Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(230)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Зяброва А.И. К ПРОБЛЕМЕ КОНФЛИКТОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ БРАКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 18(230). URL: https://sibac.info/journal/student/230/289833 (дата обращения: 26.12.2024).

К ПРОБЛЕМЕ КОНФЛИКТОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ БРАКЕ

Зяброва Ангелина Игоревна

магистрант, кафедра общей, социальной психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

Редькина Елена Борисовна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры общей, социальной психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

В современном обществе стало значительно проще переселение человека на другую территорию, на которой он выполняет все свои привычные роли. Таким образом неизбежно растёт количество межнациональных браков. В России, по-видимому количество таких союзов больше среднего по миру в виду большого национального разнообразия проживающих народов. Под межнациональным браком мы будем понимать брачный союз, заключённый между людьми разных национальностей. Также термины «межнациональный» и «межэтнический» в данном случае понимаются нами в качестве синонимов. [1]

Галяпина Н.В. выделила 5 типов межнациональных браков:

Супруги являются представителями родственных народов со схожей культурой, историей, религией и языком. Например, русские и украинцы.

Супруги являются представителями не родственных народов и культур. Ожидается, что именно в этой группе люди будут больше всего различаться и предположительно, именно в это группе будут наиболее часто проявляться конфликты в виду больших социокультурных различий. Примером брака этого типа может быть союз мужчины одной из кавказской национальности и русской женщины.

К третей группе относятся супруги также неродственных народов, однако, исповедующих одинаковую религию. Этот фактор, вероятно, может вести к снижению конфликтности при условии религиозности обоих членов брака.

Четвёртый тип формируется из представителей родственных народов, исповедующих разную религию, например, абхазы христиане и адыгейцы мусульмане.

К последней, пятой группе относятся представители одной национальности, исповедующие разные религии. Например, русский православный мужчина и русская же женщина, представитель Буддизма [2].

Можно предположить, что религиозный фактор будет иметь важное значение в тех браках, где хотя бы один (одна) из супругов исповедует какую-либо религию. Это связано с тем, что религиозные обычаи накладывают большой отпечаток на особенности воспитания, а как следствие – на нравственные ценности, которые являются определяющими для того или иного человека. С другой стороны, важное значение для верующего партнёра могут иметь и непосредственно религиозные ритуалы, предписанные его религией. В такой ситуации различие религиозных представлений может являться дополнительным конфликтогенным фактором. По этой теме найти эмпирических исследований не удалось, следовательно, дополнительный интерес в рамках данной работы представляет оценка браков второго, четвёртого и пятого типов по В.Н. Галяпиной с точки зрения конфликтности.

Также важным фактором, которые может оказывать влияние на субъективное восприятие удовлетворённостью супружеской жизнью, является стаж этой супружеской жизни. Ю.Е. Алёшина исследовала удовлетворённость браком в парах с различной продолжительностью совместной жизни [3]. В целом выявлено, что вопрос комплексный и достаточно сложный, за время брака происходят существенные изменения в межличностных отношениях. Мы полагаем, что фактор разных национальностей супругов вносит в этот вопрос ещё больше неопределённости, однако, ранее под таким углом опрос не изучался. Удовлетворённость браком обычно меняется не линейно, в сторону повышения или понижения, а разнонаправленно в зависимости от продолжительности совместной жизни. Большое влияние на восприятие супругами друг друга оказывают рождение первого ребёнка и достижение младшим из детей возраста самостоятельности. Это согласуется с концепцией стадий развития семейной системы А.Я. Варги [4].

Межэтнические конфликты и напряженность всегда интересовали социологов, психологов, этнографов. В современном мире остро стоит вопрос исследования конфликтов, в том числе супружеских.

Проблема конфликта является значимой для любой семьи, одной нации или этноса и межнациональной. Всю сознательную жизнь на семью, как семейную систему, оказывают влияние различные факторы [5]. Поэтому семья сталкивается со сложностями, кризисами и соответственно имеют место быть конфликты.  Основными конфликтами в семье являются супружеские конфликты, которые мы исследуем в рамках настоящей работы.

В исследовании Г.Г. Валиуллиной, посвященному выявлению причин супружеского конфликта в межнациональной семье, отмечается, что 50% супругов имеют небольшое представление о национальных особенностях супруга. 19% респондентов вообще не знают ничего об этих особенностях. Говоря об особенностях супругов, которые наиболее нравятся, респонденты отмечали такие, как щедрость, уважение старших, послушность, мужественность.  О тех способностях, которые не нравятся, отмечали упрямство, хитрость, склонность к алкоголю, вспыльчивость, лень, скрытность. Данные ответы говорят о наличии когнитивных искажений в особенностях супругов. На себя обращают внимание 2 момента:

Данные о низкой осведомлённости в целом согласуются с данными С.В. Лурье [6], что позволяет с определённой долей осторожности доверять таким цифрам.

В качестве позитивных и негативны черт люди в основном отмечают те, которыми, по их мнению, партнёр на них оказывает влияние. Например, щедрость и послушность ценны обычно в контексте щедрости по отношению к тому, кто эту щедрость выделяет с положительным окрасом. При этом щедрость по отношению, например, к приюту или послушность в разговоре с другим человеком будет восприниматься негативно. С другой стороны, негативное восприятие упрямства и позитивное – послушности может быть связано не с эгоистичным ожиданием собственной выгоды, а следствием особенности национальной культуры и собственного воспитания. Возможно, определённой категории людей с коллективистскими ценностями будет наиболее комфортно вступать в брак с людьми, которые «не высовываются».

Г.Г. Валиуллина выяснила, что в парах, с часто случающимися конфликтами, на вопрос, касающийся отношения с родителя супруга большая часть респондентов ответила «терпимо». Были выявлены причины супружеских конфликтов в межнациональной семье: нехватка или отсутствие материального дохода, взаимопонимания, воспитание детей, ревность, вредные привычки, алкоголизм, неблагоприятная эмоциональная обстановка. Те же причины справедливы для мононациональных семей. В этой связи важно выделить специфические отличия в причинах конфликтов по этой позиции группирования семей.

В супружеских конфликтах причиной может служить распределение роли супруга в системе семейных отношений. В межнациональных семьях фактор национальности становится, по-видимому, конфликтогенным в виду дополнительных различий в ролевых ожиданиях супругов [7].

С.М. Емельянов отмечает причины супружеских конфликтов в межнациональных браках:

Один из супругов учит другого, как себя вести, как воспитывать детей и т.д. В результате возникает конфликт, вследствие ограничения свободы;

Самоутверждение за счет второго супруга. Это происходит в любой сфере жизненного цикла семьи. Соответственно возникновение конфликта, может произойти в любой момент. В таких браках нет места взаимоуважению и сотрудничеству;

Забота о себе. Такое поведение характерно для молодых межнациональных браков. Пока супруги не привыкли заботиться о другом, уделяют время лично себе.

Ревность начинает проявляться именно в межнациональном браке. До вступления в брак, будущие супруги не испытывают такой ревности.

Концентрированность на семейных делах, консерватизм, педантичность приводит к конфликтам [8].

Таким образом, можем отметить, супружеские конфликты встречаются как в мононациональных, так и межнациональных семьях.  К основным причинам на текущем этапе изучения проблемы можно отнести недостаточный материальный доход, неудовлетворенные потребности, выбор воспитания ребенка, вредные привычки.

В первой главе рассматривали аспекты, в рамках которых может формироваться конфликтное поведение. К ним относятся: личностные особенности, ролевые ожидания, отношение к собеседнику, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации. В рамках межнациональной семьи можно отдельно выделить степень готовности супругов к такому браку, к различию культур. Д.С. Батарчук на основании анализа работ выделяет следующий набор проблем, специфических именно для межэтнических браков: этническая адаптация, этническая идентификация ребёнка, формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, маргинальная этническая идентичность, языковые проблемы, повышенная конфликтогенность, стресс аккультурации, этническая стереотипизация. Как мы видим, есть достаточно обширный список проблем, с которыми могут столкнуться межнациональные семьи именно по причине культурных и религиозных различий. В силу того, что роль этих факторов может значительно отличаться в зависимости от конкретного сочетания национальности и религии, нам представляется важным выделить специфические для межнациональных браков источники конфликтогенности и модели поведения в конфликтах, по возможности оставив за скобками вопрос толерантности. [9]

Таким образом вопрос можно сформулировать следующим образом: если оба партнёра полинационального брака признают отсутствие конфликтов на почве национальности или недостаточной толерантности одного из супругов, то какие конфликты у таких пар происходит и в чём отличие от мононациональных пар. Стоит отметить, что Д.С. Батарчук выделил ценностные ориентации у лиц разных национальностей. Оказалось, что у таких групп людей есть тенденции к наиболее актуальным жизненным ценностям. Так, например, для русских на передний план выходила активная жизнь, для грузин – свобода, а для армян – жизненная мудрость. Очевидно, такие различия могут приводить к конфликтам. Однако, на текущий момент не до конца изучен момент, насколько выше конфликтность межнациональных браков и есть ли связь между степенью удовлетворённостью браком и конфликтностью в межнациональных семьях.

 

Список литературы:

  1. Макарова И.А. Межэтнический брак: концептуализация понятия // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 164. С. 150–154.
  2. Галяпина В.Н. Влияние принадлежности супругов к разным этносам на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями. 2002. 156 с.
  3. Алёшина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. 1985. 262 с.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Санкт: Речь, 2001. 74 с.
  5. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория Семейных Систем Мюррея Боуэна // Московский Психотерапевтический Журнал. 2005. № 2. С. 137–146.
  6. Лурье С.В. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии // Петербургская социология сегодня. 2018. № 12. С. 122–148.
  7. Валиуллина Г.Г., Владимировна Т.Л. Особенности супружеских конфликтов в межнациональных семьях // Russ. J. Educ. Psychol. 2018. Т. 9, № 2. С. 19.
  8. Емельянов С.М. Конфликтология : учебник и практикум для вузов. 4-е-е изд. изд. Москва: Юрай, 2023. 322 с.
  9. Батарчук Д.С. Проблема внутрисемейных отношений в межнациональных браках: социально-психологические и психолого-акмеологические особенности // Акмеология. 2014. Т. 3, № 51. С. 113–120.

Оставить комментарий