Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(232)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Сапожников А.А. ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА АРХИТЕКТУРЫ БОТА В МЕССЕНДЖЕРАХ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 20(232). URL: https://sibac.info/journal/student/232/292193 (дата обращения: 29.11.2024).

ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА АРХИТЕКТУРЫ БОТА В МЕССЕНДЖЕРАХ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Сапожников Александр Анатольевич

магистрант, кафедра математического обеспечения вычислительных комплексов и информационных систем, Саратовский государственный университет,

РФ, г. Саратов

АННОТАЦИЯ

Боты в мессенджерах просты в использовании и позволяют взаимодействовать с клиентами без дополнительных усилий. Сохранение состояния пользователя является важным аспектом при работе с ботами, так как должна позволять отслеживать прошлые действия пользователя и контекст текущего взаимодействия. Для управления состоянием пользователя необходимо создать архитектуру приложения, что должно обеспечить удобство управления процессом взаимодействия, а также слабую связность внутренних компонентов.

 

Ключевые слова: API, СУБД, OLTP.

 

Статья:

Одним из главных преимуществ ботов в мессенджерах является простота использования. Для работы с ботом необходимо всего лишь зайти в мессенджер и написать сообщение боту. В случае с мобильным приложением, пользователям необходимо сперва скачать, установить и затем настроить приложение.

Боты в мессенджерах позволяют взаимодействовать с клиентами непосредственно между действиями [1]. А это означает, что клиенты не могут забыть о взаимодействии и вся процедура становится более продуктивной.

  • Еще одно преимущество использования бота в мессенджере состоит в том, что пользователь не должен загружать обновления или дополнительное программное обеспечение для использования функций.
  • Автоматическая система ответов и обработки запросов ботами в мессенджерах работает очень быстро - почти мгновенно.
  • Управление ботами в мессенджерах значительно проще, чем управление мобильным приложением. С помощью специальной панели управления или API можно управлять ботом, менять информацию и добавлять новые функции. В случае с мобильным приложением, необходимы специальные навыки программирования не только для бизнес логики, но и для интерфейса, что значительно замедляет разработку продукта.

Можно с уверенностью сказать, что боты в мессенджерах обладают множеством преимуществ перед мобильными приложениями, включая простоту использования, скорость обработки запросов, отсутствие необходимости в установке обновлений и дополнительного программного обеспечения и другое.

Если подходить к проектированию, то для ботов есть один момент. На сайтах или приложениях состояние пользователя и куда ему можно перейти храниться у него на устройстве в виде ui. В случае бота состояние пользователя и возможные переходы необходимо явно указывать и сохранять в самой бизнес логике приложения.

Самый очевидный и стабильный способ сохранения состояния пользователя бота - это в базе данных. Данный процесс позволяет хранить данные о состоянии взаимодействия пользователя с ботом. Такой подход удобен он позволяет запомнить прошлые действия пользователя и контекст текущего взаимодействия с ботом.

Для сохранения состояния пользователя бота в базе данных требуется ее выбрать.  Как отмечается в книге Ramakrishnan, R., Gehrke, J. "Database management systems" [2], для сохранения состояния пользовательских данных, таких как история поиска и настройки предпочтений, в приложениях, использующих базы данных, требуется выбор подходящей системы управления базами данных (СУБД). Авторы отмечают, что выбор СУБД должен основываться на требованиях к производительности и масштабируемости, а также на ограничениях ресурсов и стоимости обслуживания. Кроме того, авторы подчеркивают, что приложения, которые непрерывно обновляют данные, должны использовать транзакционные базы данных типа OLTP, которые обеспечивают быстродействие и надежность в работе.

В базе данных создается таблица, в которой будут храниться данные о состоянии пользователя бота. Ее структура представлена на рисунке 1. В этой таблице есть столбцы, которые хранить информацию о пользователе (login, id), состоянии (stage), а также можно добавить любую другую информацию. Например, здесь для контроля пользователя есть поле last_action, которое сообщает о времени последней активности пользователя.

 

Рисунок 1. Таблица для сохранения состояние пользователя

 

На основе созданной таблицы в программе реализуется логика, которая будет обращаться к базе данных и сохранять информацию о состоянии пользователя. Например, когда пользователь отправляет сообщение боту, приложение проверяет состояние пользователя в базе данных и обрабатывает сообщение в соответствии с этим состоянием. После обработки сообщения приложение обновляет информацию о состоянии пользователя в базе данных.

Для архитектурного объяснения, как это будет работать в логике приложения необходимо показать основные шаги, которые совершают все пользователи любого бота. Они выглядят таким образом:

  • Первичный контакт - пользователь впервые сталкивается с ботом вызвав его через команду.
  •  Приветственное сообщение - бот приветствует пользователя с сообщением, описывающим его функциональность и способности.
  • Кнопки быстрого доступа - бот предлагает пользователю выбрать одну из доступных опций, используя кнопки.
  • Спрос на первичную информацию.
  • Активное использование - пользователь начинает активно пользоваться функциями и услугами бота

Как видно есть два основных направления использования бота это по основному потоку и выбивающие из него через дополнительные команды. Сначала обратимся к первому случаю. Было решено разбивать стадии на слоты, которые в свою очередь могут делать такое же разбиение. При этом каждый такой слот считает свои стадии с нуля, но при сохранении в базу добавляет сдвиг от основного слота.

В абстрактном виде описанный процесс можно увидеть на рисунке 2. Здесь есть основное разбиение на слоты с названием “main”, которая в свою очередь опирается на другие слоты с названием “view_intervals” и “hello”.

 

Рисунок 2. Разбиения состояние приложения, через стадии

 

Рассмотрим на пример “view_intervals” разбиение на первом уровне. Если у пользователя будет стадия 10, то в базе сохранится по такой формуле main_stage = shift + stage. Для описанного случая это будет main_stage = 100 + 10. Более сложный пример будет для “setting_intervals” на стадии 11, но здесь будет просто дважды применение этой формулы: main_stage = shift_main + (shift + stage). Подставим значение и получаем такое уравнение: main_stage = 100 + (50 + 11).

Такая архитектура позволяет создавать сколь угодно вложенностей и при этом внутренние компоненты получают слабую связность. Единственным серьезным ограничением является изначально выбранное разбиение на слоты, но, в частности, 1000 сдвига должно хватить даже для самой запутанной и сложной логики.

В итоге, сохранение состояния пользователя бота в базе данных с данной архитектурой - это важный аспект разработки функционала бота, который позволяет улучшить пользовательский опыт и обеспечить более эффективную работу системы в целом.

 

Список литературы:

  1. Churchill, E. Mobile Interactions in Context: A Designerly Way Toward Digital Ecology / E. Churchill, A. Bowser, J. Preece. — Morgan & Claypool Publishers, 2017.
  2. Ramakrishnan, R. Database management systems / R. Ramakrishnan, J. Gehrke. — McGraw-Hill Higher Education, 2000.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.