Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 32(244)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Агеева Е.А. СТРИТ-АРТ КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 32(244). URL: https://sibac.info/journal/student/244/302419 (дата обращения: 27.11.2024).

СТРИТ-АРТ КАК ВИД СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Агеева Екатерина Андреевна

студент 4 курса, Институт Финансов Экономики и Управления, Тольяттинский государственный университет,

РФ, г. Тольятти

Пономарёва Наталья Ивановна

научный руководитель,

доц. кафедры «физическое воспитание», Тольяттинский государственный университет,

РФ, г. Тольятти

STREET ART AS A TYPE OF CONTEMPORARY ART

 

Ekaterina Ageeva

4th year student, Department of Economics "Business Analytics", Tolyatti State University,

Russia, Tolyatti

Natalia Ponomareva

Associate Professor of the Department of "Physical Education" Tolyatti State University,

Russia, Tolyatti

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье исследуются особенности, тематика и проблематика стрит-арта в современном искусстве. Также проводится анализ концептуальных примеров одного из известных представителей уличного искусства - Бэнкси, современного английского художника.

ABSTRACT

This article examines the features, themes and problems of street art in contemporary art. The analysis of conceptual examples of one of the famous representatives of street art - Banksy, a modern English artist, is also carried out.

 

Ключевые слова: современное искусство, стрит-арт, граффити, Бэнкси.

Keywords: contemporary art, street art, graffiti, Banksy.

 

Искусство современности – это совокупность художественных форм и выражений, сложившаяся во второй половине ХХ века. Обычно оно связывается с течениями модернизма или смысловыми противопоставлениями к нему. Тема становится все более актуальной вследствие возрастающей популярности стрит-арта в современном искусстве. Однако, мнения по поводу того, является ли стрит-арт искусством или нарушением правил, могут варьироваться в зависимости от взглядов людей.

Искусство всегда выполняло роль передачи идей и служило важным инструментом внедрения этих идей в общественное сознание. "Высокое" искусство, так сказать, тесно связано с крупными финансовыми ресурсами, которые, в свою очередь, имеют прямое влияние на политику и власть.

Разумеется, в искусстве особое внимание уделяется произведениям, которые способствуют внедрению определенных идей в сознание общества и являются неотъемлемой частью управления им.

Некоторые проявления современного искусства являются яркими диагнозами "болезней" современного общества. Игра и интерпретация в сфере современного искусства становятся формой сопротивления распространению поверхностной массовой культуры. Такое искусство отрицает превращение человека в безразличную часть государственной системы. [6].

Стрит-арт представляет собой современное художественное направление, которое характеризуется использованием городской среды для различных арт-проектов. Одной из заметных проявлений стрит-арта являются граффити, история которого началась в 1920-х годах, когда рисунки и надписи появились на товарных поездах, путешествующих по территории США. С течением времени это направление эволюционировало в способ передачи политических и других идей, а также в метод захвата и закрепления территории различными группами людей.

В 1980-е годы произошел внезапный и неуконтролируемый рост арт-движения, привлекая внимание различных культурных институций, от критиков до галерей. Это время ознаменовалось значительным количеством выставок, на которых молодые художники-райтеры получили признание в качестве полноценных художников. В 1981 году престижный журнал "Art Forum" посвятил статью явлению "FashionModa". Тот же год принес участие райтеров в выставке "PSI NewYork/NewWave" вместе с известными художниками, такими как Жан-Мишель Баскиа, Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. В 1982 году FashionModa представила свои работы на выставке "Dokumenta 7" в Касселе, Германия. [1] С этим заметным успехом многие первые райтеры также выставлялись в музеях Европы параллельно с участием в престижных галереях Нью-Йорка.

Уличное искусство не имеет четких или технических ограничений, поэтому невозможно выделить конкретных предшественников для самого стрит-арта. В этом жанре существует множество различных поджанров, у каждого из которых своя история. В настоящее время, когда стрит-арт уже признан как форма искусства, появилась точка зрения, которая расценивает его как привлечение внимания широкой общественности. Уличные художники превращают скучные промышленные города в новые культурные центры, создают эстетические пространства и улучшают качество жизни местного населения.

Один из ярких примеров такой превращающейся среды может быть город Бристоль, который считается родиной художника Бэнкси. В настоящее время его произведения не только сохраняются, но также стали объектами экскурсий и туристического интереса.

Бэнкси – это псевдоним, под которым известен скандально известный английский художник граффити из андеграунд-сцены. Его биография и настоящее имя стали предметом множества дебатов. Существуют разные версии, но самыми распространенными являются те, которые утверждают, что его настоящее имя – Роберт или Робин Бэнкс. [2]. Миллионы людей знают его, но видели его работы только его друзья. Он всегда скрывает свое лицо и использует голосовой искажитель для интервью. Бэнкси – всемирно известный художник граффити, чьи произведения распространены по всему миру. Их можно увидеть на его родине Бристоле, в Лондоне, на разрушенных стенах Нового Орлеана, в Каире, Лос-Анджелесе и на разделительной стене на Западном берегу реки Иордан. [2,3]. Работы художника часто содержат социально-политический месседж, остроумны и носят антивоенный или антикапиталистический характер.

Бэнкси создал граффити, обладающее уникальным стилем и мгновенно узнаваемым эффектом. Его произведения несут озлобленный, но при этом забавный взгляд на современную жизнь, часто изображая животных, включая обезьян и крыс, которые выступают в качестве символов и привлекают внимание к испорченности нашей культуры. Помимо уличных работ, такие акции помогли ему достичь большого успеха. Бэнкси превратил уличное искусство в своеобразный перформанс, пародируя работы крупных брэндов и нападая на устоявшиеся ценности. [4].

Одно из наиболее популярных и обсуждаемых произведений Бэнкси, "2012 Olympic Pieces", посвященное Олимпийским играм в Лондоне. В граффити затрагивается проблема детского труда в странах третьего мира - изображение мальчика, который на коленях шьет маленькие британские флаги для Олимпиады. Этот мальчик, лишенный детства, создает символы праздника, которые будут использоваться всего лишь в течение пары недель, после чего флаги окажутся на свалке. Цена этой картины оценивалась от 500 000 до 700 000 долларов.

Анализ и конструктивная критика арт-проектов Бэнкси могут быть дополнены тем, что он владеет основами классической школы искусства: анатомической структурой человека, принципами композиции, цвета и формы. Отсутствие этого знания отразилось бы негативно на его работах, превращая их в простые "помехи на стенах", которые могли бы быть рассмотрены как вандализм, а не искусство.

Выводы. Стрит-арт имеет различные цели: агитация, самовыражение, пропаганда, критика, привлечение внимания к проблемам. Он представляет собой одну из самых современных форм искусства, примеры которого можно увидеть не в музеях и галереях, а на улицах городов, как больших, так и малых. Стрит-арт не стремится к объективному качеству, художественность определяется исключительно зрителем. Художники выходят за рамки установленных правил, отказываются от известности и критики, делая обывателей экспертами и ожидая их оценок. Бэнкси, пожалуй, один из немногих, кто создает уникальные социальные граффити, критикующие явления нашей повседневной жизни.

 

Список литературы:

  1. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания ХХ века. Формальная школа / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 344 c.
  2. Сайт о современных художниках. [Электронный ресурс]. URLhttp://contemporary-artists.ru/Banksy.html (Дата обращения 18.03.2018г.).
  3. Бэнкси.РФ. [Электронный ресурс]. URLhttp://www.бэнкси.рф (Дата обращения 28.11.2017г).
  4. Капёв Е. BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет, вы скоро об этом узнаете /[пер. с англ. Е.Кеник]. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 240с.
  5. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. Спб., 2004.
  6. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Постмодернизм: Учебное пособие / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 287 c.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.