Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(232)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Жмуркина Д.А., Кирюхина А.Р. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 20(232). URL: https://sibac.info/journal/student/232/292641 (дата обращения: 02.05.2024).

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Жмуркина Дина Алексеевна

студент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Кирюхина Алина Романовна

студент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Мартынова Ольга Александровна

научный руководитель,

канд. философ. наук, доц., Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF REFORMING HIGHER EDUCATION IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

 

Alina Kiryukhina

Student, Department of Economic Theory and International Relations, Penza State University,

Russia, Penza

Dina Zhmurkina

Student, Department of Economic Theory and International Relations, Penza State University,

Russia, Penza

Olga Martynova

Scientific supervisor, candidate of Philosophical Sciences, associate professor, Penza State University,

Russia, Penza

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются философские проблемы реформирования высшего образования России в современных условиях. Автор обращается к проблемам и тенденциям реформирования системы высшего образования, и тем задачам, которые должны быть решены при этом. В статье представлено авторское видение проблем, решение которых способно обеспечить высшему образованию принципиально новое качественное состояние, необходимое для процветания российского общества.

ABSTRACT

The article discusses the philosophical problems of reforming higher education in Russia in modern conditions. The author addresses the problems and trends of reforming the higher education system, and the tasks that must be solved at the same time. The article presents the author's vision of the problems, the solution of which can provide higher education with a fundamentally new qualitative state necessary for the prosperity of Russian society. 

 

Ключевые слова: философские проблемы, высшее образование, реформирование.

Keywords: philosophical problems, higher education, reformation.

 

Общество на каждом историческом этапе развития нуждается в адекватной своему времени системе образования, в том числе высшего. Однако верно и обратное утверждение, а именно: каждая ступень исторического развития общества в области образования подготавливается предшествующей системой образования, сохраняя с ней преемственность. Современное российское общество находится на стадии трансформации и нуждается в серьезных преобразованиях во всех сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной и социальной, в том числе в области высшего образования.

Одной из философских проблем реформирования высшего образования России в современных условиях является проблема существования одномерного человека в современном обществе. Поднимая вопрос одномерного человека, мы обращаемся к философии Герберта Маркузе, немецкого и американского философа, социолога и культуролога XX века. Основываясь на работе Маркузе, посвящённой одномерному человеку и одномерному обществу, выявляются особенности существования человека в современном обществе. Сегодня действительность превосходит культуру, человек может сделать больше, чем литературные герои и полубоги. Разумеется, высокая культура всегда находилась в противоречии с устоявшимися общественными представлениями и социальной действительностью [4]. Средства массовой коммуникации гармонично, часто незаметно смешивают искусство, политику, религию и философию с коммерческой рекламой. Одномерный человек комфортно существует в современном обществе. Повторяя образы и подобия других людей, индивид переходит от критического мышления к одномерному. Влияние СМИ на мировоззрение человека иллюстрируют взаимозависимую связь между характеристиками и качествами личности с особенностями различных социальных групп и общественных объединений.

Концепция «одномерного человека» Маркузе, на наш взгляд, продолжает быть актуальной и сегодня. Он стал первым, кто охарактеризовал современного человека и его господствующий социальный тип. В постиндустриальном обществе «одномерный» человек сохраняется как господствующий социальный тип и человек массы. Современный человек не интересуется внутренним миром другого, окружающие воспринимаются им с точки зрения полезности или нужности для себя. Добродетели теряют значение, главная ценность – обладание престижными материальными благами. Современный человек – человек усредненный и некритичный. Он создан массовой культурой и искусством и доволен собственным уровнем мироощущения и мировосприятия. Стандарты и мифы массовой культуры, СМИ стали для него готовыми критериями жизненных ценностей. Его не привлекают высокие образцы искусства и литературы, а также процесс образования. Он не привык к серьезной работе над собой, к проявлению душевных навыков. Потребление благ цивилизации превратило современного человека в инстинктивное существо.

Еще одной философской проблемой реформирования высшего образования России в современных условиях является то, что сферы жизни и сама жизнь развивается быстрее чем высшее образование. Постоянная и непрерывная технологическая революция превращает обретенные знания и усвоенные привычки из блага в обузу и быстро сокращает срок жизни полезных навыков, которые нередко теряют свою применимость и полезность за более короткий срок, нежели тот, что требуется на их усвоение и подтверждение университетским дипломом [1]. В таких условиях краткосрочная профессиональная подготовка, пройденная на рабочем месте под руководством работодателей, ориентированная непосредственно на конкретные виды деятельности, а также гибкие курсы и быстро обновляемые наборы материалов для самоподготовки, предлагающиеся на рынке без посредничества университетов, становятся более привлекательными (и, признаем, более достойными предпочтения), нежели полноценное университетское образование, которое неспособно сегодня даже обещать, не говоря о том, чтобы гарантировать пожизненную карьеру. Задачи профессиональной подготовки постепенно, но неуклонно уходят от университетов, что повсеместно отражается на ослабевающем желании государства субсидировать их из общественных фондов. Возникает подозрение, что если наплыв людей в университеты еще не сократился достаточно резко, то это в значительной мере обусловлено их непредвиденной и неожиданной ролью временного убежища в обществе, пораженном хронической безработицей; структуры, позволяющей молодым людям на несколько лет отложить момент истины, немедленно наступающий тогда, когда им приходится столкнуться с жесткими реалиями рынка труда.

Как и любая другая монополия, порождающая прибыль, монополия на институциональное «утверждение» приобретенных или присвоенных навыков, для того чтобы стать эффективной, нуждается в регулируемой среде; но необходимый в данном случае тип регулирования, как танго, требует двух партнеров. В обсуждаемом случае условием эффективности является относительно устойчивая связь между описанием требований, предъявляемых к работнику, и характеристикой квалификации претендента, причем и то, и другое должно быть достаточно стабильным, чтобы не изменяться на протяжении среднего срока, необходимого для получения высшего образования. При нарастающей гибкости и предельной дерегулированности рынка труда это условие соблюдается редко, а шансы приостановить деструктивные процессы, не говоря уже о восстановлении быстро исчезающих рамок перспективного планирования, уменьшаются с каждым часом. Процесс получения высшего образования, принявший свои исторические формы в ходе университетской практики, не может быстро приспособиться к темпам экспериментов, проводимых на рынке труда, а в еще меньше степени – к слишком очевидному отсутствию каких-либо норм и, стало быть, непредсказуемости перемен, которых не может не порождать бездействие, именуемое гибкостью. Кроме того, навыки, необходимые для практического освоения постоянно меняющихся профессий, в целом не требуют продолжительной и систематической учебы. Последняя зачастую превращает хорошо спрофилированную, логически взаимосвязанную массу обретенных привычек из достоинства, ценившегося в прежние времена, в обузу. Естественно, это существенно снижает ценность любого диплома. Она уже с трудом конкурирует с рыночной ценностью повышения квалификации на рабочем месте и даже с ценностью краткосрочных курсов и семинаров, проводимых в выходные дни [5]. Утрата общедоступности и относительной дешевизны лишила университетское образование еще одного преимущества, возможно даже решающего. При быстро растущей цене обучения в университете и повышении стоимости жизни не нужно обладать живым воображением, чтобы догадаться, что университетское образование скоро может, говоря рыночным языком, перестать предлагать тот товар, который стоит уплачиваемой за него суммы, – и тем самым окончательно лишиться конкурентоспособности.

Одной из главных философских проблем реформирования высшего образования России в современных условиях является то, что сегодня институты всех уровней обучения, обладающие законным статусом, обнаруживают, что некогда неоспоримое право определять критерии профессиональных навыков и компетентности быстро ускользает из их рук. Во времена, когда все – студенты, учителя и учителя учителей - имеют равный доступ к видеомониторам, подключенным к Интернету, когда последние достижения научной мысли, должным образом переработанные, адаптированные к требованиям учебных программ, легкие для использования и упрощенно интерактивные, продаются в каждом магазине компьютерных игр, а последние модели обучающих игрушек попадают в распоряжение человека в зависимости от наличия у него скорее денег, чем ученой степени, - кто осмелится утверждать, что его претензия на обучение несведущих и помощь потерявшим ориентиры не является его естественным правом? Именно открытие информационных каналов показало, пусть и ретроспективно, насколько заявлявшееся, а в еще большей мере реальное влияние учителей опиралось прежде на коллективно принадлежавшее им право осуществлять эксклюзивный контроль над источниками знания и над всеми ведущими к ним путями. Это также показало, в какой мере их авторитет зависел от безраздельного права формировать «логику обучения» - временную последовательность, в которой обрывки и фрагменты знания могут и должны быть предложены и усвоены. Когда эти некогда исключительные права оказываются дерегулированными, приватизированными, а их цена, определяемая «на бирже популярности», сделала их доступными всем и каждому, претензия академического сообщества на то, чтобы быть единственным и естественным прибежищем всех тех, кто привержен высшему знанию, становится все более пустым звуком в ушах любого человека, за исключением того, кто ее провозглашает.

Таким образом, эти, а, возможно, и еще другие проблемы должны быть решены и решение этих проблем, на наш взгляд, будет способствовать реформированию системы высшего образования, обеспечит ей принципиально новое качественное состояние, необходимое для процветания российского общества.

 

Список литературы:

  1. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. – 390 с.
  2. Валуев О.С. Российское образование: философия информационного общества против духовной психологии / О.С. Валуев // 2011. – № 5. – С. 21-28.
  3. Гончарук С.И. Философия российского образования: традиции и современность / С.И. Гончарук, А.И. Пирогов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2012. – № 3(15). – С. 159-162.
  4. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества [Электронный ресурс]: URL: http://socium.ge/downloads/komunikaciisteoria/markuze%20odnomerni%20chelovek.pdf
  5. Становкин С.К. Философия образования: проблемы реформирования российской высшей школы / С.К. Становкин // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. – 2016. – № 2. – С. 68-74.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.