Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(232)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Верхова О.А., Дарченко И.Е. ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА НА ИСТИНУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 20(232). URL: https://sibac.info/journal/student/232/292453 (дата обращения: 26.12.2024).

ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА НА ИСТИНУ

Верхова Оксана Александровна

студент, Пензенский государственный университет,

РФ, Пенза

Дарченко Ирина Евгеньевна

студент, Пензенский государственный университет,

РФ, Пенза

Мартынова Ольга Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук, кафедра «Философия и социальные коммуникации», Пензенский государственный университет,

РФ, Пенза

Платон является ключевой фигурой в истории западной и древнегреческой философии. Работы Платона имели настолько огромное значение для развития философии, что Альфред Норт Уайтхерд сказал: «Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой серию примечаний к Платону»[3, с. 32.].

Взгляды Платона на истину отличались от взглядов его современников, например Аристотеля. Платон характеризовал истину как сверхэмпирическую, практически не познаваемую человеком идею (так называемый «вечный эйдос истины»), а также как вневременное свойство остальных «идей». Достаточно четко взгляды Платона на истину выражены в его притче о пещере и его собственном её толковании.

Платон в своей притче о пещере описывает людей, которые с детства находятся в пещере. Они связаны и могут смотреть только на стену перед ними. За ними проходят люди и животные, но узники пещеры видят только их тени на стене. Одному из узников удается освободиться от оков, он получает возможность увидеть собственными глазами не только все те предметы, чью тень он так долго наблюдал, но и мир за пределами стен пещеры. Возвращаясь к своим товарищам, он пытается рассказать им об этом, но они те неспособны понять его слов, а потомуначинают считать его безумцем.

Сам Платон объяснял, что пещера – область нашего «местопребывания», огонь в пещере – «образ» солнца, а пленники пещеры – люди. Все то, что существует вне пещеры, Платон называет сущим всего сущего. При этом Платон обращает внимание на то, что между предметами внутри пещеры и за её пределами есть значительная разница – все то, что находится в пещере, является «тенью», в то время как «идея» предмета, тень которого видна на стенах пещеры, остается на поверхности.

Все, то, близкое и знакомое, что видит и испытывает человек, плененный в пещере, является тенью, и оно держит человека в плену привычного ему положения дел, оставляя «идеи» позади. Однако в пещере не случайно находится костер, благодаря которому человек может увидеть хотя бы тени.

Действительно, костер, к слову, созданный человеком, помогает пленнику пещеры понять природу идей чуть ближе даже не покидая пещеру. Впрочем, сам Платон обращает внимание на то, что для полного понимания идей все же потребуется покинуть стены пещеры.

О том, как это сделать, как приблизиться к познанию и пониманию не тени предмета, а его непосредственной идеи, более подробно Платон говорит в диалоге «Федон». Там он отмечает, что переход из пещеры на поверхность и обратно требует подготовки глаз – в случае выхода на поверхность следует подготовиться к ослепляющему яркому свету, в противном случае к тьме пещеры. Иными словами, Платон говорит о том, что для постижения истины человеку придется подготовиться.

Таким средством подготовки к изучению истины, приближения к ней Платон называет чистое мышление – если мы хотим понять что-либо «чисто», необходимо отречься от тела и созерцать вещи «сами по себе». Особое внимание уделено телесным удовольствиям и низменным желаниям – по мнению Платона следование им делает постижение истины невозможным.

Отречение от удовлетворения собственных низменных желаний является единственным способом приближения к достижению истины, которая, в свою очередь, является единственным подлинным предметом стремления истинных философов. Однако даже отречение не поможет наконец постичь истину и приобщиться к разуму при жизни, по мнению Платона познание истины в мире земном невозможно, для него необходимо отрешение души от тела [1, с. 259].Стоит заметить и тот факт, что Платон отмечает, что знания, доступные нам, в том числе и те, что мы можем достичь, но пока не достигли, ограничены и несовершенны, из чего выходит идея о существовании другого мира, где стремление познания истины все же будет удовлетворено.

Необходимость смерти для постижения истины не означает бессмысленность самоограничений при жизни. Платон говорит о том, что те, кто был последователем учений о спасении в потустороннем мире и придерживался аскетичного образа жизни были правы в своей надежде на лучшую жизнь после смерти – истину может постичь только тот, кто уже при жизни стал делать для этого все необходимое.

Таким образом Платон формирует через рассмотрение истины и процесс её познания смысл жизни для философа. Цель, по его мнению, заключается не в научном развитии человека, а в развитии нравственном ради познания истины после смерти. В целом «Федон» пропитан идеей верховного блага, выраженного через познание истины после смерти посредством воспитания в себе нравственного начала.

В диалоге «Федон» такжепредставлен аргумент о самотождестве души, которыйдополнительно раскрываетряд «последствий» воздержания от телесных вожделений и стремления к примату разума. Эти черты, свойственные «хорошей» жизни, упоминались и чуть выше, в рассуждениях о познании истины и способах приближения к ней еще при жизни. По словам Платона та душа, что проживет достойную жизнь, заслужит бытие рядом с богами, а её чистота, красота и разум сохранятся, а как мы помним, именно воздержание от низменных желаний приближает к познанию истины после смерти [2, с. 498–499]. Именно это позволяет думать о том, что Платон в некоторой степени намекает на божественную природу истины, или, вероятно, ставит знак равенства между миром богов и миром вечных идей/истины. Однако мы не можем с уверенностью утверждать об этом так как идея эта в дальнейшем не раскрывается.

Мир истины дополняется новой функцией – в нем содержится душа до её попадания в мир земной, также он отмечает, что душа находится в состоянии вечного движения, перетекая из мира идей в мир земной, из-за этих «переходов» меняется и сама душа, вернее её условные характеристики: несовершенство зарождается в душе, когда она приходит в движение и ниспадает в мир земной. Сюда, в привычный нам мир, душа попадает значительно измененная.

С учетом этого свойство «перетекать» из одного мира в другой, а также изменяться по ходу этого процесса, важно рассмотреть сравнение Платоном тела с лирой. Отвечая на вопрос ученика, Платон говорит о том, что душа подобна строю лиры, который определяет, как та будет звучать. Равно как строй, определяет звучание лиры, так и душа, со слов Платона, должна определять тело, в котором она заключена. К сожалению, Платон не раскрывает идею о том, как именно измененная в ходе перехода из мира истины душа влияет не тело, не говорит о возможном предопределении ею судьбы тела.

Взгляды Платона на истину являются важным для западной философии опытом четкого описания жизненных установок, необходимых философу для приближения к познанию истины. Платон стал, вероятно, первым философом, который в своём учении заимствовал элементы религиозных течений, которые считали, что от жизненного пути зависит путь в жизни загробной, более того, Платон считал, что последователи этих течений были верны в своих ожиданиях.

Эта важность поддерживает актуальность рассмотрения идей Платона. Отсутствие достаточно подробного рассмотрения некоторых диалогов, например, диалога «Федон», в контексте познания истины, а также отсутствие работ, рассматривающих упомянутый диалог в качестве дополнения уже имеющихся идей Платон, оставляет значительный простор для дальнейших исследований.

 

Список литературы:

  1. Маковецкий Е. А. Порядок человека в диалогах о бессмертии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2011. — Т. 12, вып. 4. — С. 258—261.
  2. Платон. Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — Т. 2. — 626 с.
  3. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. С. 32.

Оставить комментарий