Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(229)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Бочковская Е.С. РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ БАРБРЫ ЛЕННЕЕР-АКСЕЛЬСОН “О ЛЮБВИ, ГЕНДЕРНОМ РАВНОПРАВИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И НАСИЛИИ” // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 17(229). URL: https://sibac.info/journal/student/229/288144 (дата обращения: 09.05.2024).

РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ БАРБРЫ ЛЕННЕЕР-АКСЕЛЬСОН “О ЛЮБВИ, ГЕНДЕРНОМ РАВНОПРАВИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И НАСИЛИИ”

Бочковская Елизавета Сергеевна

студент, факультет креативных индустрий, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В данной рецензии рассматриваются проблемы гендерного неравенства, упомянутые шведской исследовательницей Барброй Леннеер-Аксельсон в статье “О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии”.

 

Ключевые слова: гендерное неравенство, гендерное равноправие, гендерное насилие.

 

Введение

“О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии” – статья шведской исследовательницы и психолога Барбры Леннеер-Аксельсон, впервые опубликованная в Журнале исследований социальной политики в 2003 году. В работе рассматриваются такие аспекты взаимоотношений мужчин и женщин, как романтические отношения, родительство, гендерное насилие и сексуальное образование, а также предлагаются решения проблем, возникающих в результате гендерного неравенства в этих сферах. Автор говорит о необходимости целостного подхода – по ее словам, усилия по улучшению положения женщин ни к чему не приведут, если роль мужчин и культура маскулинности останутся прежними. Также отмечается, что гендерное равноправие – благо для обеих сторон, так как “стратегии активизации мужчин в поддержку гендерного равноправия и повышения их ответственности являются жизненно необходимыми не только для улучшения положения женщин, но и ради мужчин – их собственной идентичности и качества жизни” [1].  Это объясняется тем, что в результате стремления к гендерному равноправию должны быть изменены те маскулинные структуры и нормы, которые негативно сказываются на благосостоянии мужчин – к примеру, подавление слабости и страхов приводят к фрустрации и компенсаторной агрессии.

Леннеер-Аксельсон заявляет о необходимости не оставаться гендерно-слепыми, а развивать гендерное сознание, поскольку мужчины и женщины имеют разные потребности и возможности.

Основная часть

Первое, о чем пишет Леннеер-Аксельсон – этапы изменения по Курту Левину [2], которые должно пройти общество на пути к равноправию. Так, Левин выделяет:

  1. стадию “размораживания”, на которой происходит пересмотр прежних ценностей, установок и поведения;
  2. переходную стадию, когда происходит переобучение индивидов на практическом, интеллектуальном и эмоциональном уровнях;
  3. стадию стабилизации (консолидации), когда изменение полностью интернализуется обществом.

В то время как Швеция, по словам автора, практически достигла последней стадии, Россия все еще остается в стадии перехода. К примеру, если гендерный разрыв в оплате труда в Швеции на момент написания статьи – 2003 год – составлял около 20%, то в России на данный момент он составляет около 28%. [3] По данным за 2012 год, в 30-40% российских семей наблюдается домашнее насилие; в стране существует проблема стеклянного потолка, не созданы условия для сочетания родительства и профессиональной занятости для женщин. [4] Аналогичные показатели, описанные в статье Леннеер-Аксельсон, в Швеции близятся к состоянию гендерного равенства. Несмотря на то, что по результатам опроса ВЦИОМ 2019 г. 62% россиян считают, что нужно стремиться к полному равенству прав мужчин и женщин, страна все еще далека от гендерного равенства – это один из явных признаков переходной стадии, когда большинство теоретически согласно с идеей, но на изменение устоявшихся моделей поведения и структур общества все еще потребуется время. Помимо этого, хочу заметить, что на данном этапе исследовательница использует скорее субъективные показатели и не предоставляет конкретную статистику по ним, что усложняет сравнение этих данных с данными других стран.

Далее Леннеер-Аксельсон рассматривает гендерное равенство на разных этапах взаимоотношений в паре: влюбленность, повседневная любовь и/или родительство, разобщение, развод и жизнь после развода. Несмотря на то, что эта часть статьи принимает во внимание во многом психологические аспекты любви, здесь также подчеркивается тот факт, что личная жизнь мужчины и женщины неразрывно связаны с другими сферами. В частности, автор размышляет о значимости государственной поддержки родительства и отцовства, выделении мужчинам оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, что характеризуется как средство усиления равенства внутри пары, улучшения родительских отношений и развития нестереотипного гендерного восприятия у детей. По моему мнению, здесь упускается очень важный аспект: предоставление отцам оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком положительно сказывается на женской занятости. Эта важная реформа, проведенная в Швеции в 1995 году и упомянутая Леннеер-Аксельсон, обязала отцов брать месяц отпуска при сохранении 90% заработной платы без права передать его женщинам; в 2002 году его продолжительность увеличилась до двух месяцев, а в 2016 – до трех. [5] В результате в Швеции увеличилось количество занятых матерей, поскольку 90% из них возвращались к работе после рождения ребенка, женщины стали зарабатывать больше и реже сталкиваться с дискриминацией на рабочем месте. [6] Вероятнее всего, такой эффект было сложно предусмотреть на момент написания статьи, но этот факт только подтверждает гипотезу автора о том, что частная жизнь семьи всегда связана с другими сферами.

Следующая тема – гендерное насилие. Леннеер-Аксельсон начинает со сравнения подчеркнуто маскулинного и широко известного насилия в ходе войн со скрытым от посторонних глаз гендерным насилием, совершаемого преимущественно над женщинами. Считаю важным заметить, что нельзя противопоставлять эти две категории, поскольку во время войн происходит много сексуализированного насилия и притом по разным мотивам: как инструмент захвата власти, мести и “плевок нации в лицо”, поскольку именно женщина, согласно многим феминистским исследовательницам, несет бремя репрезентации нации. [7] Во многих случаях такое насилие демонстративно, поскольку оно может совершаться для запугивания населения.  [8] Поэтому я считаю, что решение, предложенное Леннеер-Аксельсон – а именно, психотерапевтическая работа с мужчинами, проявляющими жестокость по отношению к женщинам, – может быть эффективно только для гендерного насилия мирного времени; чтобы искоренить эту проблему вообще, потребуется время на изменение очень прочно устоявшейся патриархальной армейской и военной культуры.

Также ключевую роль в предотвращении гендерного насилия играет его законодательный запрет. Так, Европейский суд по правам человека отметил, что из-за отсутствия в российском законодательстве определения домашнего насилия и законов по его преследованию власти не смогли создать условия для гендерного равенства в стране. [9] Кроме того, автор говорит о том, что важны не столько формальные законы, сколько их исполнение, отношение органов правовой системы к ним. В России пострадавшие от домашнего насилия сталкиваются с хамством и обвинениями при обращении в полицию. [10] Эти факторы свидетельствуют о высоких уровнях домашнего насилия в стране, хотя точную цифру назвать сложно по многим причинам.

Леннеер-Аксельсон упоминает еще один важный аспект домашнего насилия: жертвы часто не сообщают о преступлении в страхе подвергнуться еще большему насилию от партнера. Также женщины могут бояться осуждения окружающих – часто такое происходит в небольших населенных пунктах, где быстро распространяются слухи; а в некоторых случаях жертвы могут и вовсе винить себя в содеянном. В таких случаях довольно эффективна социальная реклама – как, например, кампания “Мысли по-новому”, появившаяся в Московском метрополитене в октябре 2021 года. [11] В ней переделывались клишированные фразы, оправдывающие насилие: “Бьет – значит не любит”, “Стерпится – разлюбится”. Кроме того, полезна социальная реклама с контактами кризисных центров для женщин – в том случае, если они боятся обращаться в полицию. Подводя итог, работа исключительно с мужчинами, которую предлагает автор, не принесет достаточных результатов без работы с потенциальными жертвами.

Автор статьи подчеркивает значимость сексуального образования для гендерного равенства в обществе и пишет о центрах, которые консультируют молодежь о сексе и контрацепции. Российская сеть, упомянутая в статье как успешный пример такой организации, – Ассоциация Планирования Семьи, образованная в начале 90-х – юридически перестала функционировать в 2019 году. [12] На данный момент в российских школах нет официальных уроков полового воспитания; иногда учителя проводят такие беседы по личной инициативе, но это все еще порицается родителями и администрацией школы. [13]

Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что многие из практик и тенденций борьбы с гендерной дискриминацией, описанные в статье, остаются релевантными лишь для Швеции и части ЕС. На основе анализа российских данных можно сделать вывод, что в ближайшие несколько лет после распада СССР в обществе и на законодательном уровне продвигались инициативы по достижению гендерного равенства (как, например, законопроект “О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ", внесенный на рассмотрение в Госдуму в 2003 году и отвергнутый в 2018 [14]) и продвижению сексуального образования, однако в современной России на таких инициатив гораздо меньше. Несмотря на это, появляется все больше низовых гражданских инициатив — кризисных центров, некоммерческих организаций и просветительских проектов, которые в совокупности вносят значительный вклад в решение проблемы гендерной дискриминации. Российское общество все больше принимает идеи равноправия, а это значит, что спустя некоторое время они будут полностью интернализованы, и общество перейдет в стадию стабилизации изменений.

 

Список литературы:

  1. Леннеер-Аксельсон Б. (2010). О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии // The Journal of Social Policy Studies, 1(3/4), С. 397-410.
  2. Levin K. (1951) Field Theory in Social Science. New York: Harper & Row.
  3. Женщины в экономике. Обзор международной и российской повестки март 2021 [Электронный ресурс] // economy.gov.ru URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/65f53df7ef144f6f6b43ea8529869f52/101965562.pdf (дата обращения: 13.06.2022)
  4. Калабихина И. Е. (Ред.)Гендерные проблемы в России по национальным публикациям 2004-2012 гг. – М., 2012.
  5. Swedish fathers to get third month of paid paternity leave (2015) // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/world/2015/may/28/swedish-fathers-paid-paternity-parental-leave (дата обращения: 14.06.2022).
  6. The economic case for paternity leave (2014) // Quartz URL: https://qz.com/266841/economic-case-for-paternity-leave/ (дата обращения: 14.06.2022).
  7. Yuval-Davis N. (1997) Gender & Nation. London: SAGE Publications Ltd.
  8. Военные изнасилования — многовековая мировая трагедия. Почему это повторяется снова и снова (2022) // Горящая изба URL: https://burninghut.ru/iznasilovaniya-na-vojne/ (дата обращения: 14.06.2022).
  9. ЕСПЧ указал меры, которые необходимо принять российским властям для борьбы с домашним насилием // Адвокатская газета URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/espch-ukazal-mery-kotorye-neobkhodimo-prinyat-rossiyskim-vlastyam-dlya-borby-s-domashnim-nasiliem/ (дата обращения: 14.06.2022).
  10. «Сама виновата»: почему жертв насилия принято обвинять и как с этим бороться (2017) // Афиша Daily URL: https://daily.afisha.ru/relationship/4122-sama-vinovata-pochemu-zhertv-nasiliya-prinyato-obvinyat-i-kak-s-etim-borotsya/ (дата обращения: 14.06.2022).
  11. В Московском метрополитене появилась социальная реклама против домашнего насилия (2021) // Tass URL: https://tass.ru/obschestvo/12798709 (дата обращения: 14.06.2022).
  12. Организация МОО "РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ "ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ" // Сервис проверки контрагентов List-Org URL: https://www.list-org.com/company/668210 (дата обращения: 15.06.2022).
  13. «Не будем об этом говорить»: уроки полового воспитания в российских школах (2021) // Педсовет URL: https://pedsovet.org/article/ne-budem-ob-etom-govorit-uroki-polovogo-vospitania-v-rossijskih-skolah (дата обращения: 15.06.2022).
  14. Госдума отклонила законопроект 15-летней давности о гендерном равенстве (2018) // Tass URL: https://tass.ru/obschestvo/5364113 (дата обращения: 15.06.2022).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.