Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(225)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Бавыкина А.К. ДРЕВНЕРУССКИЙ КОКОШНИК: ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОТ СТАРИНЫ ДО СОВРЕМЕННОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 13(225). URL: https://sibac.info/journal/student/225/285274 (дата обращения: 23.12.2024).

ДРЕВНЕРУССКИЙ КОКОШНИК: ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОТ СТАРИНЫ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Бавыкина Анастасия Константиновна

студент, Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

Шкотова Ольга Владимировна

научный руководитель,

доц. кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы история возникновения и развития древнерусского кокошника и её влияние на дизайн современных головных уборов.

 

Ключевые слова: архаика, головной убор, русский народный костюм, древнерусский кокошник, карнавальный костюм, традиционный головной убор.

 

Развитие женского головного убора у разных народов проходило схожие стадии, о чём свидетельствуют результаты раскопок древних городов и гробниц. Наиболее полезными для изучения оказались уборы со времён позднего Средневековья и Нового времени (XV—XVI вв.). Особенность таких украшений заключалась в объединении черт архаичного убора и новых идей в оформлении. (Рис.1.)

 

Рисунок 1. Женские головные уборы

Кокошник: 1- могильник в Вологодской обл.,2 – территория радимичей (1,2 – реконструкция М. А. Сабуровой); 3, 4, 5 - рисунки из Альбома Мейерберга XVII в; 6,7 - Западная Европа, XIII ; 8 — Ганс Малер, «Мария Бургундская», XV в.; 9 — И. П. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1784 г.; 10 — уральская казачка, фото 1880-г гг; 11 — северо-русский кокошник, Олонецкая губ., середина XIX в.; 12, 13— А. В. Тыранов, «Портрет ржевской купчихи», начало XIX в.; русские, конец XVIII — начало XX в.:14 — Ярославская губ., 15 — Костромская губ.; 16 — мордва, 1880-е гг.; 17 — Ярославская губ., середина XIX в.; 18 — А. Рябушкин, «Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899 г.; 19 — А. Муха, «Салон ста», 1897 г.;

 

Первые сведения о древнерусском кокошнике и его внешнем виде были получены в начале XIX в. Этот головной убор встречался на территории Томского и Ялуторовского уездов Российской империи. Этнолог Н. Абрамов (1848 г.) описывал его следующим образом: «В праздники и на гулянье девушки надевают головной убор, называющийся лентою; это повязка шириною вершка в три из шелковой ткани, с вышивкой золотом или из галунов, с бисерными и жемчуговыми, у богатых, поднизями. Она, будучи к верху шире, имеет вид короны и завязывается на затылке тонкими лентами…»

Кокошник представляет собой жёсткий головной убор разных форм, каждая из которых зрительно увеличивает голову. Многообразие вариантов изделия связано с предшествующими изделиями и видами причёсок. Из материалов раскопок известно, что кокошники часто создавались из бересты и луба, покрытых тканью и бляшками. Аксессуар часто встречался в сборном виде и состоял из следующих частей:

  • Очелье (иначе – налобник) – элемент головного убора, прикрывающий лоб.
  • Волосник – деталь, закрывающая волосяную часть головы.
  • Основа из простёганного холста или картона, способного держать форму (например, веера или полумесяца) – деталь, в большей степени определяющая внешний вид изделия. Её расшивали драгоценными вышивками и парчами, украшали фольгой, дорогими камнями, бусинами, жемчугом.
  • Рясны – жемчужные нити, служащие окантовкой украшения.
  • Поднизь – сетка жемчуга, крепящаяся к очелью.
  • Ленты – служили для фиксации предмета гардероба на затылке.
  • Лопасти – прикрывали ушные раковины.

Многие конструкции содержали височные украшения, являющиеся традиционными для венцов и ленточных уборов. Практически в каждой русской губернии существовал свой тип кокошника. До наших дней дошли следующие типажи (рис.2):

  • «Однорогий» - наиболее часто встречался в Центральной Руси. Его характерной особенностью выступало наличие сетки, ниспадающей на лоб.
  • «Двурогий» - достаточно широкое украшение с очельем в форме полумесяца.
  • «Цилиндрическая шапка» - всегда украшался платком, был распространён в основном в Северных губерниях.
  • «Шеломок» - аксессуар жительниц Харьковской, Орловской и Курской губернии.

 

Рисунок 2. Типы кокошников

1. Каргопольский. 2. Однорогий костромско-ярославский. 3. Владимирско-ярославский. 4. Псковский с шишками. 5. Новгородская «кика». 6. Моршень. 7. Московская «кичка». 8. Моршень. 9. Шеломок. (рис. Н.Е. Федорченко)

 

На Руси богато оформленный кокошник молодые женщины могли носить в повседневности до того времени, пока у них не рождался первый ребёнок. После появления первенца данное украшение вставало в ряд с другими праздничными уборами и надевалось только по особенным случаям. Замужние женщины скрывали волосы таким способом, отдавая дань суевериям и выражая своё подчинение мужу. Почвой для традиции ношения изделий, покрывающих волосы, стало представление о том, что в волосах заключена магическая сила, способная навредить каким-либо образом: ухудшить здоровье, вызвать неурожаи и т.д. В старину люди на Руси верили, что замужняя женщина не должна ходить с непокрытой головой. Распущенные волосы считались показателем связи с потусторонними злыми силами.

В качестве дополнения к кокошнику нередко надевали платки из шерсти и шёлка, украшенные орнаментальной вышивкой, драгоценными нитями, вуалью, фатой, полупрозрачными тканями. Ленты, закрепляющие изделие на затылке, часто содержали орнамент с защитной символикой, оберегающей от сглазов и иного зла. Кокошник – не просто головной убор, а целая книга, энциклопедия древнего мифологического мира. По нему можно понять, во что верили и чего опасались наши предки.

Кокошник являлся символом Российской империи, поэтому его носили как простолюдинки, так и знатные особы. Большой популярностью данный головной убор пользовался при дворе. Именно здесь в моде были самые роскошно оформленные и дорогие изделия. Эпоха кокошников при дворце была временно прервана Петром Великим. Во время своего правления Пётр I запретил ношение кокошников в придворных платьях. Это было мерой борьбы с пережитками прошлого в период «еворпеизации» русской моды. Так традиционное русское украшение надолго покинуло родные земли. Вернул в моду ношение кокошников Николай I, который в 1834 году издал указ, о новом придворном платье для фрейлин. Во второй половине 19 века кокошник снова стал пользоваться популярностью, знаковым событием этого времени стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники». (рис.3). Кокошник оставался в гардеробе женщин Российского государства вплоть до Февральской революции 1917 года.

 

Рисунок 3. Разнообразие головных уборов на балу 1903 года

 

Со сменой власти менялась и мода, и со временем кокошники стали «забытой короной русских красавиц». Тем временем в Западной Европе русское украшение оценили по достоинству. В начале 20 века широкое распространение получило модное течение «а-ля русс», перенимающее традиции жителей Российского государства. Причиной такому интересу к чужой культуре стала волна иммиграции русских сразу же после революции 1917 года. Многим европейским аристократкам полюбился кокошник, в 20-е годы часто встречались свадебные костюмы с этим элементом одежды. Интересно то, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник-тиару (рис.4).

 

Рисунок 4. Английская королева Мария в подвенечном одеянии.

 

Кокошник – один из немногих элементов русского традиционного костюма, который сумел не исчезнуть из обихода и остаться популярным. В наши дни украшение утратило свой сакральный смысл и выступает чаще в качестве сувенира или символа былой Руси. Также данный головной убор иногда появляется на модных показах, дизайнеры особенно любят использовать в своих коллекциях русский элемент одежды. Таким образом, немецкий Карл Лагерфельд в 2009 году показал миру собственное видение популярного изделия. На показе Chanel Paris-Moscou выступала модель в необычном ободке, внешнее сходство которого с кокошником неоспоримо (рис.5).

 

Рисунок 5. Модель с показа Chanel Paris-Moscou

 

Также кокошники активно используются в культурной сфере жизни населения России. Русские народные ансамбли, в частности хоры, часто выступают в традиционном одеянии с известным головным убором (рис. 6).

 

Рисунок 6. «Русский народный ансамбль»

 

Особенной популярностью кокошник пользуется в карнавальных нарядах. Народные гулянья, такие как, например, масленица часто сопровождаются тематическими одеждами. Про сказочных персонажей также не стоит забывать. Всем известная Снегурочка – самый яркий пример девушки, в гардеробе которой есть русский головной убор.

Если говорить о современной повседневной моде, то здесь тоже древнее украшение прижилось. Внешний вид его сильно упростился, по большей части это – прототип кокошника, выступающий в форме ободка. В наши дни существует множество вариаций данного изделия. По сравнению со старинными товарами, они сильно упрощены, но не менее симпатичны. Многие бренды предлагают данный тип аксессуара по доступным ценам. Существуют варианты для торжественных случаев: они расшиты бисером и стразами (рис. 7). Такие «кокошники» подходят для вечерних нарядов. И варианты с более минималистичным дизайном – для повседневной носки (рис. 8).

 

   

Рисунок 7. Примеры современных ободков – кокошников

 

Кокошник – незаменимый атрибут русской народно красавицы. Он являлся не только элементом одежды, но и оберегом от злых сил, показателем статуса, мог рассказать много информации о своей хозяйке. Данный головной убор настолько ценен, что остаётся популярным и в наши дни, за что его можно называть произведением искусства.

 

Список литературы:

  1. «Архаический головной убор (археология, этнография, народное искусство)» Н. В. Жилина [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/arhaicheskiy-golovnoy-ubor-arheologiya-etnografiya-narodnoe-iskusstvo
  2. «Восточнославянская этнография. Москва: Главная редакция восточной литературы» Зеленин Д. К. 1991. с. 86.
  3. «Древнерусский костюм. Древняя Русь. Быт и культура.» (М. А. Сабурова) Москва, издательство «Наука», 1997 год, с. 93.
  4. «Народный костюм». Калашникова Н. М. 2002. Москва: СВАРОГ И К. с. 57.
  5. Статья из журнала Культурология «История кокошника: От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев» [Электронный ресурс] https://kulturologia.ru/blogs/281117/36819/
  6. «Традиционный русский костюм: использование в придворной культуре XVIII–XIX вв. как символа национальной принадлежности» О.К. Лось, Е.Н. Курочкина [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-russkiy-kostyum-ispolzovanie-v-pridvornoy-kulture-xviii-xix-vv-kak-simvola-natsionalnoy-prinadlezhnosti
  7. «Что такое кокошник? Путь от Руси до современности» [Электронный ресурс] https://udmddn.ru/articles/kokoshnik/

Оставить комментарий