Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(234)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ИСЛАМА
Утрата моральных ориентиров современным обществом и многочисленные угрозы часто обращают человека к религии. Это особенно актуально для молодежи [4]. Уже в XX веке доктрина тотальной эмансипации человеческого «я», свободного от ограничений каких-либо этических и социальных норм, трансформировалась в концепцию «Я как вещь в себе», окончательно подтвердив приоритет личных желаний над общественными интересами» [5]. Религия действительно может быть своего рода духовным спасением от дегуманистических тенденций нашего времени.
Однако гуманистическое содержание религии часто само по себе «я» нуждается в подробном объяснении.
Что такое человек в исламе? Какова его позиция: есть ли у него свобода воли или мораль состоит только в подчинении судьбе? Для каждой религии фундаментальным вопросом также являются отношения между человеком и Богом. Важным аспектом религиозного гуманизма является также проблема взаимоотношений между обществом и личностью [1, с. 364].
Исламская антропология фокусируется не на постижении и исправлении божественной природы человека, а на осознании человеком миссии, возложенной на него Аллахом, и дарованный ему потенциал. Его цель состоит не в том, чтобы ответить на вопрос о том, что такое человек, а в том, чтобы ответить на вопрос о том, что человек должен и не должен делать, что для него хорошо, а что зло, какова его цель в этой жизни. Кораническая антропология разворачивается в трех основных планах: как человек должен строить свои отношения с Аллахом, как он должен отличать добро от зла и, наконец, как он может обрести спасение [2, с. 109].
В исламе причина проявления нравственности находится не внутри индивида, а извне, в форме заранее установленного Аллахом порядка. Человеку не нужно делать трудный, самостоятельный выбор. Ему не нужно самому решать проблему добра и зла. Ему нужно только следовать нормам, уже установленным Аллахом. Это ответственность человека перед Аллахом. Именно соблюдение или уклонение от установленных извне норм добродетели определяет исламскую мораль.
Духовное воспитание или тасаввуф - неотъемлемая часть ислама, учение о духовном воспитании, которое способствует нравственному совершенствованию человека, развитию и укреплению его духовных, нравственных, этических качеств. Духовное воспитание обеспечивает гармонию между физическим и духовным существованием человека. Тасаввуф – это способ нравственного воспитания и достижения духовного совершенства.
Духовное образование в исламе основано на признании уникальности – единственной созидательной силы только Аллаха.
Вопросам воспитания духовности и нравственности личности в Коране отводится каждая строка. Вся книга несет характер смирения перед волей Аллаха и напоминания о судьбе души после окончания Земной жизни, которая зависит от действий человека. Согласно исламу, человек объединяет в себе душу и тело. Духовная сущность в Коране представлена как сердце, душа, дух и интеллект. Цель жизни человека состоит в покорности, службе, движении по пути к Аллаху: «О. те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое» [8, с. 47].
Роль человека в исламе очень весома. Человек является самым прекрасным из всех существ, так как Всевышний Аллах наделил его многими качествами, которые позволяют человеку превосходить другие создания [3, с. 354].
Человек, как высшее творение Всевышнего Аллаха, создан Им в самом совершенном виде и наделён самыми прекрасными качествами. Разве можно сравнить человека с кем-то или с чем-то из всего того, что создано Аллахом? Человек по своей сути уникален и бесподобен.
Человек как физически, так и духовно является совершенным созданием. Человек смертен, но в то же время он бессмертен до того мгновения, пока не наступит по воле Всевышнего конец срока его пребывания на этой земле до его воскрешения для жизни иной.
Главный вопрос - это вопрос веры, в одном из аятов Корана говорится, что в религии нет принуждения.
Вопросы морали, этики и нравственности содержались в трудах всех исламских философов, потому что исламская философия основана на рассуждениях Священного Корана, который не только раскрывает суть основного закона Всевышнего, но и указывает экзистенциальные ориентиры «Прямого и правдивого пути» («Сираат Альмустакиим») человеческой жизни, подчеркивающие тем самым истинные этические ценности человеческого существования.
Согласно учению ислама, человек несет личную и непосредственную ответственность перед Богом, как Его «наместник» («Халифа»), которому были даны большие права по сравнению с другими творениями Господа, важнейшим из которых является Свобода. Мораль, с другой стороны, является социальной, изменяющейся во времени и пространстве социальным феноменом. Мораль всегда субъективна. Но само качество морали неизменяемо, статично, поскольку существует предписанная Богом данность человеку [10, с. 165].
В понимании ислама справедливость – это уделение всему должного места, а также равенство по отношению ко всем. Именно справедливость создает определенное состояние равновесия в распределении определенных прав и обязанностей. Коран требует от любого мусульманина, чтобы справедливость восторжествовала для всех. И закон Корана действителен во все времена. Доверие, которое сам Всевышний оказал человеку, заключается в том, чтобы вершить правосудие. Необходимо справедливо относится ко всем, к своему окружению: к женам, к детям, к родителям.
Институт брака занимает особое место в исламе. И в вопросе выбора мужа учитывается мнение самой женщины. Ее согласие обязательно для вступления брака в законную силу. Если кто-то хочет жениться на ней, она имеет право сама решать, соглашаться ей или отказываться.
Грехом в исламе является непослушание божественному закону, отвержение веры в Аллаха и выполнения Его предписаний. В исламе не существует всеобщего греха, лежащего на всей человеческой расе (что в христианстве является первородным грехом). В исламе грех отдельного человека – это его личный грех. «Грех» - это индивидуальное отклонение от Божьей морали. Таким образом, концепция греха передается (объясняется) в коранических «знамениях» как «зульм» – «затемнение, осквернение самим человеком идеальной нравственной чистоты», как указание на то, что дано Богом. Жак Маритен справедливо отмечал, что отрицание и неисполнение установленного Богом закона существования, подразумевающего высшее экзистенциальное благо, становится для человек – это зло [7].
Милосердие в исламе (аль-мархама) – это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность из сострадания помочь тому, кто в этом нуждается. Или, по-другому, это божественное снисхождение и абсолютная благодарная милость к человеку.
В исламе религиозный «фундамент» для достижения экзистенциальной морали закладывается с того момента, как человек осознает свое высокое положение во Вселенной («Халифа») и прямую личную ответственность перед Богом, как в формировании качества своего внутреннего мира, так и жизни среди людей, и в пространстве Вселенной.
Грозные предупреждения, выраженные в Священном Коране о последствиях неповиновения человеку, игнорирования правильного пути картины жизни, нарисованные Богом, не предназначены для того, чтобы запугать его «животным страхом».
Чувство «страха», возникающее у человека от коранических слов о последствиях нарушения «закона Божьего», отличается от категории «страха», присущей повседневному сознанию, как рефлекторная и естественная реакция на экстремальные ситуации реальной жизни.
«Таква» – благоговейное чувство преклонения перед могуществом и силой Божественного закона – является духовным «якорем» [6, с. 695].
Ислам – это не чисто теологические формулы и догмы, а скорее система мировоззрения и образ жизни. Ислам учит, что земная жизнь - это всего лишь короткий отрезок долгого путешествия. Он дается не для отдыха и наслаждения, а для того, чтобы испытать людей на верность и стойкость, проверить их способности преодолевать тяготы и невзгоды, препятствия и трудности [9].
Рассматривая проблему личности в исламской философии в рамках современного общества, невозможно не упомянуть тот факт, что средства массовой информации часто сознательно или неосознанно обвиняют организация различных террористических актов именно мусульманами.
Однако заповеди Священного Корана не позволяют мусульманину делать зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или люди другой веры. Напротив, Коран призывает мусульман относиться ко всем по-доброму.
Как и вся исламская религия морально-нравственные ценности Ислама тоже основываются на Коране и хадисах Пророка. С содержательной стороны Коран делится на три части. В одной части рассказывается о единобожии, в другой о законах Шариата, а третья часть Корана рассказывает о похвальных и порицаемых качествах на основе примеров из истории человечества.
Когда любимую жену Пророка Аишу спросили о нравственности Пророка, она ответила, что его нравственность была такова к которому призывает Коран. В Коране Всевышний говорит о нравственности пророков и праведников для того, чтобы Пророк и за ним остальные мусульмане с них брали пример. Пророк был учителем, который обучал своих сподвижников к правильной жизни, а в свою очередь от них брали пример последующее поколение праведников. Так передавая из поколения в поколение дошло до нас нравственность Ислама. Исходя из этого основными источниками этических норм в Исламе являются Коран и Сунна.
В этих двух абсолютно достоверных источниках и говорится об основных нравственных качествах, о том, что плохо и что хорошо.
К порицаемым качествам, упомянутых в Коране и Сунне относятся: плохие замысли, чёрная зависть (хасад), ненависть (хикд), высокомерие и гордыня (кибр), самодовольство (ужб), скупость (бухл), совершение деяний напоказ (рия), стремление к высокому положению, властолюбие, гнев, клевета (бухтан), поклёп (гибат), сплетни, ложь, болтовня, и т.п. Для очищения от этих недугов в первую очередь надо понимать их сущность.
Раскаиваясь, необходимо стараться избавить себя от всех перечисленных и неперечисленных порицаемых качеств. И взамен за них надо украсить себя и свою душу похвальными качествами и хорошими деяниями.
К ним относятся: правильное вероубеждение; истинное раскаяние; отказ от греховного; сожаление о совершённых грехах; стыд перед Аллахом и полная покорность Ему; красивое терпение (сабру); богобоязненность; осознание ничтожности мирского; довольство тем, что есть; быть благодарным Всевышнему и людям; восхваление Аллаха; честность; справедливость; правдивость; выполнение обещания; перенесение трудностей и невзгод; выполнение обязанностей перед соседями, родственниками, родителями и детьми; щедрость; частое произнесение слов приветствия «Ассаламу алейкум»; хорошее поведение; любовь к вечному миру и непереживание за благ бренного мир; беспокойство за отчёт перед Аллахом в Судный день; правильное понимание Корана; отказ от вредных и бесполезных мыслей; постоянная нужда во Всевышнем и обращение за помощью к Нему; искренность и чистосердечие во всех состояниях.
Если человек будет обладать этими качествами, то он с их помощью приблизится ко Всевышнему Аллаху и получит счастье на этом и на том свете. Сущность всего этого заключается в использовании своего потенциала, заложенного Всевышним. Отрицательные и похвальные качества заложены в каждом человеке. Хорошие люди проявляют похвальные качества и утаивают порицаемые, плохие же люди делают наоборот. По своей природе человек рождён быть хорошим, ему подходит прекрасный нрав. Если он будет поступать обдуманно, в нём выявляются хорошие качества, а плохие остаются невостребованными.
Коран призывает мусульман относиться ко всем по-доброму: «Помогайте друг другу во всем благом и в сохранении набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Св. Коран, 5:2). Более того, мусульманин обязан помогать иноверцам: «А если кто-то из немусульман просит у тебя убежища, то приюти его, пока не услышит он Слово Господне» (Св. Коран, 9:6).
Пророк Мухаммад рассказывал о том, что Джибриль (архангел Гавриил), явившись к нему, сказал ему жить так, как он желает, поскольку все равно суждено умереть в конечном счете, и любить того, кого он желает, ведь все равно когда-то придется умереть и покинуть их.
О загробном мире говорится во всех священных писаниях – и в Торе, и в Псалмах, и в Евангелиях, которые были низведены ранним пророкам. Но полную картину о том, какова жизнь после смерти в Исламе и каков загробный мир, мусульманину можно узнать только в одном месте - из того откровения, которое было ниспослано последнему Пророку Всевышнего в Исламе Мухаммаду. Священная книга Всевышнего Коран останется навсегда текстом, который не исказили и не изменили человеческие руки, и именно один Коран, а также достоверные хадисы Пророка Мухаммада дают нам представление и истинную информацию о будущей жизни.
Промежуточная жизнь после смерти в исламе называется барзах. Люди в нем находятся в трех состояниях: состояние богобоязненного верующего; состояние неверующего и лицемера; верующие грешники, совершившие большие грехи. Жизнь в барзахе подобна саду из садов Рая или подобна яме из ям Ада.
Господь обещает человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни и в исламе. В раю мусульман ожидают плотские удовольствия. Попавшие в рай будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями.
Таким образом, характерная черта мусульманской религии заключается в учении о предопределении, в догматизме, который предписывает беспрекословное выполнение предписаний закона Аллаха. Поэтому она вмешивается во все аспекты жизни людей. Как личная и семейная жизнь верующих мусульман, так и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно полностью подчиняться религиозным законам. Более того, ислам – это уникальная религия, охватывающая все аспекты человеческой деятельности. Это образ жизни, манера поведения и ряд повседневных привычек.
Список литературы:
- Аль-Газали М. Нравственность мусульманина / пер. с арабского А. И. Рустамова. К. – М.: Ансар Фаундейшн; Умма, 2015. 364 с.
- Аляутдинов Ш. Мусульмане: кто они? // Путь к вере и совершенству. 2018. – С. 109.
- Гегель Г.Ф.Г. Лекции по философии истории. – CПб.: Наука, 2019. – C. 353– 355.
- Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://missioncenter.com/islams/zhur.htm.
- Латыпов Л. Н. Экзистенциальная аксиология вероучения ислама // Вестник КазГУКИ. 2020. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnaya-aksiologiya-veroucheniyaislama.
- Поломошнов А.Ф. Проблема творчества и постмодернистский кризис культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 695.
- Поломошнов П.А. Проблема личности в исламе // Исламоведение. 2020. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-lichnosti-v-islame.
- Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабомусульманская традиция // Этическая мысль: ежегодник. – М.: Институт философии РАН, 2021. – С. 46–70
- Фахрудин М. Всевышний Аллах – что мы обязаны знать о нем? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.islam.ru/content/veroeshenie/43436.
- Якупов М.Т. Социально-философский анализ проблемы предопределенности в исламе в контексте экстремизма // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – Вып. 2019. – № 1. – С. 164–169.
Оставить комментарий