Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(223)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Щербаков А.Ю. ЗАЩИТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 11(223). URL: https://sibac.info/journal/student/223/282988 (дата обращения: 24.04.2024).

ЗАЩИТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Щербаков Александр Юрьевич

студент, кафедра юриспруденции, Тольяттинский государственный университет,

РФ г. Тольятти

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются теоретические вопросы нематериальных благ и способов их защиты в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Изучены подходы различных ученых-исследователей в области понятия нематериального блага, способов защиты гражданских прав.

 

Ключевые слова: защита гражданского права, нематериальное благо, способ защиты, субъект предпринимательской деятельности, деловая репутация.

 

Защита гражданских прав и законных интересов участников предпринимательских правоотношений – важнейший вопрос современной России, многие аспекты которого требуют более тщательного исследования и осмысления.

Актуальность исследуемого вопроса обусловлена следующими причинами:

1) нет четкой теоретической проработки;

2) недостаточная терминологическая разработка, нет единого подхода к определению понятий «право на защиту» и «защита права»;

3) с точки зрения регулирования предпринимательских правоотношений нет четкого определения соотношения публичных и частных интересов.

Анализ литературных и нормативных источников позволяет сделать вывод о том, что правовая защита участников предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве Российской Федерации постоянно нуждается в совершенствовании. Только правильный выбор средств правовой защиты может эффективно защитить права субъектов предпринимательской деятельности.

В то же время непоследовательность правовых норм, противоречивость правовых норм, регулирующих правоотношения в этой сфере, которая часто является причиной ошибок на стадии защиты, рассматривается как большая проблема. Развитие предпринимательских отношений, отсутствие решений многих проблем в современной российской законодательной системе является причиной более глубокого изучения всех аспектов процесса защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Участие юридического лица в гражданском обороте может характеризоваться иными участниками как положительно, так и отрицательно. Указанная характеристика представляет собой деловую репутацию юридического лица.

Деловая репутация юридического лица является одним из условий его успешной деятельности и как любое нематериальное благо подлежит защите. В настоящее время в арбитражных судах Российской Федерации рассматривается значительное количество дел, связанных с защитой деловой репутации юридического лица [1, с. 65].

Указанный факт также свидетельствует о том, что понятие о защите неимущественных прав юридических лиц, в том числе на защиту деловой репутации, прежде всего, связано с восприятием юридического лица в качестве самостоятельного субъекта права, характеризующимся особым порядком создания и функционирования.

Для того, чтобы ответить на вопрос, может ли юридическое лицо обладать деловой репутацией, необходимо знать, что представляет собой «деловая репутация». В российском законодательстве не определено понятие «деловая репутация», однако оно упоминается, в том числе при регулировании отношений, возникающих из договора коммерческой концессии.

«Ю.З. Сахапов считает, что деловая репутация имеет информационную природу, которая выражается в том, что она представляет собой сведения о деловом потенциале субъекта предпринимательской деятельности, которые могут получить третьи лица. Он определяет деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности как основанную на публичной оценке информацию (совокупность сведений и данных) о деловом потенциале субъекта предпринимательской деятельности» [2, с.13].

«Е.М. Дьяченко считает, что термин «деловая репутация» не может применяться к участникам делового (предпринимательского) оборота, к ним необходимо применять термин «коммерческая репутация», под которым следует понимать деловую репутацию коммерческого юридического лица, представляющую собой общественную оценку его деловых качеств, имеющих значение в сфере предпринимательской деятельности для её успешного осуществления» [3, с.73].

«А.А. Тимерханов, напротив, утверждает, что деловой репутацией могут обладать только юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, для которых деловая репутация носит имущественный характер, может быть оценена в денежном выражении, является конкурентным преимуществом и используется в целях извлечения прибыли» [4, с.12].

Анализируя указанные позиции, можно прийти к выводу о том, что принадлежность такого нематериального блага как деловая репутация юридическим лицам решается в зависимости от определения самого понятия «деловая репутация» как материального или нематериального блага. Большинство авторов отстаивают позицию о том, что деловая репутация – это объект гражданских прав, входящий в группу нематериальных благ.

Российское гражданское законодательство предъявляет следующие требования к нематериальным объектам гражданских прав: нетелесность, непередаваемость и неотчуждаемость, тесная связь с личностью, необоротоспособность, неспособность к оценке и др. Не все указанные требования могут быть применены к деловой репутации.

Из анализа ст. 150 ГК РФ можно сделать вывод о том, что «личные неимущественные права» и «нематериальные блага» – это различные категории [5].

«Е.В. Пассек отмечал, что наряду с материальными благами субъект может обладать нематериальными благами, такие права должны быть названы неимущественными». С позиции теории права необходимо исследовать вопрос о соотношении субъективного права и объекта права [6, с. 53].

 «Считаем целесообразным привести позицию И.В. Петрова, который выделяет три группы нематериальных благ, принадлежащих юридическим лицам:

а) блага, направленные на формирование индивидуализации юридического лица (фирменное наименование, товарный знак, деловая репутация);

б) блага, обеспечивающие автономию субъекта (коммерческая, служебная тайна, тайна переписки и телефонных переговоров);

в) блага, возникающие в результате интеллектуальной деятельности (изобретения, патенты, промышленные образцы и др.)» [7, с. 36].

Блага, направленную на индивидуализацию юридического лица необходимы для его обособления среди других субъектов гражданских правоотношений. Фирменное наименование, товарный знак, место происхождения товаров непосредственно влияют на формирование деловой репутации и имиджа юридического лица, в частности коммерческой организации.

Блага, обеспечивающие автономию юридического лица, представляют, прежде всего, информацию, необходимую для увеличения доходов, уменьшения неоправданных расходов, сохранения особого положения на рынке товаров, работ, услуг и т.д. Указанные блага для коммерческого юридического лица также, как и деловая репутация имеют стоимостное значение.

Блага, возникающие в результате интеллектуальной деятельности юридического лица, непосредственно необходимы для дальнейшей деятельности коммерческого юридического лица с целью увеличения прибыли за счёт внедрения инноваций, оптимизации производства и т.д. Из анализа вышеприведённых нематериальных благ юридических лиц можно сделать вывод о том, что все они применительно к коммерческим юридическим лицам имеют имущественное содержание [8, с. 24].

Таким образом, объектами личных неимущественных прав коммерческих юридических лиц являются нематериальные блага, имеющие имущественное содержание.

Прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению понятия, сущности и способов защиты гражданских прав в целом, а также неимущественных прав, следует отметить, что данный вопрос имеет, бесспорно, важное теоретическое и практическое значение.

В юридической литературе нет единого мнения о том, что представляет собой охрана нематериальных благ.

«Как правильно указала О.Н. Ермолова, защита гражданских прав является одной из важнейших категорий в теории гражданского и гражданско-процессуального права, и ее необходимо уточнить для дальнейшего анализа гражданско-правовых санкций, механизмов их реализации, а также тех, которые связаны с нарушениями» [9, с. 72].

Стоит отметить, что в доктрине гражданского права издавна господствовало мнение о том, что неимущественные интересы не охраняются гражданско-правовыми средствами. Аргументация этой позиции базируется на двух факторах: во-первых, невозможно провести денежную оценку нематериальных благ; во-вторых, невозможно восстановить большинство неимущественных прав физических лиц в случае их нарушения.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что нематериальные блага крайне трудно восстановить в случае их нарушения, а в некоторых случаях просто невозможно.

«Поэтому О. С. Иоффе писал: например, невозможно воссоздать нарушенную конфиденциальность сообщений, потому что то, что приобрело пропагандистский характер, не может быть снова засекречено. Поэтому защита нематериальных благ осуществляется другими отраслями права-административным и уголовным правом» [10, с. 56].

В настоящее время вопрос охраны нематериальных благ регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом современного развития социальной системы. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации «неотъемлемые права и свободы человека и иные нематериальные интересы охраняются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено природой этих нематериальных интересов» [5].

Нематериальные интересы защищаются в случаях в порядке, в котором они определены в соответствии с Гражданским кодексом и иными законами Российской Федерации, а также в этих случаях и в контексте применения Способа защиты гражданских прав, обусловленных характером нарушенных нематериальных интересов или неимущественных прав физического лица и характером последствий таких нарушений.

По смыслу настоящего положения гражданская защита может осуществляться в двух случаях. Прежде всего, когда характер нарушаемых интересов и характер последствий таких нарушений позволяют использовать общий метод гражданской защиты. Во-вторых, когда в ГК или иных законах Российской Федерации предусмотрены специальные способы защиты нематериальных благ [11, с. 14].

В юридической литературе нет единого мнения о понятии защиты неимущественных прав (интересов). В результате одни ученые отождествили эти понятия, а другие, наоборот, считают их признание неприемлемым.

«Так, например, Г. Н. Стоякин для определения понятий «защита» и «защита прав» предлагает понимать их как систему правового регулирования общественных отношений по предупреждению преступности и, в случае ее совершения, по определению ответственности за совершение преступлений» [12, с. 32].

В.О. Тархов отметил, что защита каждого права всегда существует для обеспечения его реализации и предотвращения нарушений. Защита обеспечивается, прежде всего, государством, которое обеспечивает субъективные права и их защиту, а правообладатели могут принимать различные меры для защиты своих интересов. То есть доступ к защите необходим только тогда, когда права нарушаются, оспариваются.

«Т.Я. Илларионов под гражданскими средствами правовой защиты предусматривает понимать как функции гражданско-правовой правоохранительной системы. которая направлена на борьбу с конкретными преступлениями, на восстановление (компенсацию) нарушений или предоставление льгот, на обеспечение условий для удовлетворения их особых потребностей в иных формах» [13, с. 46].

«О.Б. Арзуманян придерживается традиционной концепции, согласно которой право на защиту является частью права на нематериальные интересы» [14, с. 9].

Таким образом, автор считает, что право на защиту-это возможность субъекта права применять к правонарушителю принудительные меры, которые могут быть осуществлены либо субъектом нарушения права, либо государственными органами.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, выступает точка зрения А.П. Сергеева, согласное которой субъективное право (гражданина или юридического лица) на защиту следует рассматривать в качестве самостоятельного субъективного права. Это право, как реальная правовая возможность, возникает только в том случае, если правообладатель нормативного гражданского кодекса нарушает или оспаривает последний и реализуется в рамках вытекающего из него охранительного гражданского правоотношения.

Защита гражданских прав осуществляется путем применения предусмотренных гражданским законодательством способов защиты, под которыми следует понимать предусмотренные законом материально-правовые меры обязательного характера, посредством которых восстанавливаются нарушенные или оспариваемые права и затрагиваются нарушители.

«Защита гражданских прав осуществляется через:

– признание прав;

– восстановление ранее существовавших ситуаций нарушения прав и пресечение действий, которые нарушают или угрожают вызвать нарушения прав;

– признать оспариваемую сделку недействительной и применить последствия ее недействительности, применить последствия недействительности недействительной сделки;

– защита прав;

– компенсация убытков;

– взыскание штрафов;

– прекращение или изменение правоотношений;

– иными способами, предусмотренными законом» [5].

Стоит отметить, что все способы защиты, перечисленные в статье 12 ГК РФ, являются общими и применяются не только к защите личных неимущественных прав, но и к имущественным правам. Можно также сделать вывод, что законодатель в отдельности не указал способы защиты неимущественных прав.

Таким образом, действующее гражданское законодательство Российской Федерации не содержит понятия такой категории, как «нематериальные блага». Вместе с тем не отмечается внедрение данного понятия и в многочисленных концепциях, которыми предусмотрены направления развития гражданского законодательства. Однако, как можно отметить, в результате проведенного анализа, что существует бесчисленное множество подходов к определению данного понятия в юридической литературе.

Из всех способов защиты, предусмотренных гражданским законодательством, наиболее эффективным методом является возмещение неденежного ущерба, так как этот метод применяется к защите большинства нематериальных благ.

 

Список литературы:

  1. Нохрина, М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными / М. Л. Нохрина. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2016. – 372 c.
  2. Сахапов, Ю.З. Деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности в системе объектов граждански прав и особенности ее гражданско-правовой защиты: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ю.З. Сахапов. – Казань, 2017. – 28 с.
  3. Дьяченко, Е.М. Деловая репутация юридических лиц: дис. … канд. юрид. наук / Е.М. Дьяченко. – Краснодар, 2015. – 218 с.
  4. Тимерханов, А.А. Деловая репутация юридического лица: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.А. Тимерханов. – М., 2019. – 22 с.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Москва, 2022.
  6. Пассек, Е.В. Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве / Е.В. Пассек. – М.: «Статут», 2016.  – 251 с.
  7. Петров, И. В. Новеллы законодательства о нематериальных благах и их защите / И. В. Петров // Власть Закона. – 2017. – № 4 (16). – С. 32–37.
  8. Цибенко, А.Ю. Деловая репутация юридического лица и способы ее защиты / А.Ю. Цибенко // Налоги. – 2019. – № 24. – С. 22 – 31.
  9. Ермолова, О.Н. Нематериальные блага и их защита: дисс. / О.Н. Ермолова. – Саратов, 2018. – 269 с.
  10. Иоффе, О.С. Гражданско-правовая охрана интересов личности в СССР / О.С. Иоффе // Советское государство и право. – 1956. – №2. – С. 65-66.
  11. Кушнир, В. С. Деловая репутация юридического лица как объект гражданского права / В. С. Кушнир // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. – 2017. – № 9. – С. 13–17.
  12. Стоякин, Г.Н. Понятие «защита гражданских прав» / Г.Н. Стоякин // Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. – Свердловск, 2018. – С. 30-35.
  13. Илларионова, Т.И. Система гражданско-правовых охранительных мер / Т.И. Илларионова. – Томск, 2018. – 148 с.
  14. Арзуманян, А.Б. Нематериальные блага как объекты гражданских прав: автореф. дисс. / А.Б. Арзуманян. – Краснодар, 2018. – 27 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.