Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(239)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Дадаева Л.А. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕГАСТРУКТУР // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 27(239). URL: https://sibac.info/journal/student/239/299086 (дата обращения: 04.07.2024).

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕГАСТРУКТУР

Дадаева Лейла Арслановна

студент, Архитектурный факультет, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF MEGASTRUCTURES

 

Leila Dadaeva

Student, Faculty of Architecture, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Мысль о воплощении в жизнь крупномасштабных, колоссальных, многокомпонентных архитектурных масс вызывала интерес как у западных, так и восточных архитекторов. Черты мегаструктур встречались в сооружениях еще задолго до того, как основные положения были сформулированы и закреплены. К ярким примерам строений доиндустриального периода относится мост Понте-Веккьо во Флоренции, а неосуществленный, предложенный архитектором Сант-Элиа в 1914 году еще до популяризации идеи проект Центрального вокзала в Милане, которому предпочли более консервативный вариант, рассматривается как образец архитектурной мысли, в которой впервые были воплощены некоторые основополагающие принципы идеи. В дальнейшем мегаструктуры получили довольно широкое распространение и смогли завоевать интерес специалистов по всему миру, пик их популярности пришелся на 60-е года XX века.

ABSTRACT

The idea of bringing to life large-scale, colossal, multi-component architectural masses aroused the interest of both Western and Eastern architects. The features of megastructures were found in structures long before the main provisions were formulated and fixed. The Ponte Vecchio Bridge in Florence is one of the striking examples of buildings of the pre-industrial period, and the unfulfilled project of the Central Station in Milan, proposed by the architect Sant'Elia in 1914, even before the popularization of the idea, to which a more conservative version was preferred, is considered as an example of architectural thought, in which some of the fundamental principles of the idea were first embodied. In the future, megastructures became quite widespread and were able to gain the interest of specialists around the world, the peak of their popularity fell in the 60s of the XX century.

 

Ключевые слова: мегаструктура; полифункциональность; метаболизм.

Keywords: megastructure; polyfunctionality; metabolism.

 

Мегаструктура – это архитектурная и градостроительная концепция послевоенных эпох, которая основана на представлении о том, что город или городская структура могут быть заключены в единую созданную человеком структуру или относительно небольшое количество взаимосвязанных структур. В мегаструктурах порядок и иерархия создаются за счет больших постоянных структур, поддерживающих малые и переходные.

Согласно мнению Джона В. Кука и Хенрика Клотца, мегаструктуры представляют собой крупномасштабные, колоссальные, многокомпонентные архитектурные массы. Послевоенные движения в области мегаструктур, возглавляемые авангардными архитектурными группами, такими как Метаболисты и Архиграмм, рассматривали мегаструктуры в качестве инструмента для решения проблем городского беспорядка.

Мегаструктуры являлись доминирующей тенденцией в 1960-х года, что привело к появлению значительного числа радикальных архитектурных предложений и нескольких воплощенных в жизнь проектов.

Суть проблемы и состояние вопроса

1. Предшественники идеи

Понте-Веккьо

Задолго до периода индустриализации, когда концепция получила развитие, черты мегаструктур уже находили свое проявление в различных сооружениях. В качестве примера можно привести Понте-Веккьо (Старый мост) во Флоренции, Италия. Проект 1345 года представлял из себя многоярусный мост и включал в свою структуру многочисленные магазины и дома.

С течением времени конструкция Старого моста модифицировалась, что было обусловлено внешними факторами. Так, например, в середине XV века мясные лавочки были перемещены сюда, чтобы освободить улицы Флоренции от зловония, вызванного мясной торговлей. Однако длина сооружения (95 м) не могла позволить вместить всех мясников, вследствие чего началась пристройка дополнительных лавок, которые нависали над водой по обе стороны моста. К началу XVII века на место торговцев мясом пришли золотых дел мастера, и Понте-Веккьо получил название «Золотой мост».

Преобразования на этом не закончились. В 1556 году по указу герцога архитектор Джорджо Вазари спроектировал километровый коридор, который протянулся над мостом и его зданиями и получил впоследствии имя автора. Коридор позволял герцогу передвигаться между местом работы, Палаццо Веккьо, и домом, Палаццо Питти, а также следить за обстановкой в городе через специальные слуховые окошки.

Мы можем наблюдать, как сооружение в данном случае наглядно демонстрирует поли- и многофункциональность благодаря особенностям конструкции. И пусть данных об архитектурно-проектировочной системе не сохранилось, Понте-Веккьо рассматривается как выдающийся образец мегаструктур.

Проект Центрального вокзала Милана 1914 года

Одним из выдающихся предшественников послевоенных движений в области мегаструктур можно без преувеличения назвать проект Центрального вокзала Милана, созданный Антонио Сант-Элиа в 1914 году.

Милан в начале XX века представлял из себя связующее звено между промышленным севером и остальной частью Италии, а также между Италией и заальпийской Европой, поэтому городу было суждено стать важнейшим железнодорожным узлом. Победу в конкурсе на новое здание вокзала 1912 года одержал Улиссе Стаккини, что крайне возмутило Сант-Элиа, так как проект победителя показался ему эклектичным и старомодным. Спустя же два года Сант-Элиа представил миру свое видение здания вокзала, отраженное в эскизах, которые экспрессивно выражаю идею скоростного движения. Строительство растянулось до 1930 года, и проект вокзала Улиссе Стаккини за это время претерпел изменения и модернизировался.

 

Рисунок 1. Антонио Сант’Элиа. Железнодорожная станция в Милане, 1914 г.

 

Согласно книге Рейнара Бэнема «Мегаструктуры: урбанистическое будущее недавнего прошлого», Центральный вокзал в Милане послужил первым примером того, как массивное строение было интегрировано в дорожную сеть города благодаря своему расположению, а также на его основе была разработана А-образная структурная система, позже нашедшая применение в мегаструктурных предложениях.

После Второй Мировой войны в рамках серии конкурсов институциональных зданий в Великобритании (например, конкурс Шеффилдского университета 1953 года) мегаструктурные подходы стали находить проявление в некоторых системах, включающих в себя небольшие строительные объекты, которые поддерживались архитектурными каркасами внутри гигантских зданий.

2. Мегаструктурные движения в начале 1960-х годов

Рассвет мегаструктурных движений пришелся на 1959 год, когда японский архитектор Кэндзо Тангэ и его студенты в Массачусетском технологическом институте опубликовали проект Бостонской гавани. Этот проект многими был признан как первая мегаструктура. После этой публикации мегаструктурные движения распространились по всему миру.

В 1960 г. на мировой Дизайн-конференции в Токио группа японских архитекторов выпустила «Metabolism manifesto», где изложила свои подходы к мегаструктурам в архитектуре и урбанизме.

Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή — «превращение, изменение») –  течение в градостроительстве и архитектуре XX в., которое возникло в Японии 50-х годов и выступило в качестве альтернативы популярной на тот момент идеологии функционализма в архитектуре. В основу теории легли принципы онтогенеза (индивидуального развития живого организма) и коэволюции, подражание живой природе проявляется именно в процессах развития сооружений, а не принципах формообразования.

Архитектурный язык метаболистов отличается незавершенностью, «недосказанностью», а также открытостью структуры сооружений для более гибкого взаимодействия с изменяющимся контекстом городской среды. В зданиях метаболистов четко прослеживаются четкие временные и постоянные структурные составляющие, также им присуща модульность и ячеистость, что явно прослеживается на примере башни «Накагин» архитектора К. Курокавы.

 

Рисунок 2. Кисё Курокава, капсульная башня «Накагин», Япония, 1970-1972 гг.

 

Фумихико Маки, одна из центральных фигур в движении Метаболистов, продвигал понятие мегаструктуры как огромную архитектурную и урбанистическую форму, вмещающую в себя множество функций и городских сред. Согласно проекту «Japan Metabolists Talks», основной подход к мегаструктурам в рамках метаболизма заключается в создании искусственной земли, оснащенной инфраструктурой. Данный подход, воплощенный в проекте Оушен-Сити (Кикутакэ, Киёнори, 1962 г.) и проекте реконструкции Станции Синдзюку (Фумихико Маки, 1962) были нацелены на то, чтобы предоставить больше места для небольших программ, которые будут построены в переполненном городе.

В то же время европейские архитекторы также принимали инициативное участие в мегаструктурных движениях посредством формирования мегаструктурных школ и групп с различными теориями и подходами. Одной из самых влиятельных групп среди всех была группа Архиграмм, базировавшаяся в Лондонской Архитектурной Ассоциации. В брошюре 1961 года "Архиграмма I" группа выступала за мегаструктурный подход к зданиям и городам, который акцентирует внимание на технологии, инфраструктуре и динамическом движении внутри мегаструктур (Саймон Сэдлер, «Archigram: Architecture Without Architecture»). Проекты Archigram, такие как The Walking City (Рон Херрон, 1964) и Plug-in-City (Peter Cook, 1964), проиллюстрировали будущее города, где модульные структуры и подвижные городские объекты выглядят интересными и гибкими.

Рейнер Банхам рассматривал 1964 год как "Мегагод", в котором мегаструктурные движения по всему миру достигли кульминации с различными подходами, эволюционировавшими в общее пространство для решения серьезных проблем, таких как социальная и экономическая ответственность. Во многих проектах мегаструктуры использовались в качестве инструмента повышения коммерческой ценности земли и сглаживания транспортных сетей на транспортных узлах.

3. Всемирная выставка (1967 г.)

Всемирная выставка (1967 г.), проходившая в Монреале, провинции Квебек стала знаменательным событием для мегаструктурных движений. Различные павильоны демонстрировали характерные черты мегаструктур, среди них были павильоны США, Нидерландов и тематические павильоны, как, например Habitat '67'. Архитектурные критики, посетившие выставку, были поражены Монреальскими зерновыми лифтами, которые с их сетями крытых конвейерных лент неотразимо вызывали ассоциации с мегаструктурными образами, популяризированными в экспериментальных кругах.

После авангардных движений 1960-х годов мегаструктура была в основном представлена и практиковалась в академических кругах. Однако Рейнер Банхам определил некоторые проекты университетов и больниц как основанные на мегаструктурных подходах, с модульными, взаимосвязанными зданиями и ориентированной на пешеходов средой. Он выделяет Уральский государственный экономический университет, Центр наук о здоровье (Крейг, Цайдлер и Стронг) в Гамильтоне, Онтарио, который был открыт в 1972 году, и Свободный университет Берлина (Кандилис/Джосик/Вудс/Шидгельм), разработанный в 1963, построенный в два этапа в период с 1967 по 1979.

Анализ проектов

Многие проекты мегаструктур оказались слишком амбициозными и не были воплощены в жизнь. Ниже представлены примеры самых интересных идей архитекторов со всего мира.

1)Проект Бостонской гавани, Кензо Танге и студенты Массачусетского технологического института, 1959 год.

Проект Бостонской гавани - это экспериментальный проект жилищного строительства, выполненный студентами Массачусетского технологического института под руководством Кензо Танге, который был приглашенным преподавателем в институте в 1959 году. Результатом проекта стала мегаструктура С А-образной рамной структурой, сформированной двумя расширяемыми жилыми блоками. Каждый блок состоит из нескольких слоев платформ для строительства жилых помещений. Ряд транспортных инфраструктур включая дороги и монорельсовые пути размещены в пустом пространстве между двумя блоками.

2)Проект реконструкции Синдзюку, Токио, Фумихико Маки, 1962 год

Проект реконструкции Синдзюку - это масштабный проект городского дизайна в рамках движения метаболизма в Японии. В этом проекте Маки предложил расширяемое городское пространство, состоящее из искусственных наземных платформ и площадей на земле и над землей. Эти сооружения простираются через станцию Синдзюку и позволяют строить на них новые магазины и жилые дома.

3)Plug-in-City project, Питер Кук, 1963-1964 гг.

Plug-in-City - один из самых известных визионерских проектов, выполненных членами Архиграмм. Проект демонстрирует мегаструктуру с системой "комплект деталей", в которой стандартизированные жилые единицы массово производятся и подключаются к ряду инфраструктурных структур.

4)Ходячие города, Рон Херрон и Брайан Харви, 1964 год

Ходячий город представляет собой утопические человеческие поселения, напоминающие роботов или искусственные организмы с механическими ногами, которые перемещают жителей вместе с их домами в разные города и места.

5)План Токио, Кэндзо Тангэ, 1960 год.

Лучше всего, пожалуй, идеалы Манифеста Метаболистов были представлены и отстаивались Кэндзо Танге в его плане города Токио 1960 года. Танге призывал к введению нового пространственного порядка для города в форме мегаструктуры, и это было связано с тем, насколько сильно автомобиль повлиял на восприятие пространства и темп жизни людей. Архитектор отдавал предпочтение идее линейной мегаструктуры, которая предусматривала динамическое взаимодействие фиксированной транспортной сети и «временных» программ, отвечающих потребностям населения. Схема представляла собой линейный ряд взаимосвязанных петель, расширяющих Токио через залив, и рассматривалась как начало мегаструктурного движения длиной в десять лет.

В качестве целей плана реконструкции Токио Танге выделил:

  • Переход от центростремительной радиальной системы развития к линейной;
  • Осуществление органического единства транспортной системы, городской структуры и городской архитектуры
  • Поиск нового городского пространственного порядка, отвечающего запросам современного общества с открытой организацией и спонтанной мобильностью

К сожалению, видение Танге оказалось утопическим, однако его смелые идеи представляют большой интерес и дают возможность представить альтернативные варианты развития городских пространств.

Заключение

Многофункциональность и полифункциональность – цели, которые ставятся в приоритет, когда речь заходит о мегаструктурах. Идея об архитектурных сооружениях, которые могли бы представлять собой полноценный, исправно работающий городской механизм, при этом удовлетворяя все человеческие нужды и позволяя обеспечить объединение и взаимодействие множества функций, кажется перспективной, пусть и слегка утопической. Велика вероятность, что в будущем потребность в мегаструктурах возрастет.

Попытки к созданию подобных сооружений предпринимались в прошлом, но редко воплощались в реальность из-за недостатка развития инженерной науки и консерватизма во взглядах людей. К счастью, оба этих препятствия постепенно сходят на нет: нынешние возможности в плане использования продвинутых строительных технологий уже позволяют строить сооружения невероятных форм и размеров, а мировоззрение человека становится все шире. К тому же сейчас, в условиях недостатка ограниченных ресурсов и стремительно растущего населения планеты, возникает потребность в создании дополнительного пространства для существования людей. Желательно, чтобы это существование, ко всему прочему, было комфортным. Мегаструктуры способны обеспечить положительный вариант развития событий.

 

Список литературы:

  1. Рейнар Бэнем. Megastructure Urban Futures of the Recent Past. Нью-Йорк: The Monacelli Press, 2020. – 232 с.
  2. Рем Колхас, Ханс У Обрист. Project Japan Metabolism Talks. Лондон: Taschen, 2011. – 720 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.