Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(229)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Лушавина И.П., Машукова Д.А. ДОГОВОР СЧЕТА ЭСКРОУ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 17(229). URL: https://sibac.info/journal/student/229/288231 (дата обращения: 19.01.2025).

ДОГОВОР СЧЕТА ЭСКРОУ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Лушавина Ирина Павловна

студент, кафедра гражданского права, Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

Машукова Диана Ахмедовна

студент, кафедра гражданского права, Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

ESCROW ACCOUNT AGREEMENT: CONCEPT, ESSENCE, SCOPE OF APPLICATION.

 

Irina Lushavina

student, Department of Civil Law, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

Diana Mashukova

student, Department of Civil Law, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные вопросы возникновения и понимания сущности договора счета эскроу, а также его определения, проводится его разграничение с договором условного депонирования (эскроу) и определяется основная сфера применения в условиях современной российской действительности.

ABSTRACT

The article deals with the main issues of the origin and understanding of the essence of the escrow account agreement, as well as its definition, its differentiation with the escrow agreement is carried out and the main scope of application in the conditions of modern Russian reality is determined.

 

Ключевые слова: эскроу, договор счета эскроу, условное депонирование, гарантия, долевое строительство.

Keywords: escrow, escrow account agreement, escrow, guarantee, shared construction.

 

Стабильность общественных отношений во многом обусловлена теми институтами, которые призваны обеспечить добросовестное поведение каждого члена общества. Несмотря на это, условия российской действительности показывают, что уровень развития отечественного законодательства не соответствует вызовам современности. Все это свидетельствует об острой необходимости разработки новых правовых инструментов, призванных гарантировать защиту прав и интересов участников этих отношений.

В связи с этим, в рамках совершенствования российского гражданского законодательства 21 декабря 2013 г. был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которым в гл. 45 «Банковский счет» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) были внесены две новые конструкции – номинальный счет и счет-эскроу [2].

На сегодняшний день дефиниция счета эскроу закреплена в ст. 860.7 ГК РФ [1]. В рамках ч. 1 указанной нормы устанавливается, что банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу.

В данном случае центральное место, для понимания сущности договора счета эскроу, занимает факт наступления «необходимого условия» для передачи денежных средств. Но, в рамках данной работы, больший интерес представляет та часть, в которой закрепляется правило о применении к договору счета эскроу общих положений о банковском счете и договоре условного депонирования. В связи с этим возникает следующий вопрос: договор счета эскроу – договор банковского счета или часть договора эскроу, которому посвящена глава 47.1 ГК РФ?

Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к этимологии самого слова «эскроу». Известно, что данный термин был заимствован отечественным законодательством, и в своем изначальном переводе понимался как «документ». Сегодня, при переводе с английского «escrow» рассматривается как депонирование у третьего лица имущества должника с целью его передачи кредитору при определенных, предусмотренных договором обстоятельствах [11, 59]. На наш взгляд, подобная трактовка лишь обостряет проблему разграничения договора эскроу и договора условного депонирования, что нашло свое отражение в науке.

В частности, сложилось несколько подходов: одна группа ученых рассматривает договор счета эскроу в качестве своеобразной части договора условного депонирования (Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, А.М. Эрделевский, В.В. Батин), другая группа придерживается мнения о самостоятельности договора счета эскроу, отмечая при этом необходимость заключения и договора условного депонирования (О.В. Макушкин, С.П. Карчевский, Н.Г. Соломина), а третья и вовсе придерживается позиции, по которой договор счета эскроу – элемент других гражданско-правовых соглашений [3, 90-92].

В своей диссертационной работе Дорофеева Я.В. обращает внимание на оригинальную позицию Л.Г. Ефимовой, которая разграничивает договор на документ и правоотношение. В данном смысле договор эскроу и договор счета эскроу различаются как документы, создавая при это «ансамбль обязательственных правоотношений, единой целью которых является совершение платежа» [5, 113].

Подобные разночтения показывают сложность выбранной темы. Тем не менее, приведенные выше позиции – результат дискуссии, порожденной разными правовыми школами. Если же посмотреть на этот вопрос «глазами законодателя», то мы увидим, что договор счета эскроу – особый вид договора банковского счета, к которому субсидиарно применяются как нормы договора банковского счета, так и нормы договора условного депонирования (эскроу).

Разграничение рассматриваемых договоров можно проследить и в их характеристике [3, 95-97]. Так, договор счета эскроу сконструирован в качестве двустороннего и реального договора, когда договор условного депонирования является трехсторонним и консенсуальным. Для его заключения требуется нотариально удостоверенная форма, когда договор счета эскроу заключается в простой письменной форме. Кроме того, отличается и факт возможности распоряжения денежными средствами, переданными эскроу-агенту: по договору счета эскроу установлен запрет как для депонента, так и для бенефициара, когда по договору эскроу подобное ограничение закреплено в отношении депонента. Также можно выделить и то, что в договоре условного депонирования отсутствует установленный для договора счета эскроу запрет на зачисление иных помимо депонируемых денежных средств. Существует разница и в сроке выдачи депонированной суммы: по договору счета эскроу законом установлен десятидневный срок, а в отношении договора условного депонирования такой срок регламентируется договором.

Из всего вышеизложенного видно, что представленные выше договоры – не тождественные понятия. Но чем же тогда вызвана такая сложность в понимании счета эскроу?

На наш взгляд, помимо гибридного правового статуса, обуславливающего трудность изучения данной категории, проблема ее понимания заключается в самой причине появления. Упоминая ранее о заимствовании данного термина российским законодателем, необходимо обратить внимание и на то, что это заимствование коснулось лишь части.

На сегодняшний день договор счета эскроу получил широкое распространение во многих странах, и сфера его применения также не ограничена какой-либо одной областью. В частности, его используют при реорганизации юридических лиц, заключении потребительских сделок, в целях хранения, а также при рассмотрении дел, связанных с семейными спорами и даже в сфере интеллектуальной собственности. Благодаря такому многообразию появилась целая классификация сфер применения договора счета эскроу [7, 68]. В связи с этим был расширен и круг субъектов, участвующих в этих отношениях. В частности, в качестве агента могут выступать различные кредитные организации, нотариусы и адвокаты.

В нашей стране, к сожалению, нельзя отметить такого многообразия. Так, основная область применения изучаемого договора – сфера  недвижимости, а в качестве агента участвуют только банки.

Все это показывает важность изучения рассматриваемой категории с позиции актуальности отечественного законодательства, в противном случае подобное некорректное заимствование способно привести к еще большей путанице, чем это есть сейчас.

Несмотря на такую сложность в понимании счета эскроу, представленный договор имеет принципиально важное стратегическое значение для борьбы с недобросовестными застройщиками. За короткий промежуток времени (к договору счета эскроу стали в долевом строительстве стали обращаться с 1 июля 2019 г.) данный договор показал эффективность применения в подобных вопросах. Об этом свидетельствуют и статистические данные. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России по состоянию на 1 апреля 2023 года раскрыто 910 000 счетов эскроу, а сумма средств, перечисленных застройщикам составила 4,0 трлн. рублей [4].

Такая популярность во многом объясняется теми гарантиями, которые приобретают покупатели при заключении данного договора: застройщики получают деньги только после выполнения своих обязательств, а при расторжении договора по вине застройщика они возвращаются покупателю, что исключает лишние риски. Данные условия особенно актуальны в последнее время, когда недобросовестные застройщики один за другим прибегают к процедуре банкротства. Подобные гарантии выделяются и в отношении эскроу-агента, где существует возможность получения страхового возмещения, в случае, например, отзыва лицензии у банка.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного вопроса. Договор счета эскроу – это реальная гарантия прав граждан. При этом, существующие проблемы в понимании сущности этого договора, его разграничения с иными институтами, а также неопределенности в практическом применении не позволяют сделать вывод о его сформированности в нашей стране. Несмотря на это, нельзя отрицать и перспективность развития договора счета эскроу. Но для этого необходимо его полное переосмысление в условиях, характерных для нашей страны и нашей правовой системы.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 5, ст. 410.
  2. Федеральный закон от 21.12.2013 г. №  379-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) // СЗ РФ. - 2013. - № 51, ст. 6699.
  3. Дорофеева Я.В. Договор условного депонирования (эскроу) в российском гражданском праве: дис. … канд. юрид. наук. – Пермь, 2022. – 189 с.
  4. Банк России: [сайт]. URL: https://cbr.ru/banking_sector/equity_const_financing/.
  5. Ефимова Л.Г. Договоры банковского вклада и банковского счета. – М.: Проспект, 2018. – 428 с.
  6. Аракелян К.С. Договоры номинального счета и счета-эскроу: анализ опыта применения. // Образование и право. – 2019. – № 10. – С. 117-12.
  7. Батин В.В. Договор условного депонирования (эскроу) и договор счета эскроу: соотношение обязательств и перспективы сосуществования. // Юридическая наука. – 2014. – № 2. – С. 67-69.
  8. Белоусова Е.В. Счет эскроу как способ защиты прав участников строительных отношений. // Закон и право. – 2022. – № 4. – С. 72-77.
  9. Браилко Е.Е. Нововведения в Фз-214: счета эскроу // Вестник нуки. – 2020. – № 3 (24). – С. 51-54.
  10. Дадаян Е.В., Сторожева А.Н., Силюк Т.Ю., Соловьева А.А. Счет-эскроу как новый механизм защиты прав участников долевого строительства. // Право и государства: теория и практика. – 2020. – № 9 (189). – С. 22-24.
  11. Катвицкая М.Ю. Новые правила для застройщиков и покупателей: эскроу-счет в долевом строительстве // Право и экономика. 2019. – № 5. – С. 58-62.
  12. Соболева М.Ю. Понятие института эскроу, его значение // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 8. – С. 313-319.

Оставить комментарий