Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(241)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Казак А.П. ИНСТИТУТ СДЕЛКИ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРОЙ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ. РЕФОРМА, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 29(241). URL: https://sibac.info/journal/student/241/300291 (дата обращения: 05.11.2024).

ИНСТИТУТ СДЕЛКИ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРОЙ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ. РЕФОРМА, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ

Казак Андрей Петрович

магистрант, юридический факультет, Российский государственный гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу норм законодательства Российской Федерации о сделках хозяйственных обществ, в совершении которых имеется заинтересованность. Автор, на основе норм законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции анализирует реформу сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, текущую практику применения указанных норм и выявляет перспективы развития данного правового института.

 

Ключевые слова: гражданское право, корпоративное право, акционерное общество, общество с ограниченной ответственность, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, недействительность сделки.

 

Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, являются важным элементом корпоративного управления и регулирования корпоративных отношений. Они представляют собой сделки, которые могут повлиять на законные права и интересы участников (акционеров) хозяйственного общества, членов их коллегиальных органов управления или исполнительных органов.

На волне реформ законодательства о хозяйственных обществах, законодателем в том числе были пересмотрены и подходы к регулированию экстраординарных сделок хозяйственных обществ. Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» (далее – 343-ФЗ) [4] закрепил принципиально новое регулирование сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Отныне сделка, в совершении которой имеется заинтересованность не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение. Пункт 1.1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) [2] и пункт 3 статьи 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) [3] содержат лишь требование к хозяйственному обществу (видимо имеется в виду единоличный исполнительный орган) об обязательном предварительном уведомлении членов коллегиального органа управления (в ООО при наличии такового), членов коллегиального исполнительного органа (для АО), а также акционеров (участников) о намерении совершить такую сделку - не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты совершения сделки. Сделку, в совершении которой имеется заинтересованность потребуется одобрять лишь при поступлении в хозяйственное общество соответствующего требования от вышеуказанных членов коллегиальных органов хозяйственного общества, акционера (участника), с определённым цензом владения акциями (долей), или единоличного исполнительного органа такого хозяйственного общества.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной по иску самого общества, члена коллегиального органа управления общества или его акционеров (участников).

Действительно ли такая «новая» конструкция законодателя, о порядке совершения сделок с заинтересованностью и признанию их недействительными, удачна? Для ответа на поставленный вопрос необходимо отметить следующее.

Во-первых, введенный законодателем институт «извещение -требование о согласовании/молчание» оставляет хозяйственное общество и саму сделку в «подвешенном состоянии» до момента истечения сроков исковой давности для оспаривания такой сделки, поскольку как указал Верховный Суд РФ [5], требование о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью может быть направлено в любой момент, как до направления извещения о совершении такой сделки, так и после совершения сделки. Наличие решения об одобрении сделки с заинтересованностью не является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании ее недействительной, поступит ли требование о согласовании такой сделки или нет.

Во-вторых, 343-ФЗ реформировал не только порядок совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, но и порядок оспаривания таких сделок. Как указано в пункте 1 статьи 84 Закона об АО и пункте 6 статьи 45 Закона об ООО, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной по правилам пункта 2 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом сделка может быть оспорена, только если она совершена в ущерб хозяйственному обществу. Требование о наличии ущерба, причиненного сделкой с заинтересованностью, является абсолютным и доминирующим независимо от непосредственных оснований ее оспаривания [6. c. 263].

В-третьих, Верховный Суд РФ [5] разъяснил, что в случае если уставом непубличного акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью установлено, что правила о порядке совершения сделок с заинтересованностью, содержащиеся в законе, не подлежат применению, такие сделки могут быть оспорены на общих основаниях согласно тому же пункту 2 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации за тем лишь исключением, что без учета особенностей, предусмотренных Законом об АО и Законом ООО. Право на иски о признании сделок хозяйственного общества недействительными в любом случае (на основании общих норм - безотносительно специального регулирования законами о хозяйственных обществах) принадлежит акционерам (участникам) хозяйственного общества (абзац 6 пункт 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации) и членам их коллегиальных органов управления (абзац 2 пункт 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следует отметить, что существом законодательного регулирования сделок с заинтересованностью всегда была защита прав и интересов акционеров (участников) хозяйственных обществ от злоупотреблений со стороны нанятого менеджмента (в основном единоличного исполнительного органа). Основным механизмом такой защиты прав является возможность признавать оспоримые сделки хозяйственных обществ недействительными в судебном порядке. Поскольку отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью не является само по себе основанием для признания ее недействительной (пункт 6 статьи 45 Закона об ООО, пункт 1 статьи 84 Закона об АО), и наличие такого согласия или же «молчание» органов управления общества в ответ на извещение не препятствует оспариванию такой сделки, следует прийти к выводу, что данный институт становится все менее удачным и актуальным, а в особенности для непубличных хозяйственных обществ.

В этой связи возникает вопрос о рациональности наличия института сделок с заинтересованностью как таковых, ведь даже при наличии согласия на совершение такой сделки, она (как и любая иная сделка) может быть оспорена по пункта 2 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации, с той лишь особенностью, что бремя доказывания ущерба, причиненного сделкой, возлагается на истца.

В том виде, в каком существует данный институт в настоящее время, он представляет из себя скорее не имеющий практического смысла набор норм, нежели актуальный механизм защиты законных прав и интересов. Одним из немногих достоинств данного института следует считать лишь обязанность хозяйственного общества уведомлять участников (акционеров) о намерении совершить такую сделку, а также обязанность готовить к годовому общему собранию участников (акционеров) отчет о совершенных в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, что, впрочем, не мешает законодателю отказаться от регулирования в специальном законодательстве (законах о хозяйственных обществах) порядка совершения и оспаривания таких сделок.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32, Ст. 3301.
  2. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
  3. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
  4. О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: Федеральный закон от 03.07.2016 N 343-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2016. N 27 (часть II). Ст. 4276.
  5. Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 27 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 8.
  6. Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография / О.А. Беляева, С.А. Бурлаков, М.М. Вильданова и др.; отв. ред. О.В. Гутников. Москва: ИЗиСП, Статут, 2021, С. 263;
  7. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью: анализ и комментарий Законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" / А.А. Маковская. Москва: Статут, 2020, С. 115.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.