Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(224)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Светличная Т.С. ВОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В ПАРКОВОЙ СРЕДЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 12(224). URL: https://sibac.info/journal/student/224/283556 (дата обращения: 05.11.2024).

ВОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В ПАРКОВОЙ СРЕДЕ

Светличная Татьяна Сергеевна

студент, кафедра дизайна архитектурной среды, Воронежский государственный технический университет,

РФ, г. Воронеж

Габрава Валерия Аркадьевна

научный руководитель,

доц., Воронежский государственный технический университет,

РФ, г. Воронеж

АННОТАЦИЯ

В архитектуре ландшафтной среды вода всегда была предметом толкования, и благодаря искусству и современным практикам мы еще больше расширим список водных конструкций, раскроем их важную роль в создании каждой парковой зоны. Водные объекты являются не просто объектами любви и любования, поверхность воды создает интервал, делая интереснейший фронт для восприятия паркового пейзажа.

 

Ключевые слова: водоемы; водные сооружения; массивы у водоемов.

 

Вода — это один из значительных компонентов природного ландшафта, который находятся на очень важном месте в создании парковой атмосферы. Водные приборы влияют на климат территории, снижают температуру и уменьшают влажность воздуха, особенно ценные в засушливой местности, используют их для отдыха, а также для спорта. И, разумеется, важно эстетическое значение воды. Ее физические качества - текучесть, способность создавать абсолютно ровную и гладкую поверхность, журчание, отражение предметов, изменение цвета и формы - это огромная возможность создать самые разнообразные водные устройства.

Водный ресурс освоенной территории, чаще всего, определяет и формирует ее структуру планирования. Реки, ручьи, системы прудов и пруды продолговатой формы, каналы являются композиционными осями парка и его территорий, водоемы большей компактности (пруды и озера) — композиционные центры и узлы. Сооружения с меньшим масштабом — бассейн, фонтан, водопад, источник — становятся центром внутренней композиции парков, или их акцентом, исходя из своего значения.

Соотношение водоема и парка неконкретно — одна группа относится к водоемам, которые расположены в парке (эту группу мы рассмотрели выше), другая группа — к водоемам, расположенным на берегу больших водных участков моря, реки, озера, водохранилища. В данном случае объемное пространственное решение их подчиняется акватории и построено с учетом ориентации на нее.

Местные условия сами могут навести на мысль о том, какими будут устройства тех или других водных конструкций. Даже простые водоемы требуют подготовительного гидрологического исследования территории парка и, порой, земель, расположенных рядом с ним. Размеры будущего водного устройства определяются при выявлении источников водоснабжения, площади его водоснабжения, определении грунта и так далее.

Водные объекты, учитывая режим, питающий их поверхностный сток, имеют проточный, бессточный и замедленный сток. К проточным водам относятся реки, ручьи, водохранилища на больших, средних реках, и пруды на малых; для бессточных – пруды, которые строятся в балках, оврагах или иных естественных понижениях местности, либо пруды, выкопанные на ровном месте. Можно выделить четыре наиболее известных вида водоснабжения, зависящих от климата: дождь, снег, ледник, подземный. В природе единородного питания рек практически нет: оно зачастую смешанное, с доминированием того или иного типа. Для обеспечения водоемами городских парков, безусловно, необходим максимальный контроль и сохранность всех их водных ресурсов, которые они имеют.

Форма берегового края должна быть согласована с размером водного объекта. Упрощенный, сделанный небольшим рисунок больших водоемов (по площади) приводит к потере масштаба. В любом случае целесообразным является то, что контур воды не может быть охвачен одним взором. Это создает иллюзию водного зеркала, уходящего вдаль, за пределы видимого пространства. Чувство эскизного восприятия ландшафта — важная изюминка ландшафтного искусства.

 

Рисунок 1. Возможности обзора окружающего пространства: а — с мыса, б — с залива

 

Рисунок 2. Прием включения островов с насаждениями в композицию пейзажей

 

Отличительная черта прудов и озер — статическая недвижимость водной поверхности. В зеркале вод отражается перемена эффектов солнечного освещения, сезонные изменения окраски окружающих деревьев, трав, неба. Отсутствие движения воды приумножает временную динамику природы.

Для создания пейзажа у воды важно учесть, каким будет его отражение в зеркальной глади водоема. Явление отражения связано с зависимостью от закономерности восприятия, по которой углы падения лучей зрения к поверхности воды равны углам излучения. Графическое толкование данного закона дает возможность получения информации о возможностях и характерах отражения объектов парка и предусматривать композиции, предназначенные для эффекта отражения в воде. Резонное решение этого вопроса зависит от расположения водоема, пространственного соотношения уровня воды и отражающегося объекта.

Эффект отражения связан с закономерностью восприятия размера водоема. Поэтому поляны зрительно увеличивают площадь водоема, небо отражается в воде, он получает много света, кажется более широким. И наоборот, высотные откосы, обрывы и массивы, близко подходящие к берегу, отражающиеся в воде, затеняют ее, весьма часто создают так называемый эффект «темной воды» или «темного зеркала», визуально уменьшают пространство.

Реки и ручьи имеют отличительную особенность от прудов и озер текучестью воды. Это свойство при рациональном использовании может стать таким же преимуществом, как и статичность водного зеркала в прудах. Скорость течения и его направление зависят от рельефа.

При выборе насаждений у водоемов нужно для начала принимать во внимание экологические требования растений и соответствие условий произрастания этим требованиям.

Так, на территориях, затопляемых во время половодья, высаживают виды, которые смогут хорошо перенести долговременное затопление.

Массивы у водоема противодействуют сильному испарению и интенсивному заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом увеличивают срок службы водоема.

Таблица 1.

Древесные породы, выносящие затопление (по А. Колесникову):

Группа выносливости

Название растений

Допустимая продолжительность затопления в днях

I

Шелюга красная и желтая, ива трехтычинковая

80 и более

II

Ива белая, ольха черная

60 и более

III

Тополь черный (осокорь) и белый, черемуха обыкновенная

40

IV

Осина, вяз

30

V

Дуб черешчатый и болотный

20

VI

Клен остролистный, липа мелколистная, ясень обыкновенный, ель обыкновенная

15

 

Ключевую роль играет вопрос расположения зеленых насаждений в пейзажах у водоемов, при этом можно выделить три ведущих приема: 1) создание сплошных береговых массивов, 2) создание кулис, 3) создание полян.

Первый прием. Массивы насаждений, расположенные по периметру водной глади, ограничивают и замыкают ландшафт, закрывая особенности рельефа и помогают увеличить высоту берега. Водоемы в таком примере воспринимаются глубже, чем они есть.

Второй прием. Разделение береговой полосы перегородками — наиболее сложный прием, организующий методичность и курс обзора, множественность построения, ложное представление, будто глубины пространства и размеры водного зеркала увеличились. Рассмотренный нами прием характерен для больших водоемов с живописным эффектом освещенного берега, глубокими падающими тенями от деревьев.

Третий прием. Открытые водоемы с плоским рельефом берегов отражают много света и неба, именно поэтому возникает ощущение широкого и светлого водного пространства. Ротация открытых и закрытых участков не должно образовывать пестроты и неудобства, оно должно соответствовать масштабу водоема и парка в целом.

При организации маршрута у водоема есть необходимость уклоняться от прокладки дорог, вплотную обводящих берег. Не полагается устройство дорог, идущих вдоль берега на одном и том же расстоянии от воды. Местами они должны отходить от водоема, идти по открытому пространству полян, среди групп и в массиве, чтобы потом опять выйти к воде.

 

Рисунок 3. Расположение острова в зависимости от формы водоема и направления дорог (парк Софиевка)

 

Рисунок 4. Раскрытие вида на водоем с подводящей к нему дороги (Сокиринский парк)

 

Рисунок 5. Решение пейзажа у водоема с учетом включения первого плана из берез, сквозь стволы которых раскрывается вид (Сокиринский парк)

 

Рисунок 6. Решение пейзажа у водной поверхности в зависимости от формы береговой линии противоположного берега (Весело-Боковеньковский парк)

 

Рисунок 7. Примеры размещения насаждений вдоль береговых прогулочных маршрутов:

1 — массив на участке выхода к мосту, 2 — насаждения на вогнутой линии берега, 3 — насаждения на выступающем в воду берегу, 4 — чередование массива и лужайки с 2 сторон дорожки, 5 — расположение группы на оконечности мыса, 6 — аллея проведена через массив насаждений и ориентирована в сторону водоема (Гатчинский парк), 7 — в сторону водоема от аллеи расположен открытый берег с группами и одиночными деревьями (парк Тростянец), 8 — аллея отделена от водоема массивом насаждений, с другой стороны открытое пространство (парк Троснянец), 9 — раскрытие вида в обрамлении насаждений, 10 — аллея проведена по узкой полосе острова, в обе стороны виден водоем (Гатчинский парк)

 

Для создания пейзажной картины считаются наиболее значимыми участки прибрежной полосы и дальние участки парка, принимающие в обзор водоем. Через видовые площадки, с которых просматриваются эти пейзажи, стоит проложить маршрут. Если у водоема вытянутая форма, то самыми выигрышными и привлекательными будут виды, открывающиеся по длинной оси.

Архитектурные конструкции водоемов, прежде всего, подчинены требованиям гидротехники. Это и плотины, и мосты, и водопады. Они получают разнообразную архитектуру, которая в сочетании с другими объектами (беседками и галереями) завершает создание пейзажного ансамбля в парках, где доминирующей остается тема воды.

 

Список литературы:

  1. Архитектурная композиция садов и парков. М.: Стройиздат, 1980.
  2. Боговая И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. М.: Aгpопромиздат, 1988.
  3. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб.: Буланин, 1997.
  4. Вергунов А. П, Горохов В. А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988.
  5. Вергунов А. П, Денисов М. Ф., Ожегов С. С. Ландшафтное проектирование. М.: Высшая школа, 1991.
  6. Лихачев Д С. Поэзия садов. 3e изд. М.: Соrласие, 1998.
  7. Мак-Кой П, Ивелей Т. Практическая энциклопедия «Ландшафтный дизаин». Планирование, проектирование и дизайн приусадебноrо участка. М.: Росмэн, 2001.
  8. Николаев В. А. Эстетическое восприятие ландшафта / / Вестн. Моск. yн-та. Сер. 5. Гeoгp. 1999. № 6.
  9. Николаев В. А. Гармонические каноны природы / / Вестн. Моск. ун-тa. Сер. 5. Гeoгp. 2002. № 2.
  10. Николаев В. А. Феномен пейзажа / / Вести. Моск. ун-тa. Сер. 5. Гeoгp. 2002. № 6.
  11. Саймондс Дж. Ландшафт и архитектура. М.: Стройиздат, 1965.
  12. Сычева А. В., Титова Н. Т. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей гoродской среды. Минск: Вышэйшая школа, 1984.
  13. Филин В. А. Видеоэкология. М.: Тасс-Реклама, 1997.
  14. Фролова М. Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов// Вестн. Моск. ун-тa. Сер. 5. Гeorp. 1994. № 2.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.