСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 34(246). URL: https://sibac.info/journal/student/246/303507 (дата обращения: 28.01.2025).

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ВЫМОГАТЕЛЬСТВЕ

Рабаданов Магомед Раджабович

студент, факультет электронного обучения, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

РФ, г. Москва

Анализ правоприменительной практики по делам о вымогательстве свидетельствует о том, что в общей системе преступлений против собственности, удельный вес вымогательств невелик.

В тоже время необходимо отметить, что в России отмечается неуклонный рост киберпреступлений, прогрессируют IT-вымогательства, при этом раскрыть такую категорию дел очень сложно из-за анонимности преступников. Так, число IT-вымогательств в этом году выросло уже на 10%: если за 8 месяцев 2022 года с помощью интернета совершено 69% вымогательств, то в 2023 году - 79% [1].

Если раньше вымогательства по большей части совершались участниками ОПГ и сопровождались угрозой физической расправы, в связи с чем установление личности преступников не составляло особенного труда и позволяло обеспечить достаточно высокий уровень их раскрываемости, то сейчас интернет-вымогательство совершается дистанционно, в отношении молодых людей возрастом от 16 до 30 лет. Раскрываемость таких преступлений не превышает 4%.

По своей природе вымогательство относится к преступлениям с высокой степенью общественной опасности, поэтому борьба с данным видом преступной деятельности является одним из важных направлений внутригосударственной деятельности.

Изучение и анализ судебной практики по уголовным делам о вымогательстве выявили своеобразную цепочку проблем квалификации анализируемого преступления. Современное законодательство имеет некоторые пробелы в определении всех типов такого преступления, как вымогательство. Это связано с тем, что понятие вымогательства сходно по некоторым признакам с другими видами преступлений, от которых необходимо уметь его отграничивать. Наиболее частыми ошибками является отграничение вымогательства от грабежа, разбоя и самоуправства[2].

В теории уголовного права все названные проблемы не решены окончательно и, оставаясь актуальными, подчас вызывают сложности в правоприменительной деятельности.

Поэтому полагаем, что, к примеру, внесение изменений в диспозицию ч. 1 ст. 163 УК РФ раскроет индивидуальные особенности вымогательства и сможет способствовать качественному правовому регулированию уголовной ответственности за этот состав преступления.

В этой связи предлагается изложить данную правовую норму в следующей редакции: «Вымогательство, то есть принуждение с корыстной целью к безвозмездному предоставлению имущественной выгоды в пользу виновного в будущем времени, под угрозой реально воспринимаемой потерпевшим или связанного с ним лица в причинении существенного вреда их интересам».

Во всех своих проявлениях вымогательство - корыстно-насильственное преступление против собственности, мало чем отличающееся от таких насильственных форм хищений, как грабеж и разбой, соединенные с насилием. Отличие смежных составов преступлений может заключаться в объекте или предмете преступного посягательства, объективной, а также субъективной сторонам. Способность отметить эти отличия играет важную роль для правильной квалификации смежных преступлений.

Касательно объекта рассматриваемого преступления, стоит отметить следующее: основным непосредственным объектом вымогательства является конкретная форма собственности, дополнительным - то личное благо потерпевшего, которому угрожает опасность. Дополнительный объект - здоровье человека. Предметом является чужое имущество или право на имущество. То есть, с точки зрения объекта преступления вымогательство чужого имущества полностью соответствует признакам хищения и может быть признано таковым, а если предметом вымогательства является право на имущество или совершение других действий имущественного характера, то, в данных случаях, мы имеем дело с иными корыстными деяниями.

В результате вымогательства ущерб может быть причинен не только отношениям в сфере собственности, но еще более ценным объектам уголовно правовой охраны, а именно жизни, здоровью, достоинству личности. Одновременное посягательство на несколько групп ценных общественных отношений, характеризует вымогательство как одно из наиболее опасных преступлений, что позволило законодателю установить повышенную ответственность за его совершение, по сравнению с другими преступлениями против собственности [3].

В теории уголовного права большинство ученых придерживается мнения, что вымогательство отличается от грабежа и разбоя умыслом, так как при вымогательстве насилие и получение имущества относятся к будущему времени. Поскольку при вымогательстве либо момент передачи имущества, либо применения насилия умыслом виновного предполагается в будущем времени, только при совпадении момента получения и применения насилия, содеянное следует квалифицировать как грабеж или разбой. Следует учесть, что если умыслом виновного получение имущества предполагалось в будущем временем, а потерпевший, не дожидаясь наступления оговоренных сроков, передает его, то никакого перерастания вымогательства в грабеж или разбой не происходит [4].

Вымогательство чужого имущества содержит все признаки хищения. При разграничении вымогательства от смежных составов преступлений стоит учитывать, что когда предметом вымогательства является чужое имущество, то обязательным признаком вымогательства должна быть направленность угрозы и требования в будущее. Если же предметом вымогательства является право на чужое имущество либо действия имущественного характера, то указанный признак не является обязательным. Когда во время вымогательства происходит применение насилия, то при квалификации таких деяний стоит учитывать конкретные обстоятельства его применения. Если насилие применялось для подкрепления угрозы, то это охватывается квалифицированным составом вымогательства, если же по иным причинам, то эти деяния могут рассматриваться как насильственное хищение или причинение вреда здоровью потерпевшему.

На наш взгляд, решение проблемы данного характера подразумевает:

- внесение изменений в законодательство - наличия четкой формулировки понятия «Вымогательство»,

- в дополнение Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о вымогательстве» с разъяснением вопросов, которые вызывают противоречия в практической деятельности следственно-судебных органов.

Представляется, что это позволит следствию и судам четко разграничивать составы и правильно квалифицировать преступление.

 

Список литературы:

  1. Прокуратура: число IT-вымогательств выросло на 60% //https://ruposters.ru/news/28-09-2023/prokuratura-chislo-vimogatelstv-viroslo (дата обращения 19.10.2023 г.)
  2. Капустин С.П. Проблемы и особенности квалификации вымогательства // Молодой ученый. - 2019. - № 25 (263). - С. 297-299
  3. Шишкова Д.В., Сорокина К.В. Вопросы отграничения вымогательства от смежных составов // Научный Альманах. - 2016. № 11-1 (25). - С.  532-256
  4. Жабский И.А. Вопросы отграничения разбоя от смежных составов преступлений // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2020. - С. 152-157

Оставить комментарий