Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(232)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Равилова Р.Р., Спирина Е.И. КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА И НОВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В РАБОТЕ НИЦШЕ «АНТИХРИСТ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 20(232). URL: https://sibac.info/journal/student/232/292282 (дата обращения: 27.12.2024).

КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА И НОВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В РАБОТЕ НИЦШЕ «АНТИХРИСТ»

Равилова Рената Рамильевна

студент, Пензенский государственный университет,

РФ, Пенза

Спирина Евгения Игоревна

студент, Пензенский государственный университет,

РФ, Пенза

Мартынова Ольга Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук, кафедры «Философия и социальные коммуникации», Пензенский государственный университет,

РФ, Пенза

Одним из самых ярких тезисов, выдвинутых Ницше, стала так называемая идея о смерти Бога. Данная идея стала следствием критики христианства, которая, в свою очередь, происходила из критики традиционных европейских ценностей, европейской культуры.

«Концентратом» критики христианства стала книга «Антихрист. Проклятие христианству». Несмотря на то, что «Антихрист» стал не первым произведением, содержащим критику христианства – знаменитая идея о смерти Бога была выдвинута в «Веселой науке», а своеобразная война с христианством началась с философской работы «Человеческое, слишком человеческое» – «Антихрист» был настолько резкой работой, что его публикация была отложена.

По мнению Ницше христианство является «великой внутренней порчей», «великим средством разложения», а самих христиан называет «людьми, ненавидящими ум, гордость, мужество». Ницше считал, что христианство имеет негативное влияние на развитие человечества и является инструментом угнетения и подавления свободы мысли. Он считал, что христианская мораль неспособна к саморазвитию и прогрессу, а также подавляет человеческие желания и страсти, что делает людей слабыми и боящимися жизни. Ницше также критиковал идею о боге, считая её абсурдной и бессмысленной.

При этом современный человек, согласно взглядам Ницше, уже достиг пика своего развития, и теперь он должен уступить место сверхчеловеку, что и становится причиной «пересмотра» христианства со стороны Ницше.

Помимо упомянутой выше обобщенной критики христианства как религии в целом, Ницше предоставил собственное альтернативное представление о перечне ключевых аспектов христианства, таких как идея рая,  личность Иисуса, осмысление его жизненного пути и смерти, его проповедей, понятие души, несколько отдаленное от религии, также было пересмотрено Ницше.

В своей критике в первую очередь отделяет Иисуса от самой религии [1, с. 197] – ниспровержение христианства не касается самого Христа, его личности. Как было сказано выше, при рассмотрении личности Спасителя Ницше отмечает тот факт, что в действительности его проповеди не были поняты, равно как и не был понят его жизненный путь.

И ключевые недостатки христианства исходят из искаженного понимания перечисленных выше ключевых элементов христианства. В новых, альтернативных взглядах Ницше, он пытается этих недостатков избежать, превратить их в преимущества.

В переосмыслении христианства ключевую роль сыграла роль Иисуса Христа, личность которого была критически необходима в противопоставлении христианства европейского, общепринятого, с христианством подлинным.

По мнению Ницше, личность Христа гораздо глубже, чем она рассмотрена в христианстве. Идея об этом развивается при рассмотрении так называемой «психологии Спасителя» – Ницше отмечает, что за упомянутой психологией стоит не мировоззрение, а мироистолкование, объяснение человеческого существования, смысла жизни. Так, для Христа самым внутренним, самым близким и понятным, стали понятия «истина», «жизнь», «свет», его воззрения сводились к вере в жизнь. Немаловажной характеристикой Иисуса Ницше считает его «чувство полной безгрешности».

Все это ярко контрастирует с рассматриваемым Ницше европейским христианством, «чья главная цель – заставить человека чувствовать себя греховным». К заслугам Христа Ницше относит и ту глубину, которую Иисус смог раскрыть в своей душе, по мнению философа, следствием той «бесконечной глубины» стало фактическое «устранение» понятия греха.

В понимании Ницше это глубокое раскрытие души возможно каждым человеком, кроме того, устранение греха при настоящим раскрытии души, однако это не сотрет грань между Богом и человеком, а сделает понятие «Бог» внутренним состоянием души. Такая идея также значительно контрастирует с традиционными идеями христианства.

Идея рая также значительно меняется – теперь это не загробная жизнь, а жизнь земная, прожитая «с наивысшей ценностью», измененная самим человеком под воздействием его внутренних желаний. Более того, «Царство Божье» для Ницше становится «опытом сердца», следствием душевного развития человека [3, с. 144].

Смерть Иисуса, ключевое событие в христианстве, Ницше также рассматривает иначе – по его мнению это было не морализаторство, не самопожертвование, а примером радикального изменения жизни, следующего из душевного развития человека до определенного, наивысшего уровня [2, с. 9].

Такая интерпретация основных христианских тезисов приводит Ницше к идее о том, что истинное христианство возможно во все времена в любых условиях. Для Ницше Иисус – «символ вечности в мгновении, символ смысла в бесцельном потоке становления».

Вероятно, такие попытки интерпретировать христианство, найти истинное толкование, оправданы желанием Ницше найти «абсолютное начало» в самом человеке, а также осмыслить человеческое существование. Также некоторые авторы связывали столь значительно отличающиеся от традиционного христианства тезисы с желанием Ницше связать «новое» христианство с концепцией сверхчеловека. Дальнейшую критику христианства стоит воспринимать с учетом таких причин для критики.

Ницше отмечает, что негативное влияние христианства слишком велико. Настолько, что отмечает тот факт, что появление сильных личностей происходит не благодаря развитию христианства, а вопреки ему. Для перехода к сверхчеловеку, по мнению Ницше, необходимо качественное изменение ценностей человека.

При дальнейшем развитии идей о сверхчеловеке Ницше фокусируется на их противопоставлении к религии. Так, например, сверхчеловек по Ницше должен сделать себя сам, отмечая, что «создать Бога невозможно, в то время как создать сверхчеловека, несомненно, могли бы».

Все эти переосмысления, критика, новые идеи, вытекающие из критики, серьезно напоминают попытку предсказания «прорыва» человека в новое измерение для человека, где он сможет существовать, не ведая виновности и страдания.

В работах, посвященных анализу работ Ницше, отмечают, что помимо попыток дать «религиозную» базу для идеи сверхчеловека, существует гипотеза о том, что переосмысление христианства было нужно в условиях, когда «Бог умер» в следствие морального упадка, было нужно для попытки «подъема на новую моральную высоту», когда мир достиг своей низшей точки.

Все это позволяет до сих пор отмечать актуальность работ Ницше, способных вызвать ожесточенные философские дискуссии, как о морально-религиозной основе сверхчеловека, рассмотренной выше, так и о концепции «мертвого Бога».

Мы не увидели зарождения сверхчеловека, однако увидели дальнейший моральный упадок общества, который даже привел к появлению идеи, противоположной тезису о «мертвом Боге» – идеи о смерти человека как личности.

Не стал менее актуальным и вопрос о «качестве» проповедуемой людьми религии – слишком уж многие верят «по привычке», «по традиции», не понимая, что подразумевается под верой.

Своими взглядами Ницше однозначно произвел переворот в традиционных взглядах, в их осмыслении, более того, этой критикой он показал, что диалог с традицией, с чем-то настолько крепко устоявшимся, возможен, даже в настолько радикальном ключе.

 

Список литературы:

  1. Буланов С. Л. Философия Ницше на примере «Антихриста» // Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского №1. 2018. С. 191-202.
  2. Жильцова Е. А., Сомсикова О.А. Проблема религии и восприятия христианства в философии Фридриха Ницше. // Вестник Челябинского государственного университета. № 11. 2008. С. 7-12.
  3. Ницше Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 6: «Сумерки идолов», «Ессе homo», «Антихристианин», «Дионисовы дифирамбы», «Ницше contra Вагнер» / пер. «Антихристианина» А. В. Михайлова. — М.: «Культурная революция», 2009. — 408 с.

Оставить комментарий