Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(230)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ В ТРУДАХ А.Н. РАДИЩЕВА
THE PROBLEM OF THE IMMORTALITY OF THE SOUL IN THE WORKS OF A.N. RADISHCHEV
Julia Belmesova
Student, Department of Accounting, Taxation and Audit Penza state University, Russia, Penza
Arina Frolyagina
Student, Department of Accounting, Taxation and Audit, Penza state University, Russia, Penza
Olga Martynova
Scientific supervisor, candidate of Sciences in Philosophy, associate professor, Penza state University,
Russia, Penza
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена творчеству русского философа A.Н. Радищева. В центре внимания – материалистические и идеалистические аргументы Радищева в решении проблемы бессмертия человеческой души в трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии».
ABSTRACT
The article is devoted to the work of the Russian philosopher A.N. Radishchev. The focus of the study is on Radishchev's materialistic and idealistic arguments in solving the problem of the immortality of the human soul in the treatise «About Man, about his mortality and immortality».
Ключевые слова: А.Н. Радищев, Россия, бессмертие души, материализм, идеализм, метафизика, диалектический метод.
Keywords: A.N. Radishchev, Russia, immortality of the soul, materialism, idealism, metaphysics, dialectical method.
В XVIII в. были актуальны вопросы, связанные с возможностью доказательства бессмертия человеческой души. Эти вопросы были наследниками еще очень давней средневековой проблематики, имевшей место на Западе. Но в Новое время они претерпели существенное видоизменение в связи с развитием научных знаний. Русский философ конца XVIII в. А.Н. Радищев отводит большое внимание решению проблемы бессмертия души в своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии».
Философская система Александра Николаевича Радищева опиралась на достижения современного ему естествознания, на научные открытия Ломоносова, на материализм XVII-XVIII вв. Радищев был мыслителем- материалистом, но его материализм был непоследовательным, содержал в себе элементы деизма и носил метафизический характер, что обусловливалось отсталым характером общественной жизни России и уровнем науки XVIII в.
Радищев видел два направления, две противоположные точки зрения в философии – материализм и идеализм – и борьбу между ними. Трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» содержит изложение материалистических и идеалистических аргументов в решении проблемы бессмертия человеческой души [2, c. 23].
Разбирая вопрос о возможности бессмертия души, Радищев проявляет известное колебание в этом вопросе, хотя в итоге приходит к выводу, что бессмертие души научно недоказуемо и может быть воспринято только на веру [2, c. 26].
Вопрос о душе и ее бессмертии был одним из главных в русской мысли XVIII столетия. Русские философы М.М. Щербатов, Д.С. Аничков, не говоря уже о масонах И.Г. Шварце и И.В. Лопухине, утверждают бессмертие души, основываясь на идеализме.
Все доводы идеалистов за бессмертие души Радищев объединяет в три группы: Первая группа - доводы «метафизические» т. е. когда чисто логическим путём человек приходит к выводу, что «существо в нас мыслящее есть простое и несложное, а потому неразрушимое, следовательно, бессмертное»; вторая группа - доводы, почерпнутые из наблюдения «восходящей постепенности всех известных нам существ», из которых следует, что человек как совершеннейшее существо «по разрушении тела своего не может ничтожествовать»; третья группа - «...доводы, заимствованные из чувственности нашей», «что в отвлечении случайном от тела», как это бывает во время сна или болезней, «мысленность не забывает творительную свою силу» [1].
Рассматривая первый довод, Радищев заявляет, что душа представляет собой нечто простое, протяжённое, неразделимое, а, следовательно, подобно стихиям природы, неуничтожимое, но это есть только догадка, уверение человека, жадно «прилепившегося» к жизни и стремящегося продлить её существование в ином мире. В результате анализа первого довода в пользу бессмертия души Радищев приходит к выводу, что он лишён каких бы то ни было научных оснований и является продуктом чистой мысли и воображения человека. Доводы материализма в пользу смертности души, как подкреплённые данными чувственного опыта, ему кажутся более ясными и очевидными.
Второе доказательство, черпающее доводы в пользу бессмертия души из восходящей постепенности всех существ в природе, он хотя и не подвергает подробному разбору, однако считает наиболее вероятным. Но вместе с этим Радищев не приводит и каких-либо убедительных доводов, подкрепляющих истинность доказательства бессмертия души.
При разборе третьего доказательства бессмертия души Радищев ссылается на сновидения, во время которых тело спит, а душа бодрствует, и на случай, когда люди во время болезни не перестают мыслить и даже создавать произведения. Но, приводя эти доводы, он тут же их опровергает.
Кроме этих трёх видов доказательств бессмертия души существует, по мнению Радищева, представление о трёх возможных состояниях души после отделения её от тела: душа может совершить переселение в другие человеческие тела, оживить их и продолжать своё существование, душа по отделении от тела может переселиться для продолжения своего существования в более низкие существа, как, например, в тело зверя, птицы, растения и т. п., душа может перейти в состояние более высокое и более совершенное [1].
В трактате Радищева выражена следующая логика отрицания бессмертия души человека: всеобщность материальной вещественности мира, подчинение «умственных сил» человека «законам естественности», совпадение «свойств вещественности» и «свойств мысленное», материальность жизни, чувственности, мысли. Смертность души, по этой логике, есть не несчастие, а переход в вечность, окончание всех горестей земной жизни. Радищев впервые в России воспроизвел в первых двух частях своего трактата материалистическую аргументацию, отрицающую существование души после смерти тела. Автор трактата сводит воедино по данной проблеме взгляды французских материалистов Гельвеция, Гольбаха, Дидро, английского естествоиспытателя и философа Пристли, интерпретирует учение о человеке немецкого просветителя Гердера. При этом Радищев в ряде случаев тот или иной вопрос трактует по-своему, вступая в полемику с Гельвецием и другими философами. При всей материалистической направленности первой половины трактата Радищева он остается деистом, т.е. мыслителем, признающим Бога как «всему начало, источник всех сил» [3, c. 54].
Во второй половине трактата представлена противоположная логика. Как же может умереть душа вместе с телом, если природа «ничего не уничтожает»?! Душа ведь - не простой придаток тела. «Душа есть сила, и сила сама по себе». Она не есть результат «сложения нашего тела» при всей его искусности. Более того, обычный опыт показывает, что «мысленность» способна властвовать над телесностью, над чувственными желаниями и страстями. Душа - источник движений тела, его болезней и здоровья, даже смерти (в случае самоубийства). Радищев выдвигает также психологические, эстетические и этические аргументы для доказательства бессмертия души. Вера в бессмертие утешает человека перед лицом смерти, дает надежду на справедливое нравственное воздаяние, не позволяет допустить, чтобы «вся красота мира ничтожествовала», ибо красота - духовна, и бессмертие духовности - залог бессмертия красоты.
Обосновывая идею бессмертия души, Радищев творчески соединил аргументы, выдвигаемые идеалистами, подобно тому, как, доказывая смертность человека, он объединил воззрения мыслителей материалистического направления. По поводу того, что полагает сам Радищев высказывались различные суждения. Одни считали, что он больше симпатизирует материализму, другие - что он склоняется в сторону идеализма и бессмертия души. Однако, есть те, кто считали, что «Радищев не отдает предпочтения ни той, ни другой концепции» (Ю. М. Лотман) [3, c. 56].
Радищев пришел к диалектическому методу сопоставления двух противоположных положений о смертности или же о бессмертии души человека. Своеобразие позиции Радищева заключается в том, что он при любом решении вопроса о бессмертии души отстаивает непреходящую значимость нравственных поступков человека. К такому выводу приходит Ю. М. Лотман, предлагая свое прочтение философского трактата Радищева: «Человек может думать, что с жизнью все кончается, или предполагать бессмертие души. Но в любом случае он должен преодолеть страх смерти и быть готовым принести себя в жертву своим убеждениям».
Список литературы:
- Емельянова Б. В. Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия / Б.В. Емельянова Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. – 400 с. [Электронный ресурс] – URL: https://uchebnikfree.com/russkaya-filosofiya-knigi/cheloveke-ego-smertnosti-19721.html
- Радищев, А. Н. Избранные философские сочинения: К 200-летию со дня рождения. (1749-1949) / Под общ. ред. и с предисл. И. Я. Щипанова.-Москва:, 1949 (Л. : тип. «Печат. Двор»). – 559 с.
- Столович Л. Н. История русской философии. Очерки /Л.Н. Столович – Москва: Республика, 2005. – 495 с.
Оставить комментарий