Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(240)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Овсепян Ю.А. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗУМА: ОТ СОКРАТА К ГЕГЕЛЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 28(240). URL: https://sibac.info/journal/student/240/299522 (дата обращения: 23.12.2024).

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗУМА: ОТ СОКРАТА К ГЕГЕЛЮ

Овсепян Юрий Арменакович

студент, факультет иностранных языков и регионоведения, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF REASON: FROM SOCRATES TO HEGEL

 

Iurii Ovsepian

student, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University,

Moscow, Russia

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья сравнивает и анализирует различные философские подходы к разуму, подчеркивая их влияние на понимание сущности человека и его отношения к миру.

ABSTRACT

This article compares and analyzes different philosophical approaches to the human reason, emphasizing their impact on understanding the essence of human beings and their relationship to the world.

 

Ключевые слова: разум, философия, Сократ, Гегель.

Keywords: reason, philosophy, Socrates, Hegel.

 

Что такое разум и в чем его сущность? Подобными вопросами задавались мыслители на протяжении многих веков. Основная цель этой статьи состоит в сравнительном анализе различных философских концепций, в рамках которых анализировался разум.

Философия Сократа стала крупной вехой в истории философской мысли Античности. Сократ не оставил после себя каких-либо трудов, специфика его метода состояла в постановке наводящих вопросов (Майевтика), в ходе беседы Сократ и его собеседник приходили к определенным выводам. В центре философии Сократа находится человека и его душа. Душа – это сущность человека, которая управляет телом. Путь к истине лежит через познание человека мыслящей части своей души.

Для Сократа разум выражается в целесообразной деятельности, которая тесно связна с благом. Для Сократа понятия знания и добра неотделимы друг от друга.  Сократ говорил, что для того чтобы знать какое-либо явление - к нему нужно испытывать чувство любви. Кратко выразить суть сократовский позиции можно в словах: философия – любовь к истине. В концепции Сократа меня привлекло прежде рассмотрение разума в единстве с нравственными категориями.

Учение о разуме являлось центральным звеном философской системы немецкого философа Г. Гегеля. Краеугольным камнем философской концепции Гегеля выступает тезис о единстве мышления и бытия. Согласно нему, развитие материального мира – это движение самопознания абсолютного разума, который в ходе своего становления вынужден отчуждать себя в природе и обществе.

Гегель как сторонник объективного идеализма и панлогист полагал, что сами понятия создают весь мир. И, в связи с этим, Гегель видел свою цель в раскрытии подлинной стихии духа в своей философии. Философская система Гегеля – это завершающий этап развития духа. Данный взгляд на развитие абсолютной идеи входил в определенное противоречие с диалектикой Гегеля, так как в рамках диалектической логики мир подвержен постоянным изменениям в ходе развития внутренних противоречий. Таким образом Гегель замыкал развитие мира в вечно круге: природа, дух, философия.

Важно отметить, что он четко разделял разум и рассудок. Разум находится постоянно в процессе становления, стремясь вернуться к адекватной для себя форме самовыражения. Первый этап в этом процессе соответствует уровню рассудку. Человек, мыслящий рассудком, познает мир с помощью представлений, с этим связано несовершенство данной формы мышления. Рассудок не способен осмыслить противоречия, наполняющие мир. Высшим этапом мышления является спекулятивный разум, осознающий себя в форме понятий.

Подводя итог анализу различных концепций разума, стоит отметить, что доминирующей тенденцией в западноевропейской философии был рационализм, рассматривающий разум как высшую способность человека, отличающим его от животных и дающего ему способность осознавать себя в качестве самостоятельного субъекта. Однако в конце 19 века в западной философии популярность стали приобретать иррационалистические концепции, ставившие в центр человеческого бытия не разум, а волю (Ф. Ницше) и интуицию (А. Бергсон).

 

Список литературы:

  1. Возняк В.С. Категории «рассудок» и «разум» в «феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. №3.
  2. Голбан Н. В.  Учение Сократа о разуме // Credo New, 2014, №4 (80)
  3. Платон. Апология Сократа. – М: Университетская типография, 2018
  4. Семенов Ю. Введение в науку философии. Книга 3. Марксистский прорыв в философии. — М.: Либроком, 2013

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.