Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(239)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОТРАЖЕНИЕ МИФА ОБ «ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕ» В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
REFLECTION OF THE MYTH OF "ORPHEUS AND EURYDICE" IN WORLD CULTURE
Alfiya Khalikova
3rd year student, Faculty of History, Irkutsk State University,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
Пара Орфей и Эвридика одна из самых известных пар за всю историю человечества и, конечно же, писатели, художники и другие люди творческих профессий не могли обойти этот сюжет стороной. На протяжении веков сохраняются творения, созданные великими мастерами, изобличавшими человеческие пороки, страдания и желания. Этот сюжет один из них.
ABSTRACT
Orpheus and Eurydice are one of the most famous couples in the history of mankind and, of course, writers, artists and other people of creative professions could not ignore this plot. For centuries, creations created by great masters who exposed human vices, sufferings and desires have been preserved. This plot is one of them.
Ключевые слова: миф, Орфей, Эфридика, Вергилий, Овидий, мировая культура
Keywords: myth, Orpheus, Eurydice, Virgil, Ovid, world culture.
В данной работе я постараюсь проследить, как сюжет и герои одного из самых известных мифов Древней Греции раскрылись в более поздних интерпретациях: в живописи, литературе, скульптуре, музыке, театре, кино и других жанрах.
Миф рассказывает нам сюжет о роковой любви. Все мы знаем эту историю, поэтому давать краткий пересказ бессмысленно, только следует сказать, что существует несколько версий концовки – в одной из них Орфея растерзали звери (или вакханки), в другой – Зевс ударяет его молнией, чтобы певец не смог рассказать миру о подземном царстве. В конечном счёте, Орфей умирает, но его память сохранили музы в своих песнях.
Существует две основных версии мифа об Орфее – Вергилия из «Георгик» и Овидия из «Метаморфоз». Они несколько различны, но это не играет существенную роль.
Сюжет становится настолько известным в Греции, что во времена Писистрата в Аттике появляется «орфизм» как система религиозно-философских знаний, Орфей является «основателем культовых обрядов, орфических мистерий». Идеи «орфической» философии также использует Платон.
Первые сведения, зарождение мифа и его развитие
Впервые мы узнаём об Орфее в первой половине VI в. до н.э., как о художественном образе. Он изображён на метопе сокровищницы сикионцев, она входит в состав «Святилища Аполлона» как его называет Г. И. Соколов, в Дельфах среди всадников, которых принято считать аргонавтами (из сюжета о походе аргонавтов). К сожалению, изображение не сохранилось – сокровищница разрушена, остались руины.
Несколько позже, но в том же веке, Орфей упоминается поэтом Ивиком из Регии, который говорил о «славном именитом Орфее». Также Орфея упоминают Симонид и Пиндар. Далее круг легенд об Орфее расширяется (V-IV вв. до н.э.) благодаря его «участию» в произведениях-трагедиях Эсхила («Агамемнон») и Еврипида («Алкеста», «Ифигения в Авлиде»). Всё это, несомненно, говорит о популярности сюжета. Также складываются основные мотивы мифа.
Как уже говорилось ранее Орфей считается основателем культа, верований и обычаев (за счёт песен, так как все обряды сопровождались песнопениями) – был создан сборник «Орфические гимны», который окончательно сформировался к 400 в. н.э.
Возникает «орфизм», получивший распространение в VI в. до н.э. В учении соединяется аполлонийская гармония (через музыку) и дионийское начало (Дионис олицетворяет процесс жизни и смерти, обновление мира: Орфей спасал Эвридику, взаимодействовал со Смертью).
К идеям орфизма восходят пифагорейцы и Платон («Протагор», «Государство»). В эпоху эллинизма взгляды философов приобретают двойственный характер – стараются относиться к мифу, не только сакрализируя его, но и рационализируя. Так, в III в. до н. э. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» даёт Орфею полноправную роль.
Наконец, в I в. до н.э. в Риме появляется интерпретация мифа об «Орфее и Эвридике», которую мы знаем. Публий Вергилий Марон подробно описывает хождение Орфея в царство мёртвых и его тоску. Миф об Орфее является вставным эпизодом в его «Георгиках» (книга IV). Публий Овидий Назон открыто заявляет об орфизме в своей главной поэме «Метаморфозы», для него это естественная данность. Миф об Орфее является иллюстрацией «вечного перерождения». Овидий даёт Орфею величественное, восторженное описание и пытается объяснить читателю отрешённость Орфея после потери им Эвридики и мотивы его смерти.
Стоит также упомянуть, что Орфей отождествляется с Христом в раннехристианской мифологии, а также исследователи проводят параллели между смертью Орфея и распятием Христа (Старинное раннехристианское изображение из Римских катакомб, представляющее Христа как Орфея. Вокруг показаны сцены из Ветхого Завета.).
Перейдем к рассмотрению проявлений сюжета мифа в других культурах и исторических периодах.
Отображение мифа в живописи.
Художникам нравился этот сюжет – этот вывод можно сделать, потому что мы находим огромное количество изображений (ещё и на античных вазах), холстов. Миф вдохновил таких художников как Питера Пауля Рубенса, Камиля Коро, Яна Брейгеля Старшего, Николя Пуссена, Александра Иванова, Альбрехта Дюрера и других, в современном художественном творчестве миф также не забывается.
Со временем образ Орфея меняется и модернизируется – из юноши в хламиде он превращается в юношу в хитоне и сапогах. Также цветовая тенденция сохраняется.
Начнём рассмотрение художественных образов Орфея с его изображений на античных вазах. На изображении мы видим юношу в античных одеждах, который даже в момент собственной смерти спасает свою лиру. Это соответствует всем условиям мифа, сформировавшимся к этому времени.
Вариант того же сюжета мы видим аттической амфоре, датируемой серединой V в. до н.э. Также аттическая ваза середины V в. до н.э., на которой изображена смерть Орфея. На всех вазах мы видим неотъемлемую часть мифа – лиру.
Перейдём к живописи. Наибольшее количество изображений мы видим уже в эпоху Возрождения и Новое время, но есть и более ранние изображения. Рассмотрим картину Якопа дель Селлайо – одного из мастеров эпохи Возрождения в Италии, а именно Флоренции – «Орфей и Эвридика». Картина написана в 1480 году, на ней изображается смерть Эвридики от укуса змеи, также изображена душа Эвридики, которая отправляется в подземное царство.
Представитель эпохи Возрождения в Италии, но в Венеции – Тициан (Тициано Вечеллио) – также написал в 1508 году картину, изображавшую смерть Эвридики, и назвал её «Орфей и Эвридика». У Тициана картина выглядит мрачнее и реалистичнее, что, несомненно, наводит на смотрящего некий страх и ужас. Змея на картине Тициана изображена, как какое-то массивное чудовище, хотя ранее изображались маленькие змейки.
Часто миф об Орфее воплощается в живописи в виде сюжета, в котором всё вокруг, включая зверей, птиц, растения, Богов, слушает игру героя на лире. Он очаровывает их. То есть гармония берёт верх над хаосом и животным началом. Картину «Орфей и животные» Себастьяна Вранкса – фламандского художника, написанную в 1595 в стиле барокко, можно смело отнести к тем, что отражают гармонию, возникающую между Орфеем и животным миром.
Также примером гармонии будет являться полотно 1649 года итальянца Алессандро Варотари «Орфей». Орфей изображён в окружении разных животных – настоящих и вымышленных.
Питер Пауль Рубенс любил обращаться к теме любви и изобразил на своём полотне «Орфей и Эвридика» 1638 года – счастливый момент, когда, казалось, Орфей вернул себе свою возлюбленную.
В эпоху рококо этот сюжет описывает французский художник Жан Рау 1720 год и британец Фредерик Лейтон 1864 год.
Конечно же, не могла остаться без внимания сцена потери Эвридики и смерть Орфея. Отчаяние Орфея попытался передать француз Мишель-Мартен Дроллинг – представитель неоклассицизма (картина 1820 года). Орфея убили вакханки, его душа воссоединилась с Эвридикой. Тело его было растерзано, а голова с лирой пропали в море.
В XIX веке символисты обратили внимание на рассматриваемый мной миф. Одной из самых запоминающихся полотен является картина француза Гюстава Моро «Фракийская девушка с головой Орфея на лире» (1866).
Эта легенда до сих пор популярна, многие современные художники обращаются к мифу об Орфее, например, российский художник Александр Трифонов в 2021 году написал свою работу «Орфей». К сожалению, очень сложно рассмотреть все материалы, но популярность мифа не снижается. В музеях России сохранились эскизы декораций к спектаклю «Орфей и Эвридика». Сохранились полотна русских художников, публикуются работы художников XX и XXI вв., например, достойна уважения работа Свинина Юрия Григорьевича "Орфей и Эвридика", 2010 г.
Миф об Орфее в скульптуре
Как в живописи, так и в скульптуре нашлось отражение сюжета известного мифа. Сюжет о роковой любви, гармонии с природой, перерождения не мог не волновать скульпторов, точно также как и художников. Есть много скульптур, изображающих Орфея с его возлюбленной, но также много изображений Орфея в одиночку.
В античности миф нашёл отражение в рельефе «Гермес, Эвридика и Орфей». Он является римской копией эпохи Августа греческого оригинала второй половины V в. до н. э. работы Алкамена, ученика Фидия. Изображён момент, когда Орфей оборачивается, чтобы взглянуть на Эвридику.
Не только античные, но и менее древние скульпторы создавали произведения, отображающие изучаемый миф, например, статуэтка «Орфей, играющий на кифаре» из мрамора середины III в. н. э. Орфей изображён во фригийском колпаке, уже не в хламиде, а в античных одеждах. Передана также основная атрибутика.
В 1519 году укрощение Орфеем Цербера нашло отражение в скульптуре «Орфей» Баччо Бандинелли в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренциии. Также этот сюжет изобразил Томас Кроуфорд в 1843 году в Америке.
Кульминацию мифа изобразил Антонио Канова в XVIII веке (1775-1776 гг.), он создавал скульптуры на основе мифов. Он создал группу скульптур, которые сейчас хранятся в Венеции. Диптрих «Орфей и Эвридика» является одной из главных работ Кановы. На основаниях статуй выгравированы строки из стихов Вергилия. «Omnis effusus labour» (все его усилия уничтожены) – на основании Орфея. На основании Эвридики – «Quis et me miseram et te perdidit Orpheu» (Который потерял нас, меня, несчастную женщину, и тебя, Орфей).
Не менее известной является работа Огюста Родена «Орфей и Эвридика» 1893 г. Его работа возвращает нас к восприятию его работы, как работы античных скульпторов. Он показывает мягкий лиризм, переходящий в отчаяние. Орфей Родена закрывает глаза руками, чтобы не смотреть на Эвридику и не нарушить условие Аида. Лицо Эвридики показывает её слабость и бестелесность, она пытается обнять своего возлюбленного. Роден показывает не плотскую любовь и привязанность, а слияние душ.
В XX веке об Орфее также не забыли. Наградная статуэтка «ТЭФИ» называется «Орфей» и создана Эрнстом Неизвестным в 1995 году. В скульптуре сочетаются сразу три стиля: реализм, символизм, экспрессионизм. Образ передаёт нам душевные терзания, боль. Она сама по себе глубоко эмоциональна и выразительна и анатомически является очень точной.
Миф об Орфее в литературе
Орфей сам по себе является поэтом и лириком и, конечно же, писатели и поэты не могли пройти мимо такой трагичной истории.
Об античных авторах было сказано выше, они участвовали в становлении и развитии мифологического образа Орфея. Овидий и Вергилий, несомненно, сыграли самую важную роль в «укоренении» образа Орфея в культуре.
Существует итальянская народная сказка «Маттео и Мариучча», в основе которой лежит сюжет очень похожий на историю Орфея и Эвридики. Сказка рассказывает нам о вечной любви и преданности. Властитель царства мёртвых забирает себе Маттео, а бедная Мариучча остаётся одна в своём гору и отчаянии. Храбрая Мариучча отправляется спасать Маттео, не страшась диких мест и смерти. Среди теней в мире мёртвых Мариучча находит Маттео и надевает на него кольцо, он оживает, но, чтобы вернуться, им нельзя было оглядываться и разговаривать. Существо, охранявшее Царство мёртвых, хотело напасть на Маттео, и Мариучча вскрикнула, почувствовав опасность. Ворота Царства теней закрылись – Маттео и Мариучча навсегда остались там блуждать среди теней. Действительно, очень много совпадений мы можем найти в этих двух историях. Единственное яркое различие – в античном мифе мужчина отправляется за своей возлюбленной, а в итальянской сказке женщина идёт спасать своего мужа.
В основном образ Орфея в литературе становится распространённым в 20-е годы XIX в. причём не только в Европе, но и в России.
Было написано огромное количество стихотворений – И. В. Гёте 1820г. Он нашёл что-то общее между своим мировоззрением и учением орфиков. Он написал восьмистишия – Первоглаголы – демон, неизбежность, случай, любовь, надежда. В своих комментариях Гёте даёт определение каждому понятию, поэтому для понимания восьмистиший не нужно обращаться к первоисточникам, он создал свой собственный мир. Эти понятия им были выбраны неслучайно – именно это было чем-то родственным в орфизме для его мировоззрения.
В 1904 году Валерий Брюсов написал своё стихотворение «Орфей и Эвридика». Оно написано от лица двух героев. Поэт изобразил выход пары возлюбленных из царства Аида. В стихотворении смешались античный сюжет и русский символизм. Образ Эвридики связан с мистическим знанием – знанием смерти, она потеряла всю земную чувственность, но Орфей не владеет подобными знаниями. Брюсов трактует конец мифа, как желание Орфея возродить в своей возлюбленной забытые ею чувства и воспоминания.
Среди известных поэтов В. Ходасевич, Н. Карамзин, Г. Кюнерт – цикл стихотворений, Чеслав Милош (2003г. книга стихотворений). В русской поэзии серебряного века к мотивам мифа об Орфее обращались О. Мандельштам и М. Цветаева «Эвридика – Орфею» 1923г. Стихотворение Цветаевой можно считать ответом Эвридики своему возлюбленному. Она даёт ответ на вопрос, которым никто не задавался ранее – хотела ли Эвридика возвращаться в мир живых? Ответ дан в отрывке:
Поэтесса перенесла свою личную трагедию на трагедию Эвридики. Она говорит о том, что между супругами бездна, что она уже другая, что её любовь ушла вместе жизнью. Эвридика (в лице М. Цветаевой) считает «превышением полномочий» возвращение её к жизни. Есть ещё несколько стихотворений, в которых поэтесса обращается к образу Орфея.
В Европе эту тему разрабатывали Р.M. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь. Жан Кокто – французский писатель и театральный деятель – в 1928 году пишет пьесу «Орфей», в 1949 она была экранизирована.
Сюжет трагической пьесы отличается от канонической версии мифа. С одной стороны, пьеса абсурдна, но тонко и точно передан внутренний мир героев. Античному сюжету Кокто передаёт сюрреалистичные черты, он совмещает несколько времён. С одной стороны вечные и легендарные образы – Смерть, любовь, вакханки, Орфей и Эвридика, с другой – показан ангел-стекольщик, комиссар полиции и секретарь суда. Также совмещаются мифологические пласты – ангел-хранитель из христианской традиции, а помощники Смерти носят имена Азраил и Рафаил. У Кокто довольно подробно описан образ Смерти – Смерть является одним из персонажей, а не эпизодической ролью – это утончённая дама, следующая за модой. Процесс «умирания» также подчинён Смерти, и она ловко им управляет. Здесь нет какой-то таинственной и возвышенной атмосферы.
Взаимоотношения Орфея и Эвридики также лишены романтики. В описании Кокто герои ругаются, ссорятся, что мало соответствует античным идеализированным нравам. Орфей равнодушен к своей жене и полностью погружён в творчество, в царство Смерти он попадает из-за невнимательности Смерти (она оставляет свои перчатки). В пьесе Кокто в подземный мир можно попасть через зеркало, оно является ещё одним очень важным символом. Миф об «Орфее» в интерпретации Кокто абсурдный и переосмысленный. Орфей выступает эгоистом, которые не просто думает о себе, но и считает себя чем-то высшим, именно вокруг него и для него происходят разные вещи, но в то же время он верит в Судьбу и Жизнь.
Миф об Орфее в музыке и театре
Поэзия и музыка связаны с древнейших времён. Древние греки декламировали свои стихи под музыку, даже слово «лирика» образовано от названия музыкального инструмента – лира. Было бы странно, если бы полубог, олицетворяющий гармонию с природой через музыку, не был бы отражён в музыкальных произведениях.
В честь певца Орфея праздновались Пифийские агоны в Дельфах. Победителей этих состязаний удостаивали чести оставить своё имя в истории – их стихотворения вырезались на мраморе (таблицы найдены археологами). Из этих таблиц мы узнаём о существовании гимна Орфея – сына Бога, который играл на кифаре – на этой таблице кроме слов вырезаны ноты, следовательно, можно сделать вывод, что этот гимн пропевался или даже игрался на музыкальных инструментах. Также призами являлись лавровый венок, пальмовая ветвь и статуэтка ворона (по одной из дельфийских монет).
Миф об «Орфее и Эвридике» нашёл отражение в оперном жанре, причём самые первые не похожи на оперы в современном их понимании. В 1600 году Якопо Пери пишет одну из самых первых опер «Эвридика». В этой опере Эвридика возвращена Орфею богом любви.
В Италии в 1607 году Клаудио Монтеверди написал оперу «Орфей» в пяти действиях с прологом на либретто Алессандро Стриджо, многими исследователями она считается первой в своём жанре, но даже она современному слушателю была бы непривычна и непонятна, так как в ней стихи были важнее музыки. Действие проходило во Фракии. Монтеверди передал образ Орфея аналогично античным мифам, практически не добавляя в них свою интерпретацию.
Одной из самых известных опер, изображающих сюжет мифа, является опера-трагедия «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка в трех действиях, итальянское либретто Р. де Кальцабиджи 1762 год, Германия. Эта единственная опера, которую мы можем слышать и сейчас. Местом действия является Греция и Гадес. Композитор и либертист опустили некоторые детали, которые сохранились в тексте мифа, но за счёт этого на сцене происходит малое количество действий. Глюк умело возродил в своём произведении героизм, жертвенность и идеалы, свойственные античной традиции. Кристоф Глюк поднимает вопрос о жизни и смерти, уводит на второй план любовную проблему. Смерть испытывает любовь Орфея и Эвридики. Он добился своего благодаря таланту, а не любви. В опере мы видим, что главное, это сила искусства, любви и беззаветной верности. Глюк переписывает концовку мифа – жизнь побеждает. Опера ставилась и в российских театрах в XX веке.
В 1791 году была написана опера "Орфей и Эвридика или душа философа" Гайдна, написанная в Лондоне. Орфея называют философом. Также нам известна симфоническая поэма Ференца Листа – «Орфей» (1854), Венгрия. Это лёгкое и короткое произведение. Первоначально являлась увертюрой к опере Глюка. Орфей в поэме предстаёт в таком возвышенном и гармоничном образе, который Глюк упустил. Лист раскрыл более внутренне богатый образ Орфея, неспешно передаёт просветительский характер напевов, пленяет.
В 1858 году в Париже мы видим оперетту (оперу-буфф) Жака Оффенбаха «Орфей в аду» в двух действиях, четырёх картинах. Либретто Г. Кремье и Л. Галеви. Оффенбах так же, как и Монтеверди, следовал оригинальному тексту мифа. Действие происходит в Греции, на Олимпе и в аду. Эта оперетта является примером пародийного спектакля, так называемого «оффенбахиада». С начала зрители не поняли пародии, но в дальнейшем оперетта принесла популярность своему композитору.
В 70-х годах XX века в СССР Александром Журбиным ставится первая рок-опера (1975), позже называется зонг-оперой. Идея произведения была полностью изменена – авторы поместили Орфея в современность. Он является эстрадной звездой, ищущей признание. Он участвует в песенном конкурсе, который не требует героизма или жертвенности. Орфей теряет Эвридику, но по своей воле – победу над смертью он заменил вечной славой. Орфей показан самолюбивым, эгоистичным и надменным. Он приводит к смерти не только свою любовь, но и свой талант.
И в XXI веке не забывают о древнегреческой миологии. В 2018 году известный музыкант и исполнитель Noize MC (включен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов , прим. ред) пишет альбом «Хипхопера: Орфей & Эвридика». Концепция заключается в том, что миф адаптируется к реалиям современного шоу-бизнеса. Хоть и выпущен альбом в 2018 году, его представление состоялось в 2016 году. За основу была взята советская рок-опера. Орфей участвует в конкурсе и побеждает, но отказывается от карьеры ради спасения своей возлюбленной. Герой здесь показан циничным и беспощадным, но в то же время безгранично проникновенным.
Нельзя пройти мимо рок-оперы Ольги Вайнер «Орфей», основанной на двух древнегреческих мифах: мифе об Орфее и Эвридике и мифе о похищении Персефоны. Рок-опера создана в России в 2020-2021 году и состоит из двух частей.
Очень органично переплетаются судьбы героев. Сложно отделить друг от друга два разных мифа. От решения Орфея зависит не только судьба Эвридики, но и судьба всего мира – он запутан в клубке божественных интриг.
Герои раскрываются по-новому. Орфей всё тот же несколько эгоистичный и жаждущий славы юноша, его ждёт Олимп и слава, его ведёт Гермес (он выступает рассказчиком всей истории), но он спрашивает разрешения у Эвридики, скучает по ней и находится в отчаянии. Без проблем он спускается в царство Аида, покоряет там сердце Персефоны своей песней (в рок-опере она называется «Пой, моя Лира»). Персефона жалуется на свою жизнь Орфею, рассказывает свою историю, и герой решает спасти не только свою возлюбленную, но и бедную Персефону. Аид показан тонко чувствующим и ревнивым мужчиной, возможно, не уверенным в себе и своих силах. Он очень любит свою богиню и считается с её мнением и словом – именно она уговаривает Аида привести к Орфею Эвридику. Также прослеживается мотив того, что Эвридика забывает всё, она даже заволакивает Орфея к себе в подземное царство. Концовка рок-оперы схожа с концовкой оригинального мифа.
Что примечательно, интерес к подобной интерпретации мифов растёт – есть рок-оперы, посвящённые Дедалу и Икару, Гермесу и Гераклу.
Миф в кинематографе
Существует «орфическая трилогия» Жана Кокто: «Кровь поэта» (1930). «Орфей» (1950) и «Завещание Орфея» (1960). Стоит напомнить, что Кокто являлся авангардистом и многое в его интерпретации может показаться странным и непонятным. Первый фильм нам рассказывает о художнике, который, рисуя портрет, сталкивается с чем-то «дьявольским» - говорящим ртом, который помещает на каменной статуе. Через зеркало он переходит в мир с какими-то существами и множеством дверей.
Второй фильм «Орфей» - не менее сюрреалистичен. Орфей с таинственной принцессой в чёрном становится свидетелем происшествия в кафе. Каким-то образом Орфей начинает получать странные сообщения и называет их вдохновением, но ночами к нему через зеркало приходит его тёмная принцесса – Смерть. Герой забывает о своей молодой жене, а помощник Смерти влюбляется в Эвридику. Любовь живых и «потусторонних» - трагедия, поэтому Смерть отправляет существ, чтобы убить Орфея, но умирает Эвридика. Орфей идёт спасать свою жену и видит суд над Смертью, которая смешала свои чувства с долгом. Её ожидает ужасное наказание, а Орфей забирает Эвридику. Условие всё то же, что и в оригинальном тексте мифа – герой не должен смотреть на свою возлюбленную, но такая жизнь невозможна. Они не могли взглянуть друг на друга и вынуждены были прятаться. Их взгляды пересекаются в зеркале автомобиля. Оказывается, что это был сон – живые и счастливые они просыпаются, Эвридика ждёт ребёнка.
Третий фильм – чёрно-белый эксперимент. В нём Жан Кокто пытается вернуть себе вдохновение и веру в жизнь и творчество.
Можем наблюдать ещё одну своеобразную экранизацию – «Чёрный Орфей» Марселя Камю 1959 года по мотивам «Орфей из фавелы Консейсан» Винисиуcа ди Морайса.
События развиваются на карнавале в Рио. Он работает и занимается музыкой. Герой помолвлен с Мирой, но должен любит Эвридику. В фильме показана экзотичность Бразилии.
Ещё в школе нам говорили о том, что существуют вечные проблемы – любви и ненависти, добра и зла. Миф об «Орфее и Эвридике» также вечен. Доказательства были приведены. Миф актуален до сих пор и нешёл отражение во всех видах искусства. Не была перечислена и половина того, что существует.
На основе распространённости мифа можно также сказать, что греческая и римская культура до сих пор оказывают влияние на современную.
Список литературы:
- Болнова Е. В. Интерпретация мифа об Орфее и Эвридике в творчестве В. Я. Брюсова : Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» : https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-mifa-ob-orfee-i-evridike-v-tvorchestve-v-ya-bryusova
- Брюсов В. Я. «Орфей и Эвридика» : https://www.culture.ru/poems/15755/orfei-i-evridika
- Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида : художественная литература / пер. С. В. Шарвинского. – Москва : античная литература, 1979. – Книга 4. – 418 с.
- Гнездилова Е. В. Мифологема Орфея в античной культурной традиции : https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1633709008.pdf
- Жан Кокто «Орфей» : http://www.lib.ru/PXESY/KOKTO/orfej.txt
- Мифы народов мира : http://myths.kulichki.net/lostcivil/greece/myth0005/
- Публий Овидий Назон. Метаморфозы : художественная литература / пер. С. В. Шарвинского, прим. Ф. А. Петровского. – Москва : издательство «Художественная литература», 1977. – Книга 10. – 730 с.
- Словари и энциклопедии по «Академическому» : https://fr-academic.com/dic.nsf/frwiki/1271987
- Соколов Г. И. Дельфы. Глава «Святилище Аполлона» / Г. И. Соколова. – Москва : Искусство, 1972. – 27 с.
- Цветаева М. И. «Эвридика – Орфею» : https://www.culture.ru/poems/34847/evridika-orfeyu
- Belcanto (классическая музыка, опера и балет) : https://www.belcanto.ru/lorfeo.html
- Belcanto (классическая музыка, опера и балет) : https://www.belcanto.ru/operetta_orphee.html
- Belcanto (классическая музыка, опера и балет) : https://www.belcanto.ru/orfeo.html
- Belcanto (классическая музыка, опера и балет) https://www.belcanto.ru/sm_liszt_orpheus.html
- Belcanto (классическая музыка, опера и балет) : https://www.belcanto.ru/krenek.html
- LiveJournal : https://kalligone.livejournal.com/1692.html
- Very important lot : https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/mif-ob-orfee-i-evridike-rasskazannyj-xudozhnikami
- Vuzlit : https://vuzlit.com/408482/orfey_evridika_literature
Оставить комментарий