Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(228)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ИКОНА «СОБОР АРХАНГЕЛА МИХАИЛА И ГАВРИИЛА»
ICON "CATHEDRAL OF THE ARCHANGEL MICHAEL AND GABRIEL"
Daria Petryasheva
Student, Department of Architecture and Urban Planning, Vologda State University,
Russia, Vologda,
Natalia Vikhareva
scientific Leader, Art. Teacher, Vologda State University,
Russia, Vologda,
АННОТАЦИЯ
В научной статье рассматриваются иконография и процесс исследования и реставрации произведения великоустюжского происхождения Собор архангелов Михаила и Гавриила. Анализируется уникальный состав изображения композиция памятника в соответствии с сюжетом иконы.
Ключевые слова: икона, архангел Михаил, архангел Гавриил, иконография, реставрация, Собор архангелов, композиция.
Специалисты Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской (ГЦХНРМ) по древнерусской живописи, в начале 20 века, обнаружили икону с изображением Собора архангелов Михаила и Гавриила. Икона происходит из города Великий Устюг и датируется второй половиной XIII—началом XIV в. Сюжет иконы определяют как «Собор архангела Михаила». Между тем оба архангела равнозначны и в композиции иконы, и в торжественной церемонии Собора. Поэтому существует еще два называния «Собор двух архангелов» или «Собор архангелов Михаила и Гавриила».
Рисунок 1. Икона «Собор архангела Михаила»
Древнейшим изображением Собора является каролингская миниатюра в Евангелии, написанном около 730 г. Особенность этого памятника в том, что архангелы Михаил и Гавриил даны не в лоратных, а в обычных белых одеждах и вместо медальона с изображением Спаса Эммануила они держат таблицу со словами Евангелия от Матфея. Наиболее близкой стилистической аналогией является следующее по древности изображение Собора — монументальная икона, (XII в?), хранящаяся в церкви Архангелов в высокогорном сванском селении Пхотрер. Как и на окладе грузинской иконы, позем Собора архангелов украшен широкой полосой растительного орнамента из вьющихся побегов, имеющихся на византийском протооригинале.
Иконографический тип Собора архангелов восходит к раннехристианским изображениям святых, несущих медальон с полуфигурой прославляемой личности или, как это стало типичным в IV—V вв., креста. Великоустюжская икона может рассматривается как иллюстрация к известному пророчеству о будущем воплощении Христа, называемого Исайей Эммануилом (VII, 14), что в переводе с древнееврейского означает «с нами бог». Пророчество Исайи вошло в Евангелие от Матфея применительно в главе, где рассказывается о рождестве Иисуса (I, 18—25). Поэтому Сын Божий чаще всего изображался в отроческом возрасте. При этом он предстает как Христос явленный, что согласуется с ветхозаветными текстами, где его имя и личность не упоминаются и не описываются. Таким образом, Спас Эммануил на диске архангелов представляет собой символический образ, восходящих к ветхозаветным сюжетам.
В полное соответствие с церемониальным характером иконографии Собора архангелов приведен колорит иконы с ярко выраженными декоративными чертами. Фон иконы — синий, ее поля — желтые. Невысокий позем обозначен темно-зеленой краской, хорошо гармонирующей с фоном. У архангелов темно-коричневые, зеленовато-серого оттенка, крылья с подпапоротками, написанными яркой, плотной киноварью. В торжественной церемонии они выступают в своем парадном обличье, одетые в императорские одежды. Это длинные, опускающиеся ниже колен дивитисии, киноварные плащи и красные сапожки. На архангеле Михаиле дивитисий темно-коричневый, сургучного цвета; на Гаврииле — зеленый. Поверх лоры золотисто-желтого цвета, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. На которых тщательно выписан сложный рисунок овальных, ромбовидных, круглых и треугольных по форме драгоценных камней. Такая детализация лоров позволяет передать праздничный, церемониальный характер иконографии Собора архангелов.
Медальон с полуфигурой Спаса Эммануила, являющийся как бы иконой на иконе, написан в соответствии со стилем произведения в целом. Фон медальона — синий, на отроке Христе —желтый хитон и темно-коричневый гиматий. Нимб Христа, как и нимбы архангелов, желтый. Лики заметно суженные, они обрамлены темными коричневыми прядями (у Христа) и локонами (у архангелов). Санкирь серого цвета, вохрение розовое, плотное, в несколько слоев. В целом палитра иконописца насыщена красными, красновато-коричневыми и желтыми тонами. Даже высветления на дивитисиях архангелов сделаны киноварью, а не белилами. Исследования показали, что икона была грубо записана масляными красками в конце ХIХ, по характерным особенностям доски и устройству шпонок угадывалась древность памятника. В 1928 г. А. И. Анисимов, производивший обследование музеев Заволжского Севера, предпринял попытку отправить икону в Москву для раскрытия и исследования ее живописи, но вследствие отрицательного решения коллегии Великоустюжского музея этот план не был осуществлен. В 1931 г. икона была снова обнаружена в том же соборе научным сотрудником Центральных государственных реставрационных мастерских Ю. А. Олсуфьевым. По его настоянию икона была перенесена в музей, и здесь реставратор И. И. Тюлин произвел ее пробную расчистку, которая показала наличие древней живописи. Икона была доставлена в Москву для ее полной расчистки. Однако вследствие последовавшей вскоре ликвидации мастерских, икона «Собор архангела Михаила» на долгое время осталась в запасниках Велико-Устюжского музея.
В 1958 г. икона была обнаружена научным сотрудником мастерской Н. Н. Померанцевым. Икона была сначала подвергнута рентгенографическому исследованию. Когда икону переписали в первый раз, ветхие части красочного слоя были вырезаны вместе с левкасом, а края оставшегося грунта прибиты к доске гвоздями. Наиболее существенные утраты — на фигурах архангелов. При этом не были затронуты лики Михаила и Гавриила. Когда была доказана хорошая сохранность первоначальной живописи, икона была расчищена и реставрирована. Работа была выполнена в течение 1959—1968 гг. А. Н. Барановой. В результате было раскрыто изображение двух лоратных ангелов, Михаила и Гавриила, держащих на руках медальон с полуфигурой Спаса Эммануила.
Икона «Собор архангелов Михаила и Гавриила» остается одним из немногих памятником великоустюжского происхождения и принадлежит к числу немногочисленных ранних изображений иконографии Собор архангелов. Произведение обладает несомненными художественными достоинствами, что и послужило причиной интереса со стороны искусствоведов и реставраторов. Как и многие другие произведения в различные исторические периоды после вывоза в Москву, икона так и не была возвращена на родину, в место своего бытования.
Список литературы:
- Вздорнов Г. И. Икона «Собор архангелов Михаила и Гавриила» из Великого Устюга // Сообщения ВЦНИЛКР. [Вып.] 27. — М., 1971. — С. 141–162.
- Вздорнов Г. И. Σύναξις τῶν Ἀρχαγγέλων // Византийский временник. Т. 32. — М.: Наука, 1971. — С. 157–183.
- Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 46-47
- Масленицын С. И. Ярославская иконопись = Yaroslavian icon-painting. — М.: Искусство, 1983. — Стр. 8.
Оставить комментарий