Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 30(242)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Мержоев А.А. К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КВАЛИФИКАЦИИ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 30(242). URL: https://sibac.info/journal/student/242/300765 (дата обращения: 19.12.2024).

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КВАЛИФИКАЦИИ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Мержоев Али Ахмедович

магистрант, кафедра уголовного права и судопроизводства Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье проведен научный анализ некоторых проблем квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации. На основе проведенного исследования выявлен ряд таких проблем, предложены варианты их решения

 

Ключевые слова: мошенничество, компьютерная информация, продолжаемое преступление, проблемы квалификации

 

Общественная опасность мошенничеств в сфере компьютерной информации не вызывает каких-либо сомнений. Также обоснованным видится тезис о так называемой востребованности данного вида преступлений – на это указывают статистические данные, свидетельствующие о стабильно высоких показателях судимости за преступления, предусмотренные ст. 1596 УК РФ [9].

И общественная опасность, и уровень распространения мошенничеств в сфере компьютерной информации обосновывают необходимость определения современного состояния реализации уголовной ответственности за данный вид хищений. И, первоначальным вопросом в данном случае видится выявление проблем квалификации преступлений, предусмотренных ст. 1596 УК РФ.

Очевидно, что наличие данных проблем, их нерешенный характер крайне негативно сказываются на общем состоянии уголовно-правового противодействия подобным видам преступных деяний.

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос о том, справедливо ли утверждать о наличии проблем квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации или нет.

К сожалению, по-нашему мнению, ответ на указанный вопрос – однозначный.

Практически сразу после введения законодателем в УК РФ нового состава преступления – мошенничества в сфере компьютерной информации, в научной среде возникла и продолжается до сих пор дискуссия относительно объективности данного решения. Анализ научной литературы позволил нам выделить ряд основных замечаний: несовершенство конструкции состава мошенничества в сфере компьютерной информации; неправильное описание способа совершения преступления; недостаточность описания основных признаков и элементов состава преступления и др.

Как итог, на сегодняшний день достаточная часть ученых высказывается достаточно радикально, указывая на необходимость исключения ст. 1596 из УК РФ и формулирования ее признаков в других составах уголовного закона (Т.А. Кули-Заде [5], Т.Ю. Орешкина [6]). Многие ученые, рассматривая сложившуюся дискуссию пишут о том, что основной ее причиной стала непоследовательность позиции законодателя, заложившего множество сложно решаемых проблем квалификации данного вида преступления (Н.А. Лопашенко [7] , А.Н. Харитонов, Е.В. Никульченкова) [8].

Таким образом, полагаем, что тезис о наличии проблем квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации – объективен, обоснован сегодняшними реалиями, закладке которых во многом поспособствовал сам законодатель при закреплении соответствующего вида хищений.

Одна из наиболее значимых проблем квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации связана с определением предмета данного преступления. Ранее нами уже указывалось, что предмет преступления, предусмотренного ст. 1596 УК РФ, необходимо оценивать в дуальной плоскости. Так, в случае мошенничества-хищения, предметом преступления выступает чужое имущество, характеризующееся физическим, экономическим и юридическим признаками. В свою очередь, предметом мошенничества – приобретения права на чужое имущество в сфере компьютерной информации признается удостоверенная в документах возможность осуществлять правомочия собственника или законного владельца в отношении определенного имущества, безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, иные права требования.

Вместе с тем, анализ материалов судебной практики позволяет сделать вывод о том, что правоприменитель не всегда правильно оценивает предмет мошенничества в сфере компьютерной информации, неверно причисляя его к той или иной категории.

Приведем пример судебной практики, подтверждающий сказанное. «Р.В.К., работая в ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» в должности старшего территориального представителя и имея доступ к компьютерной информации компании, вступил в предварительный преступный сговор с Б.А.А., направленный на хищение имущества ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» путем ввода компьютерной информации через складскую компьютеризированную систему заказов на общую сумму 96 411 рублей, с доставкой продукции в адрес проживания Б.А.А.» [4]. Как видим, в представленном случае суд указал, что предметом преступления выступает конкретный товар (вещь).

Вместе с тем, на наш взгляд, в представленном примере произведена неправильная оценка предмета преступления. Предметом преступления в данном случае выступило право на имущество, а не само похищенное имущество.

Данное право на получение возникает с момента внесения данных в систему заказов, а после подписания заказ-наряда (или иных правоустанавливающих документов) приобретает имущественный характер. Также отметим, что для того, чтобы стать предметом мошеннического посягательства, право на имущество должно быть выражено материально в различных документах, которые бы удостоверяли возможность получения по ним каких-либо материальных ценностей, либо пользование каким-либо имуществом.

Приобретение документов подобного рода, вне зависимости от того, удалось ли мошеннику получить по ним материальные ценности, либо воспользоваться ими, влечет за собой образование оконченного состава мошенничества.

Также в рамках исследования хотелось бы обратить внимание на проблему квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации, как единого продолжаемого преступления.

Данный вопрос особенно актуален для рассматриваемого преступления, поскольку именно компьютерные мошенничества, как правило, совершаются, во-первых, на неоднократной основе, во-вторых, по единой схеме, одними и теми же субъектами.

Как известно, признаками единого продолжаемого преступления являются единство объекта, тождественность действий и способов совершения преступления, единство умысла и цели [3]. Вместе с тем, полагаем, что общая концепция единого продолжаемого преступления не может быть применена к мошенничеству в сфере компьютерной информации в «чистом» виде. Это связано с особенностями совершения преступления, предусмотренного ст. 1596 УК РФ, а именно возможностью реализации преступных замыслов посредством совершения хищения из одного места в физическом смысле слова (банк, финансовая организация и др.), но при этом в отношении владельцев счетов, с которых списываются безналичные денежные средства, являющихся разными лицами.

Описанная специфика не всегда учитывается судами при рассмотрении дел соответствующей категории.

В решении Промышленного районного суда г. Самары было установлено, что подсудимый П. совершил 6 эпизодов мошенничества в сфере компьютерной информации, осуществляв переводы денежных средств на счета подконтрольных ему SIM-карт.

Подсудимый П. продолжительное время изымал незначительные суммы в пределах от 150 до 600 рублей в разные дни, но при этом хищения происходили с денежного счета одного человека. Суд квалифицировал содеянное Прохоровым В.Н. как единое продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 1596 УК РФ [1].

Однако по другому делу, действия К. судом были квалифицированы как совокупность предусмотренных ст. 1596 преступлений, совершенных при следующих обстоятельствах. Используя программное обеспечение АБС «Ensemble», К. незаконно переводил незначительные денежные суммы из единой базы данных (то есть из одного источника) [2].

Более обоснованной представляется та судебная позиция, согласно которой тождественные действия в отношении одного и того же объекта преступного посягательства, направленные на достижение единого результата, совершенные тем же субъектом в небольшой промежуток времени, аналогичным способом, образуют единое продолжаемое преступление. Вместе с тем остается открытым вопрос о квалификации содеянного мошенником, совершившим хищение чужого имущества одним способом, за небольшой промежуток времени, с единым умыслом, у множества потерпевших.

На наш взгляд, решить обозначенную проблему возможно, предусмотрев соответствующие разъяснения – в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

На наш взгляд, тезис о наличии проблем квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации следует считать обоснованным. К сожалению, данные проблемы, во-первых, имеются, во-вторых, оказывают негативное влияние на практику и эффективность реализации уголовной ответственности за деяние, обладающее существенной общественной опасностью и характеризуемое тенденцией к перманентному статистическому распространению.

Проведенное исследование позволило нам выделить следующие проблемы квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации.

В-первых, это правильное определение права на имущество в качестве предмета мошенничества в сфере компьютерной информации.

Для того, чтобы стать предметом мошеннического посягательства, право на имущество должно быть выражено материально в различных документах, которые бы удостоверяли возможность получения по ним каких-либо материальных ценностей, либо пользование каким-либо имуществом.

Приобретение документов подобного рода, вне зависимости от того, удалось ли мошеннику получить по ним материальные ценности, либо воспользоваться ими, влечет за собой образование оконченного состава мошенничества.

Во-вторых, это квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации, как единого продолжаемого преступления.

Для правильной квалификации необходимо учитывать специфику совершения рассматриваемого преступления (возможность реализации преступных замыслов посредством совершения хищения из одного места в физическом смысле слова (банк, финансовая организация и др.), но при этом в отношении владельцев счетов, с которых списываются безналичные денежные средства, являющихся разными лицами). Также необходимо на уровне Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» закрепить норму, согласно которой признаками продолжаемого мошенничества в сфере компьютерной информации следует считать тождественность преступных действий, совершенных последовательно, одновременно или в разное время, если умысел на хищение чужого имущества был связан с производством таких действий только из одного источника.

 

         Список литературы:

  1. Приговор Промышленного районного суда г. Самары от 21.02.2014. // URL: https://promyshleny-- sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_id=1398064&_преступленний_uid=&_deloId=15400 06&_caseType=0&_new=0&_doc=1&srv_num=1 (дата обращения: 03.09.2023).
  2. Приговор Красноглинского районного суда г. Самара от 06.03.2014. // URL: https://krasnoglinsky--sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_id=3524881&_uid=&_deloId=1540006&_caseType=0 &_new=0&_doc=1&srv_num=1 (дата обращения: 03.09.2023)
  3. Уголовное право. Общая часть : учебник / И.В. Дворянсков, Е.А. Антонян, С.А. Боровиков [и др.] ; под ред. д-ра юрид. наук, проф. И.В. Дворянскова. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 532 с.
  4. Приговор Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 апреля 2014 г. по делу № 1-72/14 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/XhjYYYpn9xZd/ (дата обращения: 03.09.2023).
  5. Кули-Заде Т.А. Проблемы квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации // Российская юстиция. 2019. № 4. С. 21-23
  6. Орешкина Т. Ю Преступления в сфере экономики: дифференциация без границ Уголовное право в эпоху финансово-экономических перемен // Материалы IX Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 29-30 мая 2014 г. / отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2014. С. 189.
  7. Лопашенко Н.А. Компьютерное мошенничество – новое слово в понимании хищения или ошибка законодателя? // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2019. С. 599, 601-602, 608
  8. Харитонов А.Н., Никульченкова Е.В. Квалификация мошенничества в сфере компьютерной информации // Российская юстиция. 2019. № 11. С. 8
  9. Данные судебной статистики // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 03.09.2023).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.