Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(238)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Исхакова К.В. КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГЕЙНЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 26(238). URL: https://sibac.info/journal/student/238/298597 (дата обращения: 02.09.2024).

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГЕЙНЕ

Исхакова Ксения Валерьевна

студент, 3 курс, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

KEY IMAGES AND MOTIFS OF GERMAN ROMANTICISM IN THE WORKS OF G. HEINE

 

Ksenia Iskhakova

student, 3rd year, Institute of Philological Education and Intercultural Communications, Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla,

Russia, Ufa

 

АННОТАЦИЯ

 У Гейне была достаточно серьезная переработка ментальной системы романтизма. С другой стороны, в его произведениях мы встречаем не только образы традиционных для романтической литературы, но и образы-архитектуры, имеющие довольно древние истории. Ключевые образы немецкого романтизма в творчестве немецкого поэта Г. Гейне стали и ключевыми образами мировой литературы, которая в дальнейшем развивалась от романтической традиции к более современным течениям. В этой работе рассматриваются ключевые образы и мотивы в произведениях Генриха Гейне. Романтизм подчеркнул, что именно фантазия автора является основным двигателем творческого процесса.

ABSTRACT

Heine had a rather serious revision of the mental system of romanticism. On the other hand, in his works we find not only images traditional for romantic literature, but also images-architecture, which have quite ancient histories. The key images of German romanticism in the work of the German poet G. Heine also became the key images of world literature, which later developed from the romantic tradition to more modern trends. This work will examine the key images and motifs in the works of Heinrich Heine. Romanticism emphasized that it is the author's fantasy that is the main engine of the creative process.

 

Ключевые слова: романтизм, художественный образ, мотив, романтические традиции.

 

Литературная деятельность Гейне началась в 20-х годах XIX. Века. Его первая книга стихов («Страдания юности») вышла в свет в 1821 году. Впоследствии, в 1827 году, вместе с другими стихотворными циклами («Лирическое интермеццо», «Возвращение», «Северное море)» она вошла в большой сборник произведений Гейне, получивший название «Книга песен» и принесший их автору всемирную славу [2, с. 267].

Но помимо обычных поэтических образов, связанных с безответной любовью, мы найдем в стихах Г. Гейне и романтически-философские образы, и мотивы.

«О! разрешите мне, волны,

Загадку жизни –

Древнюю, полную муки загадку!

…………………………………………….

Скажите мне, волны, что' есть человек?

Откуда пришёл он? куда пойдёт?

И кто там над нами на звёздах живёт?"

Волны журчат своим вечным журчаньем;

Веет ветер; бегут облака;

Блещут звёзды безучастно-холодные...

И ждёт безумец ответа!»

(Гейне, Вопросы).

Помимо обычных романтических образов-архетипов: вода (волны), ветер и звезды, здесь появляется человек, ставящий вопросы. Однако не случайно, поэт называет этого человека «безумцем»: он напрасно вопрошает силы, которые не смогут ему ответить.

И тем не менее, Гейне не исключает из своего «поэтического багажа» архетипичные образы в их традиционном понимании. Это – залог понимания читателем того, что транслирует ему поэт.  Гейне «создает образцы высокой философской лирики, в которой природа соотносится с человеком, и человеческая жизнь измеряется масштабами всего мироздания» [2, с. 266].

В культурном творчестве и в персональном сознании, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в индивидуальном творчестве художников в литературе и живописи, повсеместно и во все времена проявляются некоторые устойчивые мотивы (образы), называемые архетипами. Автор понятия «архетип», философ К. Юнг, считал, что архетип является «гипотетическим, недоступным созерцанию образом» [1, с. 47].

Таким архетипом является, например, образ воды.

«А я лежал у борта корабля,

И, будто бы сквозь сон, смотрел

В зеркально чистую морскую воду…

Смотрел всё глубже, глубже —

И вот, на дне передо мной

Сперва, как сумраком подёрнуты туманным,

Потом ясней, в определённых красках,

И куполы, и башни показались,

И наконец, как солнце, светлый, целый город»

(Гейне, Морское видение).

В поэме Г. Гейне архетип воды явлен в образе Рейна, воплощенного в виде старика, с которым начинает диалог лирический герой:

«Здорово, старый, почтенный Рейн!

………………………………………….

Сказал – и слышу в речной глубине

Сердитые, странные звуки,

Как будто бы кашель глухой старика,

Ворчанье и вздох докуки».

(Гейне, Германия. Зимняя сказка)

Таким образом, ключевые образы немецкого романтизма в творчестве немецкого поэта Г. Гейне стали и ключевыми образами мировой литературы, получившей дальнейшее развитие от романтической традиции до более современных направлений.

 

Список литературы:

  1. Богданова И.А. Архетипические формулы в смысловом пространстве архетипического концепта вода // Язык и культура. – СПб.: Питер, 2020. С.43-51.
  2. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм – диалог художественных форм. –  М.: Аспект Пресс, 2005. – 352 с.
  3. Гейне Г. Германия. Зимняя сказка. Пер. П. Вайнбергера // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lit-ra.su/genrih-geyne/germaniya-zimnyaya-skazka-poema/ (Дата обращения 16.02.2023).
  4. Гейне Г. Избранное. – М: Художественная литература, 1980. – 186 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.