Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(241)
Рубрика журнала: Экономика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЕС
PENSION SYSTEMS IN THE EU
Fatima Uzdenova
master's student, Faculty of the Higher School of Public Audit, Lomonosov Moscow State University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Европейские страны сталкиваются с проблемой старения населения, главным образом из-за снижения рождаемости, но также и из-за увеличения продолжительности жизни. Старение населения оказывает давление на государственные пенсии, так как доля лиц трудоспособного возраста, нуждающихся в обеспечении нуждающихся в пенсиях, становится все меньше. Однако размер рынков пенсионных фондов в Европе по отношению к размеру экономики сильно различается между странами.
ABSTRACT
European countries are facing the problem of population aging, mainly due to a decrease in the birth rate, but also due to an increase in life expectancy. The aging of the population puts pressure on state pensions, as the proportion of people of working age who need to provide for those in need of pensions is getting smaller. However, the size of pension fund markets in Europe in relation to the size of the economy varies greatly between countries.
Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионная реформа, старение населения.
Keywords: pension fund, pension reform, population aging.
Как и любой другой рынок, европейский пенсионный рынок не остался незатронутым пандемией коронавируса. Однако пенсионные активы продолжали расти, несмотря на вспышку COVID-19. Причина роста является результатом увеличения участия в пенсионных планах, роста стоимости взносов и положительной доходности инвестиций в большинстве стран. Это относится не только к Европе, но и к планам пенсионных сбережений во всем мире, где общая стоимость активов в целом выросла за последнее десятилетие и превысила 56 триллионов долларов США в 2020 году, что стало самым высоким значением за всю историю.
Поскольку активы пенсионных фондов сильно различаются между странами Европы, также как и доступность пенсионных продуктов в странах и степень вклада. Например, Дания имеет активы в пенсионных фондах, составляющие около 230 процентов их валового внутреннего продукта (ВВП), в то время как в Греции соответствующая доля составляет всего один процент.
Хотя Соединенное Королевство является страной в Европе с самыми высокими активами пенсионных фондов, согласно опросу, проведенному в 2020 году, менее половины населения постоянно сберегали. Несмотря на проблему старения населения и растущего коэффициента иждивенцев, который требует хорошо спланированных пенсионных планов, многие европейцы по-прежнему ожидают, что их основной источник пенсионного дохода будет поступать от правительства, через социальное обеспечение и другие льготы. Это было особенно актуально для Испании в 2020 году, где 65 процентов респондентов опроса ожидали, что их пенсионный доход будет поступать от правительства в то время, как только меньшие доли ожидали, что он будет поступать от собственных сбережений и инвестиций или от их работодателя.
Пенсионная реформа была одним из основных компонентов экономической и социальной политики в большинстве европейских стран на протяжении последних трех десятилетий. Некоторые страны, такие как Италия, провели радикальные реформы еще в 1990-х годах, в то время как другие все еще находятся в процессе всеобъемлющей пенсионной реформы (Франция). Старение населения, в результате чего в разных странах на содержание пенсионеров приходится относительно меньше людей трудоспособного возраста, и которое происходит с разной скоростью в разных странах, стало важнейшим катализатором реформ. Пенсионные реформы часто были политически противоречивыми и предметом интенсивных политических дебатов и общественного недовольства. Изменения в пенсионных правилах часто затрагивают значительную часть населения и в связи с демографической ситуацией чаще всего влекут за собой сокращение пособий. Следовательно, большие группы электората могут быть мобилизованы. Франция является пресловутым примером этого, где массовые забастовки из-за предлагаемых пенсионных реформ происходят один или два раза в десятилетие, последний раз в 2019 году. Реформы в Италии после финансового кризиса также привели к широкому социальному недовольству.
Пенсионная политика имеет два основных аспекта: аспект государственных финансов и более широкий аспект социальной политики. В условиях старения населения важнейшим вопросом государственного финансирования является вопрос устойчивости. В Европе большинство пенсионных систем имеют (существенный) элемент распределительной системы (PAYG) - текущие пенсии частично финансируются за счет налогов, взимаемых с нынешних работников. Обеспечение устойчивости государственных финансов по мере старения населения сводится к сочетанию повышения эффективного пенсионного возраста и снижения средней суммы пенсии, выплачиваемой на человека. [5] Аспект социальной политики в первую очередь связан с перераспределением в рамках пенсионной системы, обеспечением адекватной пенсии для всех и установлением возраста, с которого можно получать пенсию. Вклад в проведение этого Форума хорошо иллюстрирует эти элементы.
Франко и Томмазино [2] прослеживают историю итальянских пенсионных реформ, начиная с капитального ремонта в 1992 году, который направлен на серьезную финансовую неустойчивость и фрагментированную пенсионную систему, и заканчивая последующими корректировками. Затем они рассматривают результаты с точки зрения участия пожилых работников на рынке труда, финансовой устойчивости, адекватности пенсий и дополнительных частных пенсионных накоплений. Их общая оценка итальянской пенсионной системы (мягко) положительная, хотя расходы на пенсии в процентах от ВВП будут опережать расходы других стран еврозоны. По их мнению, система не лишена проблем, некоторые из которых являются общими для пенсионных систем других стран. В частности, они поднимают вопрос о пенсионном обеспечении нестандартных работников, категории работников, которая, по прогнозам, увеличится в будущем.[3]
Предложение по пенсионной реформе во Франции, очень подробно освещено в работе Boulhol.[1] Как и в случае с Италией, важными целями являются финансовая устойчивость и упрощение фрагментированной пенсионной системы. Работники во Франции охвачены множеством различных пенсионных схем с различными правилами пенсионных прав. Последнее ограничивает как прозрачность, так и мобильность рабочих мест, что требует изменения пенсионной схемы. Это также создает неравенство в отношении пенсионных прав для идентичных карьерных траекторий и профилей доходов на протяжении всей жизни. Эти вопросы в некоторой степени рассматриваются в новом предложении, и Булхол обсуждает некоторые идеи для дальнейшего желательного улучшения.
Валконен в своем кратком описании финской пенсионной системы объясняет ее относительный успех с точки зрения финансовой устойчивости и охвата «способностью проводить обширные реформы, когда это необходимо» [5,92]. Кроме того, финская система имеет автоматический стабилизатор устойчивости, связывающий пенсионный возраст с ожидаемой продолжительностью жизни - функция, которая теперь доступна в ряде стран ЕС, в том числе в итальянской системе, а также в текущем предложении по реформе французской пенсионной системы. Затем Валконен переходит к обсуждению последствий потенциальных вызовов для финской пенсионной системы и пенсионных систем в целом. Подобно Франко и Томмазино, он затрагивает вопросы ожидаемой продолжительности жизни среди социально-экономических групп и изменений в структуре рынков труда. В Финляндии недавнее снижение рождаемости ставит под сомнение долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы, и Валконен обрисовывает в общих чертах потенциальные варианты корректировки.
Вердинг,[6] пишущий о старении и пенсионной системе в Германии, оценивает, что нынешняя система финансово жизнеспособна примерно до 2025 года, после чего фактический пенсионный возраст должен быть увеличен или пенсионные права должны быть уменьшены. В настоящее время правительственная комиссия обдумывает дальнейшие реформы. Одна из проблем заключается в том, что частные – так называемые III ступени – пенсионные накопления не дают желаемых результатов. В основном это связано с низким уровнем потребления и регулирования, которое ограничивает инвестиции в акционерный капитал. Вердинг утверждает, что расширение профессиональных планов - второго столпа - может быть многообещающим путем вперед.
Пенсионные системы различаются по всему ЕС из-за исторического наследия. Страны также следуют различным демографическим траекториям и поэтому могут иметь различные варианты адаптации к старению населения. Кроме того, пенсионные системы взаимодействуют с налоговым кодексом и многими другими аспектами социальной политики, в том числе связанными с долгосрочным уходом и медицинскими услугами. Таким образом, цель этого форума состоит в том, чтобы пролить свет на некоторые ключевые вопросы и особенности пенсионных систем, имеющих отношение к большинству, если не ко всем, странам ЕС, рассмотрев историю и политические дискуссии вокруг пенсионных систем в четырех странах: Финляндии, Франции, Германии и Италии.
Список литературы:
- Boulhol, H. (2020), Towards a Universal Pension Points System in France, Intereconomics, 55(2), 82-87.
- Franco, D. and P. Tommasino (2020), Lessons From Italy: A Good Pension System Needs an Effective Broader Social Policy Framework, Intereconomics, 55(2), 73-81.
- OECD (2019a), Non-standard forms of work and pensions, in Pensions at a Glance 2019: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing.
- OECD (2019b), Recent pension reforms, in Pensions at a Glance 2019: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing.
- Valkonen, T. J. and M. C. Barslund (2019), Achieving Economic Sustainability in Ageing Societies, in Walker, A. (ed.), The Future of Ageing in Europe, Palgrave Macmillan.
- Werding, M. (2020), They Will Definitely Need Us, When We Are 64: Old-Age Provision in Germany, Intereconomics, 55(2), 88-91.
Оставить комментарий