Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(236)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Мухохин А.М. ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С ПОЗИЦИИ ЛАНДШАФТНОГО УРБАНИЗМА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 24(236). URL: https://sibac.info/journal/student/236/297527 (дата обращения: 31.07.2024).

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С ПОЗИЦИИ ЛАНДШАФТНОГО УРБАНИЗМА

Мухохин Артём Максимович

магистрант, кафедра «Архитектура и дизайн», Севастопольский государственный университет,

РФ, г. Севастополь

АННОТАЦИЯ

Данная статья исследует значимость художественного образа в процессе проектирования городской среды, основываясь на принципах ландшафтного урбанизма. Ландшафтный урбанизм включает в себя гармоничное сочетание архитектурных и природных элементов для создания привлекательной и функциональной городской среды. Автор анализирует роль художественного образа в контексте ландшафтного урбанизма, исследуя его влияние на восприятие и взаимодействие жителей с городской средой, а также на их эмоциональное благополучие. Статья предлагает ряд рекомендаций и практических подходов к интеграции художественного образа в процесс проектирования городской среды с целью создания уникальных и живописных городских пространств.

 

Ключевые слова: ландшафтный урбанизм, городская среда, художественный образ, дизайн, архитектура, современный город.

 

Введение

Городская среда является синтезом функциональных, социальных и эстетических аспектов. Одним из важных аспектов проектирования городской среды является использование художественных образов и принципов, особенно при применении ландшафтного урбанизма. Ландшафтный урбанизм стремится создать гармоничное взаимодействие между городом и природной средой, а художественные образы играют ключевую роль в достижении этой гармонии.

Исследовательская цель нашей работы состоит в изучении роли художественного образа в проектировании городской среды с позиции ландшафтного урбанизма. Для достижения этой цели необходимо последовательно решать следующие задачи: во-первых, определить методы формирования архитектурно-художественного образа городской среды; во-вторых, проанализировать особенности формирования зарубежных и отечественных городских пространств, несущих читабельную и яркую образность, что выражается в получении эстетической и эмоциональной окраски зрителя.

Ландшафтный урбанизм: основные принципы и концепции

Ландшафтный урбанизм является новым подходом в проектировании и планировании открытых пространств, где ландшафт структурирует городскую среду соответствующим функциональным зонированием, выявлением границ и основного ядра. Концепция ландшафтного проектирования представляет интерес тем, что архитектура вписывается в существующую ландшафтную среду, не разрушая ее, а создавая гармоничное сочетание природных структуру для того, что создано человеком [4, с. 163]. «Выявляется эстетическая ценность ландшафта, архитектуры на фоне роста урбанизации. Ландшафт рассматривается как целостный феномен, обладающий общественной и эстетической ценностью... Важен тот факт, что эстетическая ценность ландшафта все чаще призвана учитываться при экономическом планировании обустройства территорий и использования природных ресурсов. В этом контексте энвайрон - ментальная эстетика акцентирует внимание на проблеме эстетического восприятия ландшафта, придавая ему особую психологическую характеристику...» [1, с. 89].

Художественный образ в городской среде

Художественные образы способны передать уникальные качества и характер местности. При проектировании городской среды с использованием ландшафтного урбанизма, основным заданием является идентификация местности и выделение ее особенностей. Художественные образы позволяют создать уникальный облик города, отображающий его историю, культуру и природные особенности.

В качестве примера художественного образа, воплощенного в архитектурной среде, можно привести парк "Зарядье" в Москве. Парк был построен в 2017 году. Проект был разработан консорциумом во главе с командой из Нью-Йорка "DillerScofidio + Renfro". Главная идея команды — сблизить людей, культуру и природу России — это художественный образ.

В данном примере художественный образ пространства создается климатическими зонами, храмом и современной архитектурой, а также зрителем (посетителем). Архитектор-дизайнер знакомит посетителей с климатическими зонами нашей Родины. Классификация природных ландшафтов России была проведена на основе четырех основных зон: тундры, степи, леса и болот. "Эти зоны были расположены на террасах, в местах наслоений и пересечений которых появились здания, интегрированные в ландшафт, чтобы соответствовать функциональной программе парка. Так природа и архитектура слились воедино" [5, с. 209].

Еще одним примером городского пространства, отражающего культурные ценности общества, является проект архитектурного бюро "Мамен Доминго и Эрнест Ферре". Это архитектурное бюро занималось обустройством внутреннего двора в Испании, в городе Серданиола-дель-Вальес. Год реализации проекта - 2015. Художественный образ проекта заключается в том, чтобы добиться благоприятных отношений и ассоциативных ощущений у жителей двора.

Территория полностью окружена многоэтажными жилыми зданиями, что создает замкнутое пространство. Территория двора населена мультикультурной группой. Художественный образ дворовой территории создается декоративным плиточным покрытием. Архитектор в этом проекте восстанавливает территорию как общественное и соц. пространство, создает социальные и доверительные отношения между соседями. Художественный образ в данном городском пространстве был создан путем сбора материала и осмысления, а затем преобразован в реалии современного мира.

Восприятие и взаимодействие с городской средой

Одним из основных принципов ландшафтного урбанизма является стремление к гармонии городской среды с природным окружением. Художественные образы позволяют создать эстетически привлекательную среду, в которой архитектурные элементы сочетаются с природным ландшафтом. Это может включать использование элементов растительности, водных объектов, форм и текстур, которые придают городской среде естественность и красоту.

Экологически сбалансированная жилая среда как реальная ценность современного города будет непременно включать в себя обязательное интегрирование природной инфраструктуры. Согласно мнению Валерия Нефедова, ведущего российского эксперта в сфере дизайна городской среды, ключевыми индикаторами формирующегося эко-сознания современных городов становится развитие городских парков, прибрежных территорий, общественного транспорта и «зеленых» технологий в строительстве [3, с. 126]. Такое бережное и трепетное отношение к окружающему природному пространству с целью творческого его преобразования для нужд и интересов комфортного бытия человека позволяет радикально пересмотреть представления об архитектурно-ландшафтном конституировании городской среды. Вместо многоэтажных многосекционных гетто нужна архитектура, открытая к природе и интегрированная с природой. Тогда в ней появляется жизнь — пространство с функцией социализации.

Заключение

В архитектурно-пространственной среде российских городов в настоящее время происходит конфликт между традиционными и инновационными взглядами на урбанистический ландшафт. Это противостояние сегодня приняло форму противодействия локального глобальному. Проявления будущего в социально-пространственной сфере не отменяют необходимости градостроительных построений, свойственных индустриальной эпохе. Технологическое будущее жилья для массового потребителя становится более ясным. Симптоматичным примером может послужить в этом случае реновация жилья. «Учитывая тот факт, что реновация — это, прежде всего, кардинальное изменение жизни как отдельного индивида, так и целых сообществ, она сама по себе, являясь весьма противоречивым процессом, болезненно затрагивает и субъекта, и сообщество в целом» [2, c. 375]. Большинство горожан проводит основную часть времени в «городских джунглях», а не в настоящих природных условиях. Именно городское пространство фактически становится для нас основной окружающей средой, своего рода «второй природой», поэтому логично становится использование некоторых инструментов, исторически выработанных для изучения настоящего природного окружения и задействование современных экологичных технологий при планировании новых микрорайонов.

Художественные образы играют значительную роль в проектировании городской среды с позиции ландшафтного урбанизма. Они помогают создать уникальный облик города, гармоничное взаимодействие с природой, повысить качество жизни жителей и привлечь людей. При использовании художественных образов проектировщики городской среды должны учитывать исторические, культурные и природные особенности местности, а также стремиться к созданию привлекательной и функциональной среды для всех пользователей. В конечном итоге, художественные образы помогают сделать городскую среду более жизнеспособной, привлекательной и устойчивой, создавая благоприятные условия для проживания и развития его жителей.

 

Список литературы:

  1. Молодкина Л.В. К вопросу о феноменологии памяти (на примере архитектурно-природного памятника) // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2007. № 6. — С. 88-97.
  2. Молодкина Л.В. К вопросу о феноменологии творчества в архитектуре. Статья вторая // Философия творчества. Творчество и жизненный мир человека. Ежегод. 3. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. — С. 362-377.
  3. Нефедов В.А. Как вернуть город людям. М.: Искусство — XXI век, 2015. — 160 с.
  4. Селимова С.С. Формирование понятия «ландшафтный урбанизм» в градостроительстве // Вiсник Донбаськоi нацiональноi академi будiвництва i архiтектури. Проблеми архітектури і містобудування. 2014. №2 (106). — С. 163-169.
  5. Ткаченко С.Б. Концепции застройки Зарядья: от гостиницы до парка // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2019. - №1 (28). —  С. 196-213.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.