Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(239)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Кишкурно Ж.Л. РОЛЬ РЕЛИГИИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ АЦТЕКОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 27(239). URL: https://sibac.info/journal/student/239/299201 (дата обращения: 04.07.2024).

РОЛЬ РЕЛИГИИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ АЦТЕКОВ

Кишкурно Жанна Леонидовна

студент, факультет культурологии и социально-культурной деятельности, Белорусский государственный университет культуры и искусств,

Республика Беларусь, г. Минск

THE ROLE OF RELIGION IN THE AZTEC WORLDVIEW

 

Zhanna Kishkurno

student, Faculty of Cultural Studies and Socio-Cultural Activities, Belarusian State University of Culture and Arts,

Republic of Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные элементы и явления, присущие религии цивилизации ацтеков.

ABSTRACT

The article discusses the main elements and phenomena inherent in the religion of the Aztec civilization.

 

Ключевые слова: ацтеки, религия ацтеков, жертвоприношения, боги ацтеков, календарь ацтеков.

Keywords: aztecs, aztec religion, sacrifices, aztec gods, aztec calendar.

 

Ацтеки правили могущественной империей на большей части центральной Мексики за столетия до прибытия испанских конкистадоров. Важным аспектом империи ацтеков были их религиозные верования и обычаи. Ацтекская религия была религией искупления и жертв. Верующий не стремился к духовному совершенству или спасению своей души, но пытался повлиять на силы природы так, чтобы они работали на него или для пользы общества в целом. По словам мексиканского антрополога Альфонсо Касо, «значение религии в жизни ацтеков было столь велико, что мы без преувеличения можем сказать – религия была средоточием их существования. Не было ни одного деяния, публичного или относящегося к частной жизни, которое не было бы окрашено религиозным чувством. Религия была доминирующим фактором и вмешивалась как causa (повод, первопричина, основание) в те действия, которые, по нашим представлениям, не имеют ничего общего с религиозным чувством, – спорт, игры и война. Религия контролировала торговлю, политику. Она вмешивалась в любые поступки личности с рождения и до того момента, когда жрецы кремировали тело и погребали прах». В то время как многие произведения искусства ацтеков были уничтожены, резьба по камню ацтеков сохранилась и дала представление о мировоззрении этой высшей мезоамериканской культуры. Эти шедевры были обнаружены в Мехико в погребенных руинах бывшей столицы ацтеков Теночтитлана и его великой пирамиды Темпло Майор.

Религия ацтеков была синкретичной, впитав в себя элементы многих других мезоамериканских культур. В основе своей она разделяла многие космологические верования более ранних народов, особенно майя (например, что нынешняя земля была последней в ряду творений) [3].

Для ацтеков боги были вездесущими и всемогущими, воплощая в себе все добро и зло, что существовало на земле, в их руках была вся Вселенная, и от их желания зависело само существование человека [1]. Выдающимися в пантеоне ацтеков были Уицилопочтли – бог войны; Тонатиу – бог солнца; Тлалок – бог дождя; и Кецалькоатль – Пернатый змей, который был наполовину божеством, наполовину культурным героем. Культ богов требовал многочисленного профессионального жречества. Испанские документы говорят о том, что жречество было одним из самых сложных институтов ацтеков. Каждому храму и богу сопутствовал свой жреческий орден. Внутри орденов были жрецы, отвечавшие за церемонии, образование послушников, астрологию и храмовые земли.

Календарь ацтеков включал солнечный год продолжительностью 365 дней на котором основывался сложный круг ритуалов и церемоний, занимавших жрецов. Он был разделен на восемнадцать месяцев по двадцать дней, и каждый месяц имел свою собственную религиозную, а часто и сельскохозяйственную тематику. Например, поздний зимний месяц Атлкауало приходился на период с 14 февраля по 5 марта и представлял собой время посева сельскохозяйственных культур и плодородия. Месяц Токскатль пришелся на май и был временем засухи в центральной долине. Ацтеки считали этот месяц временем обновления, и он включал в себя большой фестиваль, на котором в жертву приносился молодой человек, который целый год изображал бога Тецкатлипоку [2].

Широко практиковались человеческие жертвоприношения, в частности, принесение сердца жертвы Тонатиу на вершинах храмов и пирамид, а также кровопускание. С точки зрения ацтеков, жертвоприношение было необходимо для обеспечения выживания жизни. В религии ацтеков мир был сотворен в результате жертвоприношения богов. Таким образом, они рассматривали жертвоприношение как необходимое для погашения своих долгов перед богами. Следовательно, жертвоприношение не обязательно касалось только людей, поскольку богам также приносились в жертву животные и драгоценные предметы. В развитие этой идеи некоторые историки предположили, что практика жертвоприношений ацтеков была направлена на защиту и обеспечение выживания Вселенной и являлась честью.

Это раскрывает две глубоко укоренившиеся концепции. Одним из них было убеждение в том, что Вселенная нестабильна, что ей постоянно угрожают смерть и разрушение. Другой подчеркивал необходимость жертвоприношения богам. Благодаря самопожертвованию Кецалькоатля древние кости Миктлана, “Места смерти”, дали жизнь людям. Таким же образом были созданы солнце и луна: боги, собравшиеся в темноте в Теотиуакане, развели огромный костер; двое из них, Нанауацин и Теккицтекатль бросились в пламя, из которого первый появился в виде солнца, а второй - в виде луны.

Верования ацтеков относительно жизни после смерти демонстрировали такой же синкретизм. Одна категория умерших поднимались на небеса как спутники солнца: куаутеки (“Люди-орлы”), которые включали воинов, погибших на поле боя или на жертвенном камне, и торговцев, которые были убиты во время путешествия в отдаленные места; и женщин, которые умерли при родах и стали Сиуатетео, “Божественными женщинами”. Другая категория отправлялась в Миктлан, расположенный под северными пустынями, к обителю Миктлантекутли, бога смерти в маске скелета. Совершались подношения умершим.

Таким образом, в мировоззрении ацтеков человеческая судьба была подчинена всемогущему тоналпохуалли (календарному кругу); жизнь в потустороннем мире не была результатом какого-либо морального суждения. Долг человека –сражаться и умереть за богов и за сохранение мирового порядка. Колдовство, приметы и предзнаменования доминировали в повседневной жизни. То, что такой пессимистический взгляд на мир сосуществовал с удивительным динамизмом цивилизации ацтеков, является замечательным достижением [4].

 

Список литературы:

  1. Брэй, Уорвик. Ацтеки. Быт, религия, культура / Уорвик Брэй. - Москва: Центрполиграф, 2005. - 250 c.
  2. Civilizations in the Americas. Aztec religion [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://courses.lumenlearning.com/suny-hccc-worldcivilization/chapter/aztec-religion/ (дата обращения: 31.07.2023)
  3. History & Society. Aztec religion [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/Aztec-religion (дата обращения: 31.07.2023)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.