Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(231)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Тимохович Н.Н. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ: ВЕНГРИИ, ЧЕХИИ И ПОЛЬШИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 19(231). URL: https://sibac.info/journal/student/231/291719 (дата обращения: 24.12.2024).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ: ВЕНГРИИ, ЧЕХИИ И ПОЛЬШИ

Тимохович Николай Николаевич

студент, кафедра политической аналитики и политического прогнозирования, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Мусина Резеда Идвартовна

научный руководитель,

канд. полит. наук, доц., Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE NATIONAL IDEAS OF CENTRAL EUROPEAN COUNTRIES: HUNGARY, CZECH AND POLAND

 

Nikolay Timokhovich

Student, Department of Political Analytics and Political Forecasting, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

Rezeda Mysina

Scientific supervisor, candidate of Sciences in Political, associate professor, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье кратко рассмотрены национальные идеи Венгрии, Польши и Чехии. Их состояние, влияние на национальные идеологии и внешнюю политику. Сделан краткий вывод об их перспективах.

ABSTRACT

The article briefly reviews the national ideas of Hungary, Poland and the Czech Republic. Their condition, influence on national ideologies and foreign policy. A brief conclusion about their prospects is made.

 

Ключевые слова: национальная идея, национальная идеология, исторический путь страны, национальное самосознание, нация.

Keywords: national idea, national ideology, historical path of the country, national consciousness, nation.

 

Рассматривая вопросы связанные с исследованием понятия «национальная идея» Венгрии, вызывает определенный интерес определения и формулирования этой самой идеи различными европейскими государствами. Особенно интересно рассмотреть данное явление в государствах, имеющих общую границу, прошедших примерно один исторический путь, относящих себя к единой, хотя бы в истоках, религиозной традиции. Такими ближайшими соседями Венгрии мною выбраны Польша и Чехия, ныне входящими в состав широко известной «Вышеградской четверки».

Все три страны начали свой путь суверенных государств после окончания Первой мировой войны и перенесли на себе все события, произошедшие в Европе в XX веке.

Тем не менее формирование национальной идеи, да и сами национальные идеи в этих странах весьма разнятся.

По оценке исследователей национальной идеи Венгрии, на сегодняшнем этапе состояния венгерского государства она носит характер почти государственной идеологии, которую правительство Венгрии активно «встраивает в свою внешнюю и внутреннюю политику» [2, с. 68].

Зародившись в XIX веке, практически как легенда о «Великом Туране», она была подхвачена наиболее видными деятелями науки и искусства Венгрии. И противопоставлена «финно-угорской» теории происхождения венгерского народа. Идея о том, что венгерский народ – часть многомиллионного тюркоязычного мира – несомненно усиливала собственную значимость, но заставляла задуматься о собственном назначении в этом большом – «туранском мире». Идея была весьма благосклонно принята в Австро-Венгрии поэтому покровителем «Туранского общества» стал сам эрцгерцог Франц Иосиф Габсбург. «Нам, венграм, западным представителям этой великой пробуждающейся силы, предстоит великая и трудная, но славная задача стать интеллектуальными и экономическими лидерами туранской нации с населением 600 миллионов человек» [4] писал венгерский географ, специалист по дальнему Востоку и будущий премьер-министр независимой Венгрии граф Пал Телеки.

Дальнейшие события – Мировые войны, вхождение в состав социалистического лагеря, несколько замедлили, но не остановили трансформацию национальной идеи Венгрии. Разделение страны после Первой Мировой и превращение ее в небольшое мононациональное государство Европы из второй по величине  европейской империи, потеря более половины территорий и населения, с одной стороны ускорило  рост националистических и реваншистских настроений в обществе, но одновременно повлияли и на саму идею, в ней стало развиваться именно объединяющее начало: от «все венгры должны быть вместе и вместе устремиться на Восток»  до идеи, что миссия Венгрии, как части «Большого Турана» состоит в том, чтобы стать инициатором, ведущим звеном процесса объединения финно-угорского и тюркоязычных стран  и народов. Кроме того, национальная идея Венгрии сочетает в себе идею «туранизма», которая нацелена на осмысление венгров как восточного народа, родственного народам Евразии, и одновременно идею о том, что Венгрия выступает хранительницей традиционных христианских ценностей Европы.

В целом можно заключить, что национальная идея Венгрии носит практически цивилизационное начало, которое открывает большую и привлекательную перспективу перед венграми, помогая консолидировать нацию для достижения столь значительной цели и уверенно преодолевать текущие проблемы, в том числе, попытки либерального Запада внедрять «новые европейские ценности», которые противоречат национальной идее. Одновременно, внешняя политика, построенная на столь позитивном начале, способствует укреплению взаимовыгодных экономических взаимоотношений со многими странами.

Весьма отлична по своему смыслу и целям национальная идея Чехии. Исследователь Н. Коровицына в статье, посвященной данному феномену, отмечает, что сегодня чешская нация … как бы и не существует, даже в последней редакции Конституции Чехии вместо «чешской нации» упоминается термин «население страны» [1, с. 187]. Одной из причин такого восприятия чехов исследователи считают сильное влияние, которое оказало на чехов влияние внедрения «европейских ценностей» в период 80-х и до конца 90-х годов XX-го столетия, одновременно с отрицанием традиционных, и явную недостаточность национальной идеологии. В свою очередь недостаточность национальной идеологии как раз и свидетельствует о незрелости либо незначительности национальной идеи.

Чехи весьма узко подходят и к вопросу собственной национальной идентичности: «чех – это тот, кто родился в Чехии, свободно владеет чешским и у кого родители чехи» [1, с. 188].

Таким образом, касаясь вопроса о национальной идее Чехии, можно констатировать ее чрезвычайную ограниченность, в результате которой, она практически не может сформировать национальную идеологию Чехии, а тем более оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства. Поэтому в настоящий момент Чехия представляет собою ничем не примечательный «кусочек» ЕС и НАТО, живущий по правилам евробюрократии и очень редко заявляющий о своем особом мнении по вопросам внешней политики.

В соседней Польше национальная идея формировалась в отличной от Венгрии или Чехии парадигме. Одно из прочтений национальной идеи Польши можно найти в работах польского исследователя - И.С. Яжборовской. Как известно некоторые народы находят исток своей национальной идеи в своей истории, легендах и мифах прошлого. Польша в данном случае не является исключением. Обобщая в своем исследовании причину возникновения современной польской национальной идеи, она делает заключение о том, что «польский народ объединен идеей борьбы за собственную свободу и независимость» [3, с. 39]. Польша была действительно несколько раз переформатирована в своих границах и неоднократно теряла свою субъектность. Но, как известно из множества исторических исследований, причиной всего этого была не жесткая внешняя агрессия, а нестабильная политическая ситуация внутри Польши, распри среди ее правящей элиты и ее участие в военных альянсах не на «той стороне». Тем не менее, в том же XIX веке идея национального освобождения в виде получения полной независимости части Польши входящей в состав Российской Империи получает все большее распространение в умах польской элиты.

Несмотря на то, что Польша получила независимость в результате распада Российской Империи и в результате действий пришедших к власти в России большевиков, миф о свободолюбии польского народа прочно вошел национальную идею Польши. Жесткие экономические проблемы предвоенной Польши, Вторая Мировая война и последующее включение Польской республики в состав стран «соцлагеря» естественно поставили идею о абсолютном свободолюбии польского народа под большой вопрос. Тем не менее под флагом данной идеи произошли событиях 90-х годов прошлого века- развал социалистического лагеря и СССР.

Примечательно, что стразу после данных событий польская элита устремляется в ЕС за экономическим ростом и благополучием и в … НАТО, фактически отказываясь от полного суверенитета в пользу участия в очередном, на это раз западном военно-политическом союзе. Естественно, этому процессу предшествует достаточно быстрая корректировка ранее провозглашенной национальной идеей: «В соответствии с новой национальной идеей действительно все польское общество становилось движущей силой реформаторских процессов. Установка, гласящая, что общей целью польского народа является вступление в ЕС, была взята на вооружение всеми акторами политической сцены» [3, с. 43]. В итоге было переосмыслена и переозвучена даже история межвоенной независимой Польши. Движущими ориентирами польского общества стали «европеизация, материальное благополучие и безопасность» [3, с. 44].

Столь аморфное и одновременно приземленное формулирование и внедрение в умы населения Польши национальной идеи естественно повлияло на национальную идеологию государства, которое сегодня выглядит весьма безлико, а в проекции на внешнюю политику почему-то «чудесным» образом совпадает с нарративами внешней политики США и ЕС. Хотя, до момента полного перекодировании сознания поляков «новыми европейскими ценностями» остается надежда на обретение свободолюбивым польским народом собственной национальной идеи.

В заключение нужно еще раз отметить, что из рассмотренных европейских стран, лишь Венгрия смогла не только сохранить, но весьма творчески трансформировать свою национальную идею, развив ее практически до уровня цивилизационной идеи, и пытается следовать ей в своей внешней политике даже в разрез с пиитикой ЕС и НАТО в отличие от своих ближайших соседей – Чехии и Польши.

 

Список литературы:

  1. Коровицына Н. В. Современная чешская нация: проблемы идентичности // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №4. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-cheshskaya-natsiya-problemy-identichnosti (дата обращения:20.05.23).
  2. Мусина Р. И. Трансформация внешней политики Венгрии: национализм или рационализм? // Международный научно-исследовательский журнал. № 6 (37) 2015. С.68-69.
  3. Яжборовская И. С. К проблеме национальной идеи в Польше // Полития. 2005. №2. [Электронный ресурс].− Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-natsionalnoy-idei-v-polshe (дата обращения: 21.05.23).
  4. Balogh P. Clashing geopolitical self-images? The strange co-existence of Christian bulwark and Eurasianism (Turanism) in Hungary // Eurasian Geography and Economics, 2022. Vol. 63, pp. 726-752. DOI: 10.1080/15387216.2020.1779772

Оставить комментарий