Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(238)
Рубрика журнала: Политология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ИСТОКИ ГЕОПОЛИТИКИ КИТАЯ
АННОТАЦИЯ
Цель статьи – определить основные истоки формирования геополитики Китая на протяжении всего его исторического пути. В статье рассматриваются политические, экономические, географические, культурные и социальные предпосылки создания геополитических концепций и идей Китая в сравнительном аспекте. В результате выявлены основные предпосылки и их влияние на разработку государственных интересов и геополитических концепций.
Ключевые слова: китаецентризм, КНР, Китай, АТР, природные барьеры, стратагема, третий мир.
Несомненно, Восток и Запад кардинально отличаются и совершенно не похожи друг на друга, и дело не столько во внешних проявлениях или характере отдельного индивида, сколько в фундаментально разной идеологической и мировоззренческой составляющей между ними. Отличия можно найти даже в базовых понятиях и нормах: в пример можно привести законы природы и понимание своего места в мире – превосходство природы над человеком, управление жизнью людей благодаря ее влиянию, понимание ценности как материального понятия, которое существует в природе и в нашей жизни само по себе, вне зависимости от человеческого бытия с точки зрения китайской философии, или отношение к государству как к большой семье и ее влияние на политическую сферу жизни китайского общества (единство и целостность этих понятий, а не противопоставление и выделение в отдельные, не связанные друг с другом термины, как это заложено в западной культуре) [3].
Кроме различий в изначальном восприятии мира и суждениях о нем, существует ряд других причин, которые повлияли на иное трактование геополитики и важнейших ее составляющих с точки зрения китайской мысли:
1. Китаецентризм и эгоцентризм. До насильственного «открытия» Китая и активного вмешательство западных стран в жизнь азиатских государств, Китай имел представление о себе как о центре и сердце Азии, поскольку экономически и политически он был развитее, чем другие восточные государственные единицы. Это было связано и с расположением, поскольку в качестве места своего существования китайская цивилизация выбрала Центральную равнину (zhongyuan 中原), откуда и произошло название страны – «Zhongguo», «центральное государство», что привело к формированию китаецентризма – восприятию себя как Центра мира [1].
Китай устанавливал нормы для регулирования отношений между азиатскими странами, оказывал мощное культурное влияние и поддерживал стабильность. Поэтому периферия и другие государства не отделялись от Китая, они считались единым целым с Центром, из-за чего не существовало как такового понятия «международный», не было и таких понятий как «территориальная целостность», «суверенитет» и других. И Центр, и периферия были одним неделимым организмом, существовавшим по негласным правилам.
2. Сельское хозяйство. Основной вид деятельности Китая на протяжении большей части его исторического пути было земледелие. По словам Крюкова М.В., оседлые народы, в отличие от «кочевых» и «бродячих», имеют иную картину мира, где освоенная ими территория – это круг, в центре которого расположены они сами, в то время как «оседлые» народы видят мир в движении и имеют маршрутное представление об окружающей действительности, поскольку вынуждены постоянно перемещаться и менять свое место жительства. Помимо этого, сельскохозяйственная экономика вынуждает страну вести мирный образ жизни, ведь для выращивания культур необходима спокойная окружающая обстановка и постоянно поддерживаемый порядок. Любое изменение, будь то война, мятеж или иное событие, может привести к потере урожая или его повреждению, что недопустимо.
3. Географическое положение и природные барьеры. Китайские геополитики отмечают, что со всех сторон Китай ограничен какими-либо естественными преградами, что оказывает огромное влияние на его геополитику и поведение на международной арене. Так, например, на юго-западе и северо-западе – это цепь гор (Гималаи, которые отделяют Китай от Индии и других стран Средней Азии, Алтайские горы и другие), на востоке – «четыре моря» – Бохайский залив (он считается внутренним морем Китая), Жёлтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское, на севере – Великая Китайская стена и «пустошь» (Дальний Восток и Сибирь с малым количеством людей и суровыми климатическими условиями). Все эти естественные границы в совокупности помогли Китаю защитить себя от варваров и завоеваний со стороны других, более враждебно настроенных стран, а также оградили от влияния внешнего мира и сделали труднодоступным для смешения с другими культурами, религиями, что позволило сохранить традиционную культурную идентичность нации.
В свою очередь Китай также не стремился познавать и изучать иные культуры, его устраивало собственное, замкнутое на себе понимание мира. Однако в дальнейшем закрытость и нежелание выходить за пределы своих границ – не только географических, но и мировоззренческих, - привело к серьезному отставанию от западного мира и стало одной из причин «века унижений», а недооценка ценности Моря и военно-морских сил в обеспечении безопасности страны к поражению в «Опиумных» и последующих войнах.
4. Сфера интересов, территория, находящаяся под влиянием государства с точки зрения геополитики. В работе Гегеля «Философия истории», автор обратил внимание на деление стран Запада и Востока на «морские» и «оседлые». Несмотря на то, что Китай является прибрежной страной и имеет выход к морю, он не стремился разведывать новые территории на морских просторах. Для Китая море было лишь прекращением земли.
На протяжении всего своего существования геополитика Китая несла в себе черты «микрогеополитики», нежели западная, которая рассматривалась как «макрогеополитика». У Китая не было явного стремления к завоеванию мирового господства и захвата новых территорий. Для него было достаточно быть главным в региональном аспекте. Он уделял больше внимания своим границам и отношениям с соседними странами, нежели колонизации других континентов. Также из-за «кольца» естественных преград, Китай географически был ограничен от возможности территориальной экспансии, и единственным направлением для этого оставался юг. Однако, как уже говорилось выше, Китай не видел смысла в пространственном расширении своих территорий и сосредотачивал свои усилия на внутреннем урегулировании противоречий между различными этносами, поддержании территориальной целостности и распространении своего влияния на соседние территории. Например, территория США увеличилась в 7 раз – с 1,53 млн км2 до 9,39 млн км2, территория России – выросла в сотни раз, в то время как территория Китая за почти 2000-летнюю историю практически не изменилась, оставшись прежней [4].
Помимо этого, в западной геополитике всегда предусматривалась вероятность того, что соседи могут стать врагами, в то время как китайские политики и стратеги не считали приграничные страны представляющими прямую угрозу, если только они сами не потревожат Китай (bu saorao 不骚扰). В данном случае большую роль сыграли идеи «золотой середины» Конфуция и идеологическая составляющая китайской нации.
5. Отсутствие четкого классового деления. Поскольку политической элите Китая было достаточно доходов, получаемых от сбора налогов и своих государственных должностей, им было невыгодно вести какие-либо войны и ухудшать или менять существующее положение дел. То же самое касается социальной составляющей китайского общества. Если в западной культуре жесткая регламентация социальных отношений – это основа общественного деления, то в Китае не было явно выраженного деления на «угнетателей» и «угнетаемых», «богатых» и «бедных». Поэтому в западной культуре напряжение и конфликты внутри общества – нормальная ситуация, а в Китае наблюдается более пассивное и неагрессивное поведение, так как не было явных причин для сопротивления или противостояния с существующим строем.
Здесь также стоит отметить особую модель социальной структуры китайского общества. Если западную культуру сравнивают со сбором рисовых соломинок, пучки из которых объединяются в более крупные и составляют определенную структуру и системный порядок, где существуют четко прописанные правила и требования к вступлению и становлению частью организации, то китайское общество представляют в виде кругов, которые идут от камня, брошенного в воду. Размытость и неоднозначность таких слов, как «семья», «родственники», «группа» и другие вызвано нечеткостью социальной структуры общества. Человек – это центр своего социального круга, однако круги других людей тем или иным образом взаимосвязаны и соприкасаются друг с другом в разные промежутки времени. По словам Фэй Сяотуна, социальные связи не имеют какие-то определенных границ, как нет и правил или перечня пунктов, которые нужно соблюдать, чтобы уверенно считать себя членом какой-то группы. Однако выйти по своему усмотрению из социальной группы, в которую с рождения включен человек, он тоже не может.
6. Традиционная политическая культура. Несмотря на существование западных теорий относительно развития международных отношений, в Китае существовали свои, несколько иные идеи поведения субъектов на международной арене. Выделялись два основных течения – принципы, заложеные в конфуцианство, даосизм, идеализм и «дипломатия реализма», которая основывается на стратегии «цзунхэн» (纵 横, «союзы по горизонтали и вертикали») [5].
Приверженцы первого течения придерживались идей гуманизма, миролюбивых ценностей в международных отношениях и признание для небольших стран права на существование. Вторая категория идей базировалась на идеях реализма и придерживалась права силы в борьбе стран за доминирование в своем окружении.
В китайской культуре стали популярны стратагемы – алгоритм поведения, который направлен на достижение какой-то определенной цели, в данном случае – получения преимущества или же победа над противником. Одной из наиболее широко распространенных стратагем стала №23 – «дружить с дальними, чтобы воевать с ближними», где речь идет о применении силы в отношении других стран и объединении с кем-либо из соседей для достижения баланса сил или уничтожения другого соперника. В пример можно привести союз Китая с развивающимися государствами «третьего мира» - Латинской Америкой, Африкой, Азии, для победы над странами «первого мира» - США и ЕС. Еще одним примером можно привести заключение между Германией и СССР Пакта о ненападении 1939 года и договоров с Францией и Англией (также в августе 1939 года), позволивших начать «воевать с дальним соседом», подружившись, в данном случае – заключив договоры о ненападении – с «ближними» [1; 2].
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что страны азиатского и европейского склада имеют фундаментальные отличия во всех аспектах и сферах деятельности, причем разница заключается не только в идеологическом плане, но и в понимании базовых жизненных ценностей и понятий, что проявляется в военных столкновениях, непониманиях и ухудшении сложившихся международных отношений.
Список литературы:
- Грачиков Е.Н. Геополитика Китая: эгоцентризм и пространство сетей. - М.: Русайнс, 2015. - 234 с.
- Грачиков Е.Н. Исторический экскурс в геополитику Китая // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012. - №3. - С. 154-169.
- Крушинский А.А. Логика Древнего Китая. - М.: ИДВ РАН, 2013, - 7 с.
- О Китае. Генри Киссинджер / перевод с английского В.Н. Верченко. - М., 2013, - 78-81 с.
- 地缘政治与中国国家安全/王玮 著。- 北京: 军事谊文出版社. 2009 年 第 39, 40 叶 (Ван Вэй. Геополитика и национальная безопасность Китая).
Оставить комментарий