Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(230)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Соболева В.А. ЦЕРКОВЬ ИОАННА УСТЮЖСКОГО В СЕЛЕ ПУХОВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 18(230). URL: https://sibac.info/journal/student/230/288832 (дата обращения: 06.05.2024).

ЦЕРКОВЬ ИОАННА УСТЮЖСКОГО В СЕЛЕ ПУХОВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Соболева Вера Александровна

студент, кафедра архитектуры и градостроительства, Вологодский государственный университет,

РФ, г. Вологда

Вихарева Наталья Николаевна

научный руководитель,

старший преподаватель, Вологодский Государственный Университет,

РФ, г. Вологда

CHURCH OF ST. JOHN OF USTYUZHSK IN THE VILLAGE OF PUKHOVO VOLOGDA REGION

 

Vera Soboleva

 Student, Department of Architecture and Urban Planning, Vologda State University,

Russia, Vologda,

Natalia Vikhareva

scientific supervisor, senior lecturer, Vologda State University,

Russia, Vologda

 

АННОТАЦИЯ

В работе рассматривается история утраченного памятника, который располагался на территории первого поселения устюжан - Гледен. Церковь была создана на стыке архитектурных стилей, не имела местных аналогов.

 

Ключевые слова: первое поселение, география рек, центрический тип храма, местная архитектурная школа, барокко.

 

Великий Устюг является древним городом Русского Севера с богатым культурным наследием, своеобразием архитектурного облика и насыщенной историей.  Он сохранил свою историческую структуру и большое число храмов, монастырей и жилой застройки. Но, к сожалению, есть и уникальные памятники, которые были утрачены в разные исторические периоды.  Одним из последних является Церковь Иоанна Устюжского в селе Пухово. В статье мы уделим особое внимание истории, связанной с данным объектом культурного наследия.

Церковь расположена на территории первого, древнейшего финно-угорского поселения устюжан в восточной части Вологодской области. Оно называлось Гледен (гора Гледен). Название было связано с тем, что с горы открывались красивые виды на окрестности, которые “гляделись” с этих высот. Здесь сливаются реки - Сухона и Юг и берет свое начало Северная Двина. Именно география рек повлияла на формирование поселения Устюг. Во времена весенних разливов течение двух рек- Сухона и Юг постоянно меняло свое русло и стало подмывать берег стоящего на нем древнего городища. Вследствие этого посадские люди переселились на левый берег Сухоны- в место, носившее название “Черный прилук” и основали новое поселение по устью реки Юг- Устюг. Город Гледен перестал существовать. Упоминание о нем осталось лишь в имени Троице-Гледенского монастыря, построенного рядом. Вблизи монастыря основалась приписанная к нему каменная Духовская церковь Иоанна Устюжского, построенная в 1764 году.

Престол был освещен в честь местного святого Блаженного Иоанна Устюжского, Христа ради Юродивого, чудотворца родом из села Пухово, последователя Святого Прокопия. Это был приходской храм деревни Морозовица. Ежегодно, в Духов день (11 июня) совершается крестный ход от Гледенского монастыря. Церковь существовала до 20 века. Закрылась в 1925 году.

 

Рисунок 1. Духовская церковь 1892 год.

 

Архитектура храма, построенная в стиле Нарышкинского барокко, относилась к излюбленному в то время центрическому, ярусно-ступенчатому типу (Рис.1). Эта небольшая престольная ярусная кирпичная церковь имела центрический по композиции объем гармоничных пропорций. Являлась редким образцом барочной архитектуры, который сочетал в себе композицию малых посадских и усадебных бесстолпных храмов, с включением архитектурных элементов местного зодчества. Малая площадь храма (14x17м) определяла крайне малую вместимость и подтверждала ориентацию авторов преимущественно на выразительность объема, необычность и красоту облика.

Церковь отличалась замечательной соразмерностью объемного построения и совершенством декоративного убранства. Имеющий в сечении множество уступов и изгибов, кирпичный цоколь опоясывал здание по периметру. Восьмерик Духовской церкви перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом, а затем восьмигранным куполом причудливой формы, рассчитанной на игру светотени. Основной объем завершался скатной кровлей. На барабанах была круглая восьмигранная юбка. Малый восьмерик повторял формы большого восьмерика и переходил в подобный им четвертый ярус, возглавляемый главкой с крестом. Присутствовало обилие деталей и пышность форм, характерные для данного стиля. На изломах расположены пилястры, удерживающие многообломный карниз. Они имели форму простых рустованных накладок, были обогащены раскреповками. На карнизе пилястры переходили в сложные высокие капители, сообщая фасаду пластическое богатство. В нижней части верхнего яруса восьмерика пилястры обрывались и закачивались треугольными гирьками. Оконные и дверные проемы как первого, так и второго этажа имели трехцентровые перемычки с прямыми откосами и были украшены прямоугольными наличниками.

Духовская церковь являлась иллюстрацией формирования центрического сооружения. Об этом говорит широкое распространение и дальнейшее развитие данного типа храмов, зародившихся в Москве и Подмосковье в конце 17 - начале 18 веков.

В Период 17 - 18 века в центре и на “периферии” активно развивался провинциальный стиль барокко. Он выделялся “трапезным” типом храмов и растянутыми по продольной оси зданиями (Троицкая церковь в селе Черевково 1731г, Спасо-Преображенская церковь в деревне Ярокурье 1726 - 1746 гг.). Храмы обычно были двухэтажными с летней и зимней церквями. Здания в целом представляли собой распространенный тип архитектурной композиции - “ Восьмерик на четверике”. Колокольня, вместо восьмерика, увенчана высоким шпилем и строго подчинена осевой композиции здания. Кровля была выпуклая, а декор фасада богат архитектурными элементами: пилястрами, “бровками”, скругленными капителями, сандрик-карнизами, картушами, лопатками (Воскресенская церковь в Пермогорье), наличниками, филенками, розетками (Ярокурье) и другими деталями. Со временем самобытный стиль начал утрачиваться. По-прежнему остались ”трапезные” типы храмов. На фасаде все еще присутствовало завершение малым восьмериком (Церковь Троицы Живоначальной в деревне Вондокурье 1777-1806 гг.) “Полуглавия” сменились треугольными фронтонами, а венчающий восьмерик барабаном. Декор стал менее богатым и выразительным. В результате, с распространением классицизма и строгим архитектурным надзором, местные традиции медленно угасают, что приводит к утрате былых самобытных качеств. Поэтому памятник архитектуры - Духовская церковь в селе Пухово, является уникальным произведением, созданным на стыке архитектурных стилей.

К сожалению, как показывает время, когда исчезают города, деревни и села, вместе с ними утрачиваются и объекты культурного наследия: храмы, церкви, соборы и часовни. Поэтому важно уделять особое внимание восстановлению памятников духовной культуры, чтобы сохранить богатства нашей земли для будущих поколений.

 

Список литературы:

  1. Тельтевский П. А.  Архитектура городов СССР “ Великий Устюг” - M., 1960. - C. 5-12.
  2. Шумилов М.В. Стиль каменной храмовой архитектуры "Двинской трети"  https://school-science.ru/5/18/34145 (Дата обращения 10.05.23.).
  3. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. - М., 1888. - С. 2.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.