Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(243)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ГОРОД И ДЕРЕВНЯ В РАССКАЗАХ РОМАНА СЕНЧИНА
TOWN AND VILLAGE IN THE STORIES OF ROMAN SENCHINA
Seda Badalyan
student, department of Russian literature of the 20th and 21st centuries, theory of literature and humanities, Voronezh State University,
Russia, Voronezh
Tatyana Ternova
Scientific supervisor, Doctor of Philology, Associate Professor, Voronezh State University
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В статье речь идет об оппозиции «город-деревня», которая является одной из главных особенностей художественного мира Романа Сенчина. В своих произведениях автор показывает нам разницу между жителями города и деревни.
ABSTRACT
The article deals with the “city-village” opposition, which is one of the main features of the artistic world of Roman Senchin. In his works, the author shows us the difference between city and village residents.
Ключевые слова: Роман Сенчин, рассказ, деревня, город.
Keywords: Roman Senchin, story, village, city.
Роман Сенчин – небезызвестное имя в среде российских писателей и литературных критиков [1]. Его творчество неразрывно связано с Родиной. В своих рассказах Роман Сенчин создает свой художественный мир, обладающий целым рядом идейно-художественных особенностей, которые делают его творчество самобытным и узнаваемым.
Для творчества Романа Сенчина характерно суровое отображение действительности без прикрас и попыток что-либо смягчить, с жесткими героями — обычными людьми, чья жизнь далека от сказки. События разворачиваются в привычной, будничной обстановке. Герои – как правило неудачники, люди, не нашедшие себя. Чаще всего они и не пытаются что-то делать, что-то изменить. Их мало заботит будущее, они больше сожалеют об упущенных возможностях в прошлом.
Язык книг Сенчина — намеренно упрощенный, максимально лишенный «украшательств», метафоричности. И это не случайность, а позиция – это от того, что форма должна соответствовать содержанию.
Роман Сенчин – несомненный лидер в поколении нынешних прозаиков. Практически каждая публикация его жестких, построенных на современном жизненном материале рассказов и повестей вызывает горячие споры среди критиков самых разных направлений [2].
Одной из главных особенностей рассказов писателя является оппозиция «город-деревня», которая лежит в основе или так или иначе присутствует во многих его произведениях.
В одном из интервью Сенчину был задан интересный вопрос: «Если Русской деревни уже нет, то какой выход из ситуации видите лично Вы? Что должно появиться вместо неё?». Писатель ответил так: «Делать заявление, что русской деревни нет, я бы не стал. Она уже многие века в умирающем состоянии. Сегодняшняя деревня во всем зависит от города – начиная с техники и заканчивая буханкой хлеба. В деревню должна вернуться работа, и тогда, может быть, жизнь там наладится. Но, кажется, большинство крестьян уже совершенно разучились работать. А что вместо деревни, не знаю».
В рассказе «На будущее» [3]. противопоставляется неспешная, но серая и лишённая высоких смыслов жизнь провинции в московской погоне за успехом и материальными благами. Городок находится недалеко от областного центра, а потом 7 часов на поезде до Москвы, но это не такая уж и глухомань. 90-е годы. Оля 20 лет приехала в Москву. Москвичи – биороботы, не люди – это основная мысль рассказа. Автор всегда подчёркивал, что селяне более чисты душою, более нравственны, чем городские жители.
В рассказе «На балконе» [4]. Друцкий родом из деревни. Показаны современные дни: коронавирус, театр, жена в депрессии, но заканчивается рассказ надеждой, что найденную женой пьесу можно предложить в театр, либо же самим сыграть и показать через интернет. Основная тема – тоска по деревне, в своё время герой поехал в город, хотел стать артистом, погнался за славой, за деньгами. Да и удача отвернулась от него, не то у однокурсника Панина. Правда, умер рано, зато узнал, что такое слава и признание. А сейчас в трудную минуту вспомнилась родная деревня, крыши, покрытые шифером, трактор «Белорус», но кому он там нужен. Ни родни, ни кола, ни двора. Вымирание деревень, люди покидают деревню, уезжая в город.
Тема деревни оригинально продолжается в рассказе «Без имени» [5]. На этот раз показан животный мир. Писатель говорит, что даже животному нужна ласка, имя.
А вот и русская интеллигенция, судьба людей, переживших Великую Отечественную войну; перестройка, репрессии, любовь к природе, патриотизм, одиночество, тема прошлого и его наследие, распад СССР. Об этом можно прочитать в рассказе «Дома» [6].
Показано Село Туранское–город Туран. Чуть не край географии. История появления. Появляются деревушки, названия, как у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», говорящие: Грязнуха, Бояровка, Сосновка, Берёзовка и другие. С каждым годом население прибавлялось, так как «безземельные крестьяне, гонимые староверы, разные бесприютные люди выплёвывались тогда из России щедро». Но в начале 90-х внуки и правнуки переселенцев начали обратный отток, покидая поселенья. Они устремились в большие города: в Екатеринбург, Томск, Петербург, Москву. Так русское население разъехалось, распылилось по великой стране. Лет через двадцать и вовсе исчезнет с лица земли понятие «русские» Тувы.
Анна Семёновна Верясова – главная героиня. Женщина в годах рассказывает о своём родном крае, в котором она родилась, выросла и проживает остаток жизни. Анна Семёновна-именно так зовут героиню. Она отличается интеллигентностью, хорошим вкусом, мудростью, театральными навыками и умением ценить даже воздух, что не свойственно современному поколению.
Она проживает свою жизнь и хочет оставить хоть какой-то след после себя, а также хочет, чтобы её малая Родина не потерялась среди тех деревень, которые не смогли сохраниться и не утонуть на фоне больших городов с высотками. Поэтому, Анна Семёновна, закончив институт, возвращается в свой маленький городок и начинает вовлекать его и жителей в культурную жизнь.
Автор призывает читателя любить и помнить свою Родину, знать и изучать её корни, почитать память предков. На примере Анны Семёновны автор хочет показать, что, несмотря на различные преграды (одиночество в детстве, послевоенное время, осуждение со стороны общества из-за того, что дедушка Анны Сергеевны состоял в партии большевиков), она не теряет любовь к своей родине, желание улучшить и восстановить то, что когда то было потерянно и подвергалось разбазариванию, а сейчас же приобретает историческую и культурно-наследственную ценность. Нужно ценить то, что умеешь, и наслаждаться любой мелочью.
Идея рассказа заключается в том, что каждый человек должен знать историю своего края, любить и ценить его, быть верным малой родине.
Особенно ярко противопоставление города и деревни проявляется в рассказе «Ты чего?» [7]. Роман Сенчин очень интересным образом подводит читателя к мысли о том, что от любого момента в жизни нужно брать хоть что-то полезное. Так и здесь наш герой совершенно не хотел ехать в путешествие на реку Вожу со своими друзьями Бурковскими. Все выходные Петров читает разную информацию о том месте, куда он собирается со своей семьей. Он находит большинство информации абсурдной и пытается отговорить свою жену, но дабы избежать скандала, соглашается на эту «авантюру». За руль Петров отказался садиться и он со своей семьей и семьей Бурковских едет в одной машине в напряжённой для него обстановке. И даже до конца пребывания в исторической деревне, Петров лишь стремится поскорее попить воды, а не провести время с семьей, но каково для Петрова было удивление, когда за воду с него не взяли деньги. И, казалось бы, он ничего не хотел брать от этого мини-путешествия, но он теперь надолго запомнит этот момент. А каково было возмущение мужика-селянина, что горожанин за родниковую воду, за дары природы предлагает ему деньги! Сенчин показывает негодование героя, оскорбление его до глубины души словами: «Ты чего! ...грязное у тебя сердце». Вот этот эпитет «грязное сердце» и характеризует городского человека, полностью нравственно разложившегося. Здесь автор ещё раз подчёркивает важность момента: человек, выросший на лоне природы, в провинции, в дальней деревушке, уважающий традиции и есть лицо вселенной. Такими должны быть все люди. Это одна из важных мировоззренческих позиций автора.
Рассказ «Напрямик» [8] повествует нам о теме деревни, провинции, исчезновения маленьких деревень и проблем жителей провинции, в частности, общественный транспорт.
В произведении автор показывает нам разницу между жителями города и деревни. Героиня приехала из большого города и привыкла к вежливому отношению, но в маленьких городах зачастую отношение другое.
Настя-главная героиня романа, приехала после успешно сданной сессии в родной город. Мама попросила Настю съездить до тети Вали в посёлок и отвезти ей таблетки. Настя в хорошем настроении отправилась на остановку. Она умела очень ясно определять, кто из города, а кто деревенский. Она стояла и слушала разговоры людей, даже поддержала одну девушку. Когда приехала маршрутка, оказалось, что она не едет в село, где живет тетя Валя. Настю оскорбили и выгнали из маршрутки.
Показаны взаимоотношения поколений, разный уровень жизни горожан и людей из деревни, разный менталитет горожан и людей из деревни и города, а также человеческие пороки, например, зависть.
В основном, автор употребляет разговорную лексику, чтобы сблизиться с читателем, а также передать атмосферу деревни. Использует жаргонизмы, лексический повтор и однородные члены, множество сравнений, передающие разный уровень жизни и образованности людей из деревень и городов.
В другом произведении «Очнулся» [9], автор помогает проанализировать ошибки, допущенные и вовремя не исправленные.
Свирин - главный герой рассказа. В детстве жил в столице одной из союзных республик Средней Азии. Потом из-за непонятной ситуации в стране он вместе с родителями перебрался в деревню, где влюбляется в огородничество. Он получил достойное образование, но профессию выбрал не по душе. Стал бизнесменом. Купил квартиру, женился, развёлся. И решил перебраться в деревню к родителям. Но это был не сыновний долг, а желание повозиться в огороде. Скорее всего, это была детская травма из-за тяжёлого положения в детстве. Картошка спасала в голодную зиму. Дома было и пюре, и жареный картофель, и вареный. Его интересовал только огород, причём, сам тому удивляясь, он хотел, чтобы в нём оставалось всё, как было. Его раздражали любые изменения (новая поликарбонатная теплица или новый лёгкий насос вместо старого, тяжёлого). В ходе пребывания Свирина в родительском доме появляются некоторые бытовые проблемы, с которыми обычно помогали соседи. Но поскольку Свирин и сам справится с домашними проблемами, помощь соседей была не нужна. Свирин грубо отвергает Белякова и очень напряжён из-за ситуации с соседом Сашей. Но мать объясняет сыну, что нельзя так грубо обходиться с соседями. Пусть они не обладают высокими культурными качествами, но зато они искренне помогают. И к тому же соседи оказывают помощь постоянно, а ты приезжаешь лишь раз в год. И тут Свирин понял, что его родители старенькие и им самим нужен уход.
Так автор затрагивает такое чувство, как эгоизм и на протяжении всего рассказа описывает то, как герой увлечен лишь собой и своими желаниями, не замечает действительно важные аспекты его жизни. Он совсем не понимает, как тяжело стало стареньким родителям в деревне без помощи близкого человека. И только в конце автор даёт возможность прозреть герою и осознать все свои ошибки, весь свой эгоизм. «Лучше поздно, чем никогда».
На примере рассказов Романа Сенчина можно сделать вывод, что деревни, к сожалению, вызывает у читателя чувство скорби. По деревенской тематике Сенчин делает акцент на уничтожении деревень, деградации провинции, так как нет полей, дорог, работы для людей, поэтому многие спиваются, опускаются «на дно» жизни. Но есть ещё люди в селеньях, и их надо оберегать, помогать им. Автор говорит о духовном богатстве деревенских жителей. А те, кто уезжает в город, гонится за «большой деньгой», морально уничтожают себя, превращаясь в горожан. Ведь городские только работают, живут по режиму, главное, заработать деньги, и не всегда уже находят время для посещения музеев, театров, чтения книг, промолчим про вылазки на природу. Они разучились ценить душу, душевные качества, постепенно превращаясь в роботов. И сейчас не только будет умный дом, но и роботизированный человек. Конечно, в сравнении с цивилизацией города безбожно выглядит деревня: без дорог, без лекарств, без работы, поля не засеяны, без магазинов (приезжают автолавки), а за бензином к приезжей машине с цистерной выстраивается очередь людей с канистрами. И это общая картинка срединной России. Сенчин сам с провинции, поэтому много автобиографичности в его произведениях, да и в публицистике тоже. И хотя он много лет живёт в Москве, никогда не переставал думать и писать о глубинке. Хоть он и сказал, что деревня зависит от города вплоть до булки хлеба, однако не стоит забывать, что издревле деревня служила фундаментом для города. И всё-таки нельзя забывать о провинции и тех, кто там живёт.
Список литературы:
- Единый ресурс русскоязычных литературных журналов и альманахов [Электронный ресурс] — Режим доступа https://журнальныймир.рф/content/bez-imeni — Дата обращения: 21.04.22 Единый ресурс русскоязычных литературных журналов и альманахов [Электронный ресурс] — Режим доступа — Дата обращения: 21.04.22.
- Единый ресурс русскоязычных литературных журналов и альманахов [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://журнальныймир.рф/content/da-ty-chego-0 — Дата обращения: 12.04.22.
- Журнал о литературе «Эстезис» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://aesthesis.ru/magazine/april16/interview-senchin — Дата обращения: 22.07.23.
- «ЛитРес: Библиотека» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://pda-biblio.litres.ru Дата обращения: 15.04.22.
- Портал больших литературных возможностей [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://pechorin.net/services/view/sienchin-roman Дата обращения: 25.07.23.
- Электронный литературный журнал [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://literratura.org/prose/3151-roman-senchin-ochnulsya.html — Дата обращения: 20.04.22.
Оставить комментарий