Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(238)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Тютикова К.И. ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ ГЕОПОЛИТИКИ КИТАЯ И ПОНЯТИЕ «ГРАНИЦА» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 26(238). URL: https://sibac.info/journal/student/238/298584 (дата обращения: 23.12.2024).

ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ ГЕОПОЛИТИКИ КИТАЯ И ПОНЯТИЕ «ГРАНИЦА»

Тютикова Карина Игоревна

студент, кафедра международных отношений, Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – дать определение термину «граница» с точки зрения различных подходов и концепций. В статье рассматривается политико-правовой и пространственный подходы, а также китайский и европейский взгляды на данное понятие. Основное внимание уделяется выявлению основных наиболее актуальных и популярных геополитических концепций и теорий с точки зрения китайского понимания мира.

 

Ключевые слова: геополитика, Китай, КНР, граница, АТР, геополитические линии, большие приграничные районы.

 

Для того, чтобы более детально углубиться в проблематику территориальных споров между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и понять причины разногласий между ними на теоретическом и мировоззренческом уровне, обратимся к основным спорным и неоднозначным терминам, которые используются в мировой политике.

Одно из основных понятий в международных отношениях, которое чаще всего становится причиной разногласий среди государств, – это «граница». Существует два основных подхода в изучении и трактовке границ государства:

1. Политико-правовой, суть которого заключается в становлении и развитии границ между государствами с юридической точки зрения. Чаще всего определение границ подобного рода отражается в двусторонних или многосторонних договорах. Например, в ФЗ РФ «О Государственной границе Российской Федерации» говорится, что граница – это линия, определяющая пределы государственной территории во всех сферах жизнедеятельности – в воду, на суше, в воздухе – и предел действия государственного суверенитета [5]. Однако в последнее время все чаще ученые начинают задумываться о включении в этот перечень еще и космическое пространство [1].

2. Геополитический или пространственный, который рассматривает границы как живой пояс для политического конструкта в виде государства, то есть в некоторой степени подвижный и зависящий от силы и влияния страны, а также геополитической обстановки в регионе или в мире в целом.

Геополитический подход имеет еще большее количество толкований, рассмотрим некоторые из них:

1. Карл Хаусхофер в книге «Границы в их географическом и политическом значении» представлял границу как «пограничное пространство своего народа» и отдельную жизненную форму, которая обладает собственными условиями существования, то есть как некоторую субстанцию, которая разделяет два народа, однако имеющая способность изменять свое положение в зависимости от объективных причин [2].

2. Ф. Ратцель в работе «Законы пространственного роста государства» представлял границу как «периферийный орган» государства, который оказывает большое влияние на силу страны и отражает все изменения внутри системы, поскольку, например, ослабление государства может привести к неизбежной потере этой пограничной зоны, которая в дальнейшем станет частью территории другой страны либо провозгласит свою независимость.

3. В своей книге «Геополитика» (1936) Ансельм писал, что граница – это «результат равновесия между двумя народами», то есть граница может изменяться в зависимости от изменения баланса сил и путем переговоров между двумя сторонами [4].

Не менее важно рассмотреть китайский подход в отношении понимании «границы»:

1. Ф. Бийе в своей работе «Представления о границе в Китае и России: попытка концептуализации проблемы» описывал данный термин как многозначный и имеющий огромное количество эквивалентов. Так, в китайском существует четыре основных иероглифа для обозначения этого термина - jie 界, jing 境, jiang 疆, bian 边. Автор отмечал, что это понятие основывается на существовании некоторого количества «подвижных поясов контакта», схожих по своей форме с окружностью, из-за чего различие между собой и другими проявляется не так ярко и не воспринимается, не как нечто постоянное и неизменное, а, наоборот, в качестве потенциального объекта в рамках переговоров и обсуждений. Здесь мы снова сталкиваемся с концепцией «кругов по воде» и влиянии каждого из них друг на друга и всю цепочку в целом.

2. Лю Ти в одном из восьми томов «Истории приграничной администрации Китая» отмечал, что к границе также относятся приграничные и переходные районы, над которыми Китай не всегда имел власть, поскольку в данном случае «граница» - это некий водораздел между самим Китаем и «промежуточной зоной», которая не контролируется государством, поскольку связь между внешним и внутренним очень тонка и размыта, это некая совокупность «господства и не господства» между Центром и периферией.

3. С точки зрения истории и философии Китая «граница» — это нечто, не принадлежащее кому-то конкретному, поскольку этим владел император по праву мандата Неба, а, значит, причин для разделения этих территорий между кем-либо еще попросту нет. Существовала единая граница между Центральной равниной и периферией и приграничными территориями, где проживали «варвары». Однако вне зависимости от того, являлась ли приграничная территория юридически частью страны или просто находилась в определенного рода зависимости, главную роль играла степень политического влияния Китая на эти государства или территории.

Как мы можем увидеть из вышеперечисленных вариаций термина, «граница» — это очень неоднозначный термин, имеющий разное значение в зависимости от его интерпретации. Так, на Западе преобладает более четкое и определенное понимание слова «граница», однако даже здесь не исключается возможность ее изменения, например, при усилении или ослаблении одного из государств. Однако при сохранении баланса в геополитическом отношении, границы остаются цельными либо изменяются в незначительной степени [2].

Если рассматривать термин «граница» с точки зрения китайской интерпретации, то можно отметить, что в данном случае понимание этого слова более размытое и неоднозначное. Граница делит территорию на «свою» и «чужую», однако оставляя за собой право вмешиваться либо оказывать влияние на соседние страны. Большое значение здесь играет твое отношение к соседу: если ты придерживаешься нейтральной политики, то и проблем у тебя особо не будет. Каждый из регионов, вне зависимости от его размера и силы, оказывает влияние на другие районы и территории. Изменение в одной из частей этой замкнутой системы повлечет трансформацию в другой.

В последние годы китайская геополитика претерпевает значительные изменения, что способствует появлению и развитию новых, ранее не существовавших теорий и концепций, которые представили вниманию общественности иное видение геополитических задач и целей страны. Рассмотрим некоторые из них:

1. Концепция «V». В 90-е годы 20 века в Китае появилась новая концепция - «V», которая показала миру новое видение деления приграничного пространства государства. Согласно данной концепции, знак «V» — это линии, проходящие через определенные регионы, являющимися наиболее важными в геополитике Китая. Так, левая часть знака «V» — это внутриконтинентальная линия, проходящая из Центральной в Южную Азию и затрагивающая Афганистан, конфликт на индо-пакистанской границе и заканчивающаяся в нестабильных регионах на юге. Правая сторона буквы «V» - это морская линия, которая проходит через японо-российский конфликт за острова в северной части Японии, о. Чжудао, КНДР с корейской ядерной проблемой, о. Дяоюйдао, Восточно-Китайское море, Тайваньский пролив и заканчивается в Южно-Китайском море. Регионы, входящие в указанные территории, имеют непосредственное значение для безопасности и суверенитет Китая, что увеличивает риск втягивания страны в конфликты за зоны влияния в этих регионах [3].

2. Геополитические линии. Данное понятие ввел в оборот Е. Цзычен в совместной с другими научными деятелями монографии «Геополитика и дипломатия Китая». Авторы работы выделили три основных геополитических линии:

- северо-западную, включающую в себя Россию, Монголию и страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан). Поскольку после распада СССР страна продолжает иметь некоторое влияние на бывшие республики СССР, главным актором в данном регионе можно считать именно Российскую Федерацию. Несмотря на то, что Китай считает Россию одной из стран, нанесших наибольший ушерб стране в конце 19 века, государства смогли наладить создать высокий уровень торгово-экономического и военно-технического сотрудничества друг с другом, и на данный момент Россия представляется в глазах Китая как «надежный геополитический тыл» на севере, нежели противник или враг.

- юго-западную, состоящую в основном из стран Южной Азии – Пакистана, Бутана, Непала, Бангладеша, Афганистана и Индии. В данном регионе отношения более напряженные, нежели на северо-западном направлении. Территориальные конфликты с Индией, Бутаном и между другими странами этого региона (например, между Индией и Пакистаном за Кашмир) подрывают безопасность и стабильность всей геополитической линии. Однако Китай прилагает все усилия для стабилизации ситуации, главным образом, наращиванием торгово-экономических связей между государствами и вкладыванием инвестиций в важные для оппонента области развития страны.

- восточную, включающую КНДР, Японию, Южную Корею, Австралию, США, Новую Зеландию и другие страны юго-западной части Тихого океана. Основным игроком и противником в данном регионе является США, что отражается на отношениях между двумя державами. Но, несмотря на некоторую враждебность и затрагивание китайских интересов и безопасности со стороны Соединенных Штатов, страны стремятся избегать открытого противостояния и военных столкновений, поскольку это может отразиться на экономической и социальной стабильности обоих государств. Помимо неоднозначных отношений между США и Китаем, не добавляет стабильности в регионе и территориальные споры КНР с Японией и Южной Кореей за ряд островов и морские ресурсы Южно-Китайского моря [2].

3. Большие приграничные районы. В 21 веке, укрепив свои позиции на мировой арене, построив мощную экономику и заняв значительную долю мирового рынка, Китай решил выйти за пределы своей традиционной сферы геополитических интересов - Восточной Азии. В рамках этой идеи была разработана еще одна концепция - «больших приграничных районов» (dazhoubian 大周边), которые представляют для Китая наибольший интерес и которые он рассматривает как негласное продолжение своих границ и сферы влияния.

Здесь стоит отметить, что «большие приграничные районы» — это не только зоны, на которые тем или иным образом претендует Китай, но и его опора для продвижения в мировую политику. Но при таком огромном значении для АТР, а также двойственном и одновременно болезненном отношении Китая к границам, эти регионы несут в себе и сопоставимую по силе угрозу для безопасности страны, поскольку в данный термин входят и территориальные споры, и разграничение водного пространства, и безопасность морских путей и торговли. Поскольку издревле национальные меньшинства Китая расселялись именно в приграничных районах страны, взаимоотношения между ханьцами и этими народами затрагивали вопрос о границе. Все вышеперечисленные факты оказывали и продолжают оказывать серьезное влияние на рост огромного количества конфликтов за приграничные территории, морские просторы и на современную геополитическую повестку Китая, имея устойчивую тенденцию к обострению имеющихся проблем [2; 6].

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что в китайской политике наблюдается огромное различие в теоретической базе и геополитических подходах в решении мировых проблем и формулировании собственной политики в отношении других стран, что сказывается на стабильности существующей модели международной действительности и безопасности в региональных аспектах.

 

Список литературы:

  1. Алымова Я.Ю. Проблемы разграничения воздушного пространства и космоса // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - Том 2. - С. 573-575.
  2. Грачиков Е.Н. Геополитика Китая: эгоцентризм и пространство сетей. - М.: Русайнс, 2015. - 234 с.
  3. Грачиков Е.Н. Исторический экскурс в геополитику Китая // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012. - №3. - С. 154-169.
  4. Джамалханов Р.В. Граница как категория политической науки: основные подходы // Власть. - 2010. - №4. - С. 142-143.
  5. Закон Российской Федерации "Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации"" от 01.04.1993 № 4730-1 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 1993 г. - Ст. 1 с изм. и допол. в ред. от 04.11.2022.
  6. 地缘政治与中国外交/叶自成 主编。- 北京出版社,1998 年 第 9-13 叶 (Геополитика и дипломатия Китая. Глав. ред. Е Цзычэн).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.