Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(243)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STATE AND THE CHURCH IN HISTORY OF RUSSIA
Mikhail Berlizov
Student, Department of Stateand Municipal Management, South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Russia, Rostov-on-Don
Mikhail Zagorulko
Student, Department of State and Municipal Management, South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Russia, Rostov-on-Don
Ilya Basov
Student, Department of Stateand Municipal Management, South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Russia, Rostov-on-Don
Marina Terentyeva
Scientific supervisor, senior lecturer, South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ взаимоотношений между главенствующими социальными институтами до XX в. в России - церковью и государством, основанный на мнениях авторитетных российских историков. Прослеживается степень взаимозависимости этих институтов, попытки каждого из них заполучить всю полноту власти. Выявлена роль церкви в жизни российского государства и поднята проблема нарушения соотношения между духовной и политической сферами жизни общества, вследствие которого возникали внутригосударственные конфликты.
ABSTRACT
The article presents an analysis of the relationship between the dominant social institutions before the XX century in Russia - the church and the state, based on the opinions of authoritative Russian historians. The degree of interdependence of these institutions is traced, the attempts of each of them to get full power. The role of the church in the life of the Russian state is revealed and the problem of the violation of the relationship between the spiritual and political spheres of society is raised, as a result of which intra-state conflicts arose.
Ключевые слова: церковь, российское государство, власть, история России.
Keywords: church, Russian state, government, history of Russia.
Взаимоотношения церкви и государства является сложной и многогранной проблемой и предметом для дискуссии. Мы считаем, что лучше всего охарактеризовать данный вопрос можно, опираясь на достоверные известные факты и мнения знаменитых российских историков.
В своем труде «История государства российского» Н.М. Карамзин отмечал, что именно церковь поспособствовала развитию централизованного единого государства: «...в уничижении имени Русского мы возвышали себя именем Христиан, и любили отечество как страну Православия». [1, с. 203] Таким образом подчеркивая особую роль церкви как для государства, так и для русского общества, показывая связь между именем русского и христианской идентичностью.
Вопрос о взаимоотношениях государства и церкви поднимался В.О. Ключевским, который определил эти отношения так: «Русской Церкви как христианского установления нет и быть не может; есть только рясофорное отделение временно-постоянной государственной охраны». [2] Т.е. церковь на протяжении всей истории была одним из инструментов государственной власти, выполняющим функцию зашиты государства. Также он полагал, что церковь создала элементы, параллельные и схожие государственным. Такими элементами, например, является иерархичная структура (патриарх долгое время был вторым по важности человеком в государстве после царя), владение богатствами и землями (до секуляризации церковных земель церковь была даже богаче государства).
Соловьев в своих трудах отводил особое место религии, считая, что христианское государство – наилучшая форма существования общества и государства, единственный путь развития и справедливости. Т.е. он поддерживал идею о взаимопомощи государства и церкви в управлении обществом, при этом ни тот, ни другой институт не должен иметь всю полноту власти. [3]
Каждый из историков отмечает важность церкви в жизни государства и общества на протяжении всей русской истории. Эти отношения в разное время варьировались от полной зависимости от церкви до тотального ограничения ее деятельности, что говорит о внутреннем конфликте между государством и церковью.
Исходя из вышесказанного, можно проследить некое развитие государственно-церковных отношений на протяжении истории России.
Большой вклад в развитие и распространение христианства и церкви внесли Кирилл и Мефодий, которые стали первоучителями славянства, их труды положили начало становления русской цивилизации и создали среду для взаимодействия церкви и государства. [4]
В период феодальной раздробленности произошло не только политическое, но и церковное разложение, которое проявлялось, прежде всего, в игнорировании епископами права митрополита собирать поместные соборы. Переносы митрополичьей кафедры являлись важными событиями – это определяло политический центр и сильнейшее княжество раздробленной Руси. В период татаро-монгольского ига государство ощущало на себе жесткое давление извне, деструктурировалось и не имело возможности поддерживать население. В этот тяжелый период сохранение русской национальной идентичности и духовности взяла на себя церковь, поскольку на нее оказывалось наименьшее давление со стороны татаро-монголов.
Далее, XV век принято считать началом самостоятельности русской православной церкви. Это было одним из важнейших событий в становлении русского государства, поскольку с 1448 года русская церковь не зависела от внешнеполитических условий.
В XVI веке популярность приобрела теория «Москва – третий Рим». Монах Псковского монастыря Филофей писал Василию III: «Так знай, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве... и это – российское царство; ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать!» [5] Таким образом, благодаря церкви Россия ощущала преемственность величия Византии, что способствовало поднятию престижа и авторитета страны.
Еще одним важным фактов являлось то, что патриарх возглавлял Земский Собор, что означало фактически принадлежность церкви к властной управленческой структуре. Однако с отменой Земских Соборов и реформ Петра I положение церкви в иерархии власти и ее взаимоотношения с государством резко ухудшились. Петр проводил реформы, направленные на модернизацию церкви, упразднил патриаршество и создал Святейший Синод, который подчинялся императору, что означало полное отлучение церкви от власти. [6, 7]
В эпоху дворцовых переворотов государство вобрало в себя всю полноту власти – утвердилась абсолютная монархия, и никакая власть не могла стоять выше императорской. Так, с начала XVIII века Русская православная церковь полностью перешла под власть государства, стала частью государственного аппарата. Главным духовным органом, осуществляющим административные и судебные функции, стал Святейший синод. Произошедшая секуляризация упразднила монастырские вотчины и способствовала закрытию более 80% монастырей.
В XIX веке церковь так же рассматривалась как часть государственного аппарата, полностью подчиненная власти государя. Только теперь отношения в духовной сфере регламентировались законом и правом. Т.е. происходит еще большее вторжение государства в дела церкви. Государство призвало быть более веротерпимыми по отношению к другим народностям и религиям, поскольку Россия уже тогда была многонациональной страной (Согласно статистических данных всероссийской переписи населения, проведенной в
1897 году, православие исповедовали 71% населения). Таким образом, нужно отметить, что вероисповедательная политика русского государства в XIX была направлена на централизацию с полным государственным контролем. Также церковь была призвана выстраивать дипломатические отношения с церквями других стран в целях построения конструктивного диалога между странами. [8]
Вопрос о взаимоотношениях государства и церкви был и остается актуальным, хоть и в меньшей степени, чем это было в царской России. Если говорить об исторической перспективе, то можно проследить, как менялись направления векторов развития государства и церкви. С каждым веком отношения становились напряжение из-за нарастающих потребностей обеих сторон. Можно сделать вывод, что самой эффективной формой, как это отмечалось ранее, является взаимодополнение государства и церкви в стране. Церковь является важным институтом для общества, который помогает сохранить национальную и религиозную идентичность. Также церковь является стабилизатором в политической и социальной сферах, стоит на страже порядка в государстве. Государство же, в свою очередь, должно создавать такие условия, которые были бы благоприятны для совместного существования двух важных институтов общества.
Список литературы:
- Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1993. Т. V
- Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет М., «Мысль», 1990.
- Владимир Соловьев РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Написано на французском языке, оп. в Париже, 1889. В пер. с французского Г.А. Рачинского оп. в М., тип. А.И. Мамонтова, 1911.
- История Русской церкви. Том 1. Раздел 1. Глава 3. [Электронный ресурс]: АЗ БУКИ ВЕДИ-Я БОГА ВЕДАЮ. Режим доступа: http: //russky.com>church_his/mak0103.htm/, свободный. Загл. с экрана.
- Н.С. Жукова Сущность государственной идеологической концепции «Москва – третий Рим», 2010, Философия права.
- Самойловский А. Л. Русская Православная Церковь в эпоху реформ Петра Великого. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(4):43-43. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10259.
- История русской церкви под управлением Святейшего синода : Т. 1- / Соч. С.Г. Рункевича. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1900. - 24.
Оставить комментарий