Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(245)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Кондратьева А.А. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, ПОТЕРПЕВШЕГО ОТ ИЗНАСИЛОВАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 33(245). URL: https://sibac.info/journal/student/245/302887 (дата обращения: 14.01.2025).

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, ПОТЕРПЕВШЕГО ОТ ИЗНАСИЛОВАНИЯ

Кондратьева Альбина Александровна

студент 2 курса, группа 09215-ЗМ, Юридический института, Иркутский государственный университет,

РФ, г. Иркутск

FEATURES OF THE PREPARATION OF THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM OF RAPE

 

Albina Kondratieva

2nd year student of group 09215-ZM, Law Institute, Irkutsk State University,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности подготовки к допросу несовершеннолетних, потерпевших от изнасилования, в аспекте обеспечения защиты несовершеннолетних, потерпевших от психического травмирования в ходе предварительного расследования. В основу подготовки к допросу положены возрастные психологические особенности несовершеннолетних. Показано значение консультации с психологом на этапе подготовки к допросу и его непосредственное участие в процессе допроса.

ABSTRACT

The article examines the peculiarities of the preparation of the interrogation of minors who have suffered from rape in the aspect of ensuring the protection of minors who have suffered from mental trauma during the preliminary investigation. The basis of the preparation for the interrogation is based on the age-related psychological characteristics of minors. The importance of consulting with a psychologist at the stage of preparation for interrogation and his direct participation in the interrogation process is shown.

 

Ключевые слова: допрос несовершеннолетнего, потерпевший, изнасилование, следственные действия, особенности производства допроса, уголовное судопроизводство.

Keywords: interrogation of a minor, victim, rape, investigative actions, peculiarities of interrogation, criminal proceedings.

 

Как известно, в ходе расследования изнасилования в целях получения достоверных данных о произошедшем противоправном деянии и полной реконструкции события преступления проводится допрос несовершеннолетней потерпевшей. Допрос является не только наиболее распространенным следственным действием, но и относится к числу тех прикладных проблем криминалистики, которые на сегодняшний день можно считать наиболее изученными и максимально обеспеченными соответствующими научно-методическими рекомендациями. Между тем утверждать, что организационно-тактические особенности подготовки и производства допроса полностью раскрыты, преждевременно. Особенно, если речь идет о расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних лиц.

В уголовное законодательство РФ регулярно вносятся изменения и дополнения, усиливающие уголовную ответственность за совершение половых преступлений, особенно за преступления, связанные с изнасилованием несовершеннолетних. Несмотря на это, количество возбуждаемых уголовных дел данной категории не снижается. Это обязывает должностное лицо, ведущее расследование по уголовному делу, в совершенстве владеть процессуальными и тактическими особенностями допроса несовершеннолетних (малолетних) потерпевших, при помощи которых закрепляются доказательства по уголовному делу. В комплексе это создает дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних от преступлений.

Изменения были внесены и в уголовно-процессуальное законодательство РФ. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» с 01 января 2015 г. введены новые правила допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в судебном следствии и оглашение показаний, данных в досудебном производстве [1].

Ввиду новых дополнений, суд не обязан вызывать в судебное следствие на допрос несовершеннолетнюю потерпевшую, если ее показания в ходе предварительного следствия зафиксированы на видеозапись или киносъемку, которые хранятся в материалах уголовного дела. Суд имеет право огласить показания по ходатайству стороны. С учетом этого обстоятельства, в настоящее время несовершеннолетние потерпевшие в суд вызываются крайне редко. Указанные нововведения подразумевают необходимость тщательной и подробной фиксации следователем допроса несовершеннолетних в рамках предварительного следствия.

Согласно ряду изменений, внесенных в УПК РФ по инициативе Председателя Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкина, именно следователи следственных органов Следственного комитета РФ осуществляют расследование по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних потерпевших [2]. Помимо производства предварительного следствия и решения его основных задач следователи Следственного комитета РФ уполномочены в ходе расследования оградить несовершеннолетних как жертв преступных посягательств от дальнейшего психического травмирования.

Между тем «ошибки», которые все еще допускают некоторые следователи, не только не защищают от «психического травмирования» несовершеннолетних, но и ставят под угрозу возможность получения достоверной информации. Как, например, следует относиться к неоднократности допросов несовершеннолетних потерпевших, как это было в рамках уголовного дела в г. Челябинске, где малолетняя была допрошена следователем три раза и с ее участием было проведена проверка показаний на месте?

В оценке подобных фактов мы согласны с мнением ряда авторов, которые утверждают, что «неоднократное погружение жертвы сексуального насилия в психотравмирующую для нее ситуацию является по меньшей мере негуманным. При отсроченном воспроизведении (например, малолетним ребенком) событий происшедшего возможны эффекты вытеснения, замещения, расцвечивания реальных событий, которые работники следственных органов могут ошибочно принять за более полные и достоверные показания, обогащенные новыми деталями» [3, с. 20].

Более того, позволим себе развернуть последний тезис. Учитывая закономерности психического развития, можно смело допустить, что чем чаще несовершеннолетний будет повторять, «озвучивать» интересующую следствие информацию, тем больше будет расти вероятность ее искажения. Иначе – тем менее правдивой она (эта информация) становится.

В возрастной психологии достаточно подробно изучены особенности психики несовершеннолетних, одной из которых является повышенная внушаемость. Вследствие повышенной внушаемости несовершеннолетнему сложно дифференцировать свой собственный опыт (то, что и как он наблюдал, ощущал, пережил и т.д.) от того, что он услышал или узнал от окружающих.

Обеспечение ограждения несовершеннолетних потерпевших от психического травмирования в ходе предварительного расследования, а также ориентация на обязательный учет возрастных особенностей психики несовершеннолетних требуют особо тщательной подготовки к их допросу.

Готовясь к допросу несовершеннолетней потерпевшей, следователю необходимо учитывать безотлагательность данного следственного действия, физическое и психоэмоциональное состояние. О возможности допроса несовершеннолетней потерпевшей, испытавшей сильное психотравмирующее воздействие и получившей серьезные телесные повреждения в результате изнасилования, перед его проведением следователю необходимо проконсультироваться с психологом либо лечащим врачом несовершеннолетней.

Подобная консультация желательна и с целью предварительного изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего, поскольку первый допрос обычно происходит в ситуации информационной недостаточности о личности ребенка. В этом смысле мы согласны с Е.Ю. Казачек о необходимости консультации со специалистами по вопросам детской психологии и педагогики перед допросом несовершеннолетнего. По мнению автора, «соблюдение данного условия в ходе подготовки позволит следователю в ходе допроса установить с несовершеннолетним психологический контакт, расположить к себе и тем самым уберечь от дальнейшего психического травмирования повторным вспоминанием произошедшего события» [4, с. 90].

При подготовке к допросу несовершеннолетних потерпевших особого внимания заслуживает вопрос не просто обеспечения уголовного процесса такими участниками как психолог, педагог и законный представитель несовершеннолетнего, а о подборе конкретных участников. Как известно, их участие является обязательным. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ «при проведении допроса, очной ставки, опознании и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно» [5].

Считается, что для допроса таких потерпевших лучше привлекать педагога, не знакомого с допрашиваемой, не работающего в учреждении, где она обучается. В последнее время следователи стали привлекать к допросу педагога-женщину более молодого возраста, чтобы несовершеннолетняя потерпевшая могла ассоциировать его с ровесницей и вела себя более раскованно.

Ряд авторов обратили внимание на необходимость участия в уголовных делах такого рода именно психолога, который «способен помочь ребенку выйти из стрессовой ситуации, связанной с насилием над ним, вспомнить происходящее, сможет разговорить подростка и оказать ему помощь в даче показаний. Это тем более важно, когда речь идет о неотложных следственных действиях, которые могут проводиться спустя непродолжительное время после события» [6, с. 20].

В отношении законных представителей совершенно логичным и не вызывающим возражений представляется мнение о том, что в их качестве нецелесообразно привлекать родителей, знавших о совершении сексуального насилия в отношении дочери и не пытавшихся прекратить его, привлечь насильника к ответственности (такие случаи имеют место быть в следственной практике), а также оказывающих негативное влияние на потерпевшую либо просто не имеющих психологического контакта с допрашиваемой.

Несомненной мы считаем и позицию основной массы родителей, искренне защищающих своих детей. Но и в этом случае, однако, применительно к рассматриваемой категории преступлений, выскажем предположение о том, что этот вопрос не может решаться автоматически. Мы имеем в виду нередко отмечающийся факт: чувство стыда потерпевшей несовершеннолетней, сопряженное с чувством вины (прежде всего перед родителями) и самообвинением. Подобные реакции, на наш взгляд, могут быть значительно снижены и даже нейтрализованы присутствием не постороннего для подростка, но не такого значимого как родители человека. Между тем, сказанное относится пока лишь к предположению и требует дальнейшего исследования.

Возвращаясь к предложению о консультации со специалистом на подготовительном этапе к допросу, отметим ее важность для установления контакта следователя с несовершеннолетней. Приемы установления психологического контакта достаточно известны. Однако установить такой психологический контакт с несовершеннолетней потерпевшей бывает затруднительно. Чаще всего это случаи изнасилований в семье, похищение и торговля несовершеннолетней для оказания сексуальных услуг и т.д. Несовершеннолетняя потерпевшая, испытывая страх, часто замыкается.

Е.В Васкэ отмечает, что жертвы сексуального насилия в возрасте до 12-13 лет обычно легко идут на контакт со следователем и склонны к даче объективных показаний [7, с. 47]. Особая доброжелательность необходима в общении с воспитанниками детских домов, детей из неблагополучных семей.

При расследовании уголовных дел рассматриваемой категории имеет значение выбор места допроса. Допрос несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет отличается от допроса несовершеннолетнего дошкольного и школьного возраста. Их целесообразно допрашивать в кабинете следователя. Официальная обстановка государственного учреждения подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний.

Е.А. Киселев, Е.Ю. Казачек считают, что «если следователь принял решение о допросе в кабинете следователя, то при подготовке к проведению допроса необходимо иметь в виду, что в кабинете следователя ничто не должно отвлекать внимание допрашиваемого несовершеннолетнего» [7, с. 28].

При этом эффективным средством получения информации от несовершеннолетней потерпевшей служит использование помещения, оборудованного зеркалом Гезелла. Согласно Приказа Следственного комитета Российской Федерации от 03 марта 2015 г. № 19 «Об оборудовании помещений для производства в Следственном комитете Российской Федерации следственных действий с участием несовершеннолетних», в зданиях Следственного комитета должно быть помещение, оборудованное зеркалом Гезелла. В помещении, оборудованном зеркалом Гезелла, психологи проводят беседы под незаметным наблюдением следователей, не нанося вреда психике ребенка, так как необходимо установить психологический контакт с несовершеннолетней потерпевшей. Поэтому использование зеркала Гезелла имеет особое значение [8, с. 176].

После установления контакта переходят к выяснению обстоятельств преступления. Авторы предлагают различные тактические приемы допроса несовершеннолетних, и нам думается, что их рекомендации уместны и приемлемы для каждого отдельного случая, в зависимости от обстоятельств дела.

Допрашивать несовершеннолетних потерпевших, находящихся в разной возрастной категории, необходимо с применением различных тактических приемов. Потерпевшие дошкольного и младшего школьного возраста испытывают затруднения при описании не только действий сексуального характера, но и содержания насилия, собственного состояния, поведения.

В ходе допроса малолетних предлагается использовать куклу. Следователь предлагает показать на кукле, в каком положении находилась потерпевшая на начальной стадии посягательства, как преступник положил, раздевал ее, в каком положении удерживал конечности ребенка, закрывал ему рот, нос и т.д. Такие потерпевшие, как правило, допрашиваются в домашних или школьных условиях, в привычной и знакомой для него обстановке.

Представленный в настоящей работе анализ особенностей подготовки к допросу несовершеннолетних потерпевших от изнасилования не претендует на всеобъемлющий характер и не снижает значение рабочего и заключительного его этапов. Вместе с тем качество подготовки к допросу способствует выяснению всех обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию в рамках расследования уголовного дела и минимизации психологической травмы несовершеннолетней потерпевшей.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» // Собрание Законодательства РФ. – 2013. – № 52 (Ч. 1). – Ст. 6997.
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ (в ред. 31.12.2019 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 16.
  3. Макуха Г.М., Курганова Н.И., Назарова Е.А. Защита прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном процессе по делам о преступлениях против половой неприкосновенности // Судья. – 2015. – № 7. – С. 11-22.
  4. Казачек Е.Ю. Организационно-тактические особенности допроса по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сборник научно-практических трудов. – М., 2013. – Вып. 1. – С. 90-110.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 17 февраля 2023 г. № 30-ФЗ) // Парламентская газета. – 2001. – 22 декабря; Российская газета. – 2023. – 21 февраля.
  6. Киселев Е.А., Казачек Е.Ю. Некоторые аспекты подготовки к допросу несовершеннолетнего потерпевшего // Российский следователь. – 2015. – № 11. – С. 19-28
  7. Васкэ Е.В. Анализ эмоционального реагирования несовершеннолетних потерпевших в ситуациях пролонгированной инцестной связи // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – № 3. – С. 47-51.
  8. Галкин Д.В. Использование зеркала Гезелла при расследовании преступлений, связанных с насилием над детьми // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014 г.). – М.: Академия СК РФ, 2014. – С. 176-179.

Оставить комментарий