Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(221)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Ячменёв О.Ю. ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ШЕСТОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА В УЧЕНИИ ХРИСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 9(221). URL: https://sibac.info/journal/student/221/281964 (дата обращения: 29.03.2024).

ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ШЕСТОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА В УЧЕНИИ ХРИСТА

Ячменёв Олег Юрьевич

студент, Историко-филологический факультет, Забайкальский государственный университет,

РФ, г. Чита

Кокарева Юлия Владимировна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Забайкальский государственный университет,

РФ, г. Чита

THE ETHICAL COMPONENT IN THE SIXTH BEATITUDE IN THE TEACHING OF CHRIST

 

Oleg Yachmenev

student, Faculty of History and Philology, Trans-Baikal State University

Russia, Chita

Julia Kokareva

scientific supervisor, candidate of Philosophical Sciences, associate professor, Trans-Baikal State University

Russia, Chita

 

АННОТАЦИЯ

В современном мире нравственные ценности, к сожалению, стоят далеко не на первом месте в иерархии ценностей. Однако без духовно-нравственных ориентиров человек не может называться личностью, не способен к жизни в обществе. Как бы не трансформировалась окружающая реальность, мы до сих пор называем нашу цивилизацию христианской и это обязывает нас знать её духовные истоки. Если о десяти заповедях Ветхого Завета многие имеют достаточно полное представление, то о Новозаветных заповедях блаженства вспомнят немногие, в то время как они являются тем фундаментом, на котором должна строиться жизнь не ветхого, а нового человека.

ABSTRACT

In the modern world, moral values, unfortunately, are far from being in the first place in the hierarchy of values. However, without spiritual and moral guidelines, a person cannot be called a person, is not capable of living in society. No matter how the surrounding reality is transformed, we still call our civilization Christian and this obliges us to know its spiritual origins. If many people have a fairly complete understanding of the ten commandments of the Old Testament, then few will remember the New Testament beatitudes, while they are the foundation on which the life of a new person, not the old one, should be built.

 

Ключевые слова: заповеди блаженства, Ветхий завет, Новый завет, этика, Бог.

Keywords: beatitudes, Old Testament, New Testament, ethics, God.

 

Заповеди блаженства – это неотъемлемая часть новозаветного учения. Они составляют нормы и нравственные принципы жизни для каждого христианина. В отличие от Ветхозаветных заповедей, предполагающие немедленного и обязательного соблюдения, Новозаветные заповеди лишь дают направления, без принуждения. Об этой особенности пишет архиепископ Аверкий Таушев: «Там говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие запрещения в категорической форме. Здесь говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство» [1, с. 122].

Всего в Новозаветном учении девять заповедей, каждая из которых характеризует то или иное состояние человека. Эти заповеди были переданы народу во время Нагорной проповеди Христа.

Заповеди блаженства показывают, какое духовное расположение необходимо иметь, чтобы быть ближе к Богу и достичь наивысшую степень счастья, которое именуется «блаженством». Каждая из заповедей имеет безусловную трактовку, но в этом докладе остановимся на Шестой: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф, гл.5, ст. 1–12) [3. с. 949]. Первый вопрос, что такое «чистота сердца». Глубокое понятие об этом даёт святитель Филарет Дроздов. «Чистота сердца, – отмечает он, – это не чистосердечье, потому как чистосердечие это искренность». По его мнению, человек чистосердечный «человек не демонстрирующий своё доброе расположение, которого в действительности нет в его сердце, а имеющиеся добрые расположения со скромностью воплощает в делах – есть только начальная степень чистоты сердца» [4, с. 54]. Следовательно, искренность является элементом расположения к тому или иному объекту, но в качестве лишь начального этапа зарождения «чистоты сердца». Он говорит, что под чистотой сердца разумеется постоянная борьба с незаконными желаниями и помышлениями и пристрастиями земными [5, с. 54]. В продолжение нужно отметить, что в христианском учении, особенно в православии и католицизме, нет какой-то автономной этики. Этика для них в основном имеет исключительно религиозный характер, что отражается в области спасения души.

Одно из отличий заповедей блаженства заключается в том, что за каждое его исполнение, человек получает что-то взамен, ему обещана определённая награда. По исполнении этой заповеди, верующий награждается «узрением Бога». Митрополит Филарет пишет: «Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного». Сердце, по его трактовке, подобно «божественному» оку. Если это око чистое, полно любви и непорочности, значит оно является источником «божественной благодати». В данном случае речь идёт не о прямом контакте с Абсолютом, а о том состоянии, которое приобретается посредством отрешения от всякого скверного и непотребного.

Иоанн Златоуст, в своей «беседе на Евангелие от Матфея» отмечает, что чистые сердцем те люди, которые приобрели всецелую добродетель и проводят жизнь в целомудрии. По нему, Шестая заповедь является дополнением к предыдущей, Пятой заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». По его мнению, есть люди, которые «милостивы, не похищают чужого, не сребролюбивы, а между тем любодействуют и предаются похоти, то Христос, показывая, что недостаточно первого, присоединяет и эту заповедь [2]. Похожее толкование дает Феофилакт Болгарский. Он пишет: «Многие не грабят; а скорее милосерды, но они блудодействуют и таким образом в других отношениях оказываются нечистыми. Итак, Христос повелевает при других добродетелях хранить и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо помимо святости или чистоты никто не увидит Господа» [6, c. 36]. По мнению Иоанна Златоуста, каждая последующая заповедь есть дополнение предыдущей. Они сочетаются друг с другом, создавая общую картину нравственности и морали.

Чистые сердцем люди, говорят богословы, – это те, кто отрекся от собственной корысти и похоти во имя служения добру.

Помимо богословов, канонически раскрывающих содержание заповедей, свою интерпретацию предлагают современные светские исследователи. Например, кандидат педагогических наук Н. Н. Шатохина пишет: «Сердце источник жизни, познания Истины и красоты, из него исходит доброе и злое. Дух чистоты возникает в сердце постепенно, по мере духовного возрастания человека и действия благодати Божий» [7, с. 346]. Действительно, человек на протяжении всей своей жизни ведет внутреннюю борьбу. Всё это время он работает над тем, чтобы очистить своё сердце, открыть его свету, посредством совершения доброго и совершенствования в нём.

Большое внимание «сердцу», с духовной точки зрения, уделяет Г. С. Сковорода. Главной задачей философии Сковорода считает «сведение Бога в сердце». Он утверждал, что сердце человека, это искра Божья. В представлении философа «сердце» приобретает антропоморфные черты, и, в конечном итоге, оказывается портретом Богочеловека. «Чистому сердцу», по нему, свойственны «божественные черты». Он пишет: «Сие чистое сердце, верх всякой дрянивозлетевшее, есть Голубь чистый, умертвить сердце свое есть единственное и есть Дух Святой…» [5, с. 264]. Однако, как и предыдущие мыслители, он приходит к той же догме. Он считает, что чистому сердцу необходимо обладать чертами твёрдости, противодействию соблазна мира, борьбой с искушениями и богатствами. Сковорода противопоставляет «чистому сердцу» сердце лукавого, т. е. сатаны, которое содержит в себе все людские пороки [Там же, с. 58]. Сковорода очень ярко описывает смысл «чистоты сердца», от чего зависит «узрение Бога».

Таким образом, Шестая заповедь блаженства, является связующим элементом к познанию Бога и самого себя, через борьбу со своими духовными недугами. В этом и заключается этический принцип данной заповеди. «Чистое сердце», это не физиологический орган, а состояние. Особое состояние души человека.

 

Список литературы:

  1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Апостол: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2000. 782 с.
  2. Беседы на Матфея Евангелиста. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (Часть). М.: Издание на церковно-славянском языке, 1781. С. 107‒200.
  3. От Матфея. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный. М.: Азбука веры, 2011. 1183 с.
  4. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / [сост.: свт. Филарет (Дроздов); предисл., подг. текста примеч. и указ.: А. Г. Дунаев]. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. 168 с.
  5. Сковорода Г. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. 511 с.
  6. Феофилакт Болгарский. Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка. М.: Сибирская благозвоница, 2010. 229 с.
  7. Шатохина Н. Н. Заповеди блаженства, как условия духовно‒ нравственного становления личности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1. С. 344–347.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.