Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(22)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Степанов А.М. РОЛЬ АФАНАСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО В АНТИТРИНИТАРНЫХ СПОРАХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 2(22). URL: https://sibac.info/journal/student/22/95505 (дата обращения: 29.03.2024).

РОЛЬ АФАНАСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО В АНТИТРИНИТАРНЫХ СПОРАХ

Степанов Алексей Михайлович

студент магистратуры, кафедра теологии и религиоведения, СГУ им. Н.Г. Чернышевского

РФ, Саратов

В данной статье мы пытаемся увидеть учения о Троице святителя Афанасия Великого в контексте его полемики с Во-первых – учение святителя Афанасия Александрийского было одной из первых попыток противостоять арианству – самой первой из крупных ересей, христологического, и одновременно тринитарного характера. О масштабах распространения и силе ереси может говорить тот факт, что к 350 году, то есть уже после Никейского Собора, свт. Афанасий остался единственным православным епископом на Востоке. На борьбу с арианством ушли десятилетия, и завершились эти споры только в творениях великих каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского).

Говоря о борьбе Церкви с ересями вообще, и с арианством в частности, необходимо отметить, что Она отнюдь не сразу формулирует свои догматы, но изначально обладая полнотой вероучительных истин – формулирует их словесно лишь по мере необходимости. Об этом говорит и протодиакон Андрей Кураев: «…Духовный опыт жизни во Христе самоидентичен во все века. Но опыт становится словесным постепенно. По мере того, как какая-то часть церковной практики, церковной жизни попадает в фокус внимания, она приобретает какие-то канонические черты». [1]

Именно с появлением арианства возникла острая необходимость словесно выразить догмат о Св. Троице. Попытки сделать это мы видим еще у апологетов, но они не концентрировались на этом вопросе (вспомним Тертуллиана – Credo quia absurdum). Это и понятно – о Троице можно было рассуждать, объясняя догмат язычникам, но вопрос о защите веры по этому вопросу еще не стоял так остро. Ситуация кардинально изменилась с появлением арианства.

Таким образом, мы видим, что именно трудами святителя Афанасия открывается так называемый «золотой век» христианской письменности – век борьбы с ересями, век формирования догматического учения Церкви, облечения духовного опыта в «словесные ризы».

О трудностях, связанных с антиарианскими спорами, и недостатками тогдашнего догматического изложения говорит и отец Иоанн Мейендорф: «В период, непосредственно предшествовавший возникновению и распространению арианства, главные догматы христианства еще не были выражены в точных формулах, закрепленных церковным авторитетом. Еще не существовало общего символа веры, и богословы пользовались разными терминологиями»[2]. Творения свт. Афанасия - открывают период расцвета восточной богословской мысли. Впоследствии – вопрос о Троице окончательно будет решен каппадокийцами, и начнется этап уже христологических споров.

Для святителя Афанасия вопрос о божестве Сына – прежде всего вопрос спасения. «Содержание спасительного деяния Христа в первую очередь состоит в том, что снимается проклятие греха и смерти. Это происходит, когда Логос, Который есть единородный Сын Божий, принимает на Себя условия жизни человека, несет его грех и подчиняется смерти»[3]. Если же Распятый на Голгофе есть лишь человек, и тварь – то не побеждена смерть, тщетна и надежда на воскресение. «Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить самое сущность и основание христианской веры» [3].

Ересь арианства. Предпосылки, суть основных искажений

В 4 веке Церковь была признана и легализована государством (Миланский эдикт 313г.) и поэтому могла заняться своими внутренними делами, не опасаясь внешних гонений. Конечно, государство теперь могло вмешиваться в дела Церкви, что оно и регулярно делало, пытаясь умиротворить беспокойства в церкви, но часто принимало неправильную сторону, и именно в этот период появляется ряд церковных писателей – богословов: святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Этому расцвету способствует не только «легализация» церкви, но и внутренние проблемы. Возникновение новой, мощной ереси, представляющей опасность для всей христианской церкви. Под опасность был поставлен основной догмат христианства - о Святой Троице. Эти проблемы возникли из-за неразвитости богословской мысли, еще не было общего Символа веры, и разные богословы пользовались разной терминологией, и ереси стали своеобразным толчком к развитию и догматизированию православного учения. Конечно, сюда же были примешаны и личные интересы (Евсевий Никомедийский) и различия в стилях богословия Антиохийской и Александрийских школ[4].

Основоположником новой ереси стал александрийский пресвитер Арий, но сам ход его мысли был заложен еще до него. Он и многие его последователи были учениками Лукиана, которого считают основоположником Антиохийской школы богословия. Богословие Лукиана отличалось тем, что он в отличие от Оригена, применявшего аллегории, толковал текст Священного Писания буквально. Здесь, по мнению арх. Киприана, и было заложено столкновение двух разных школ богословия -Антиохийской и Александрийской. Лукиан является автором положений, которые легли в основу учения Ария и повлияли на его последующую мысль: «было время когда Сына не было» и «Сын был сотворен», доказывал же он эти положения текстом Писания: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.» (Притчи 8, 22-23) и «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари..»(Кол. 1,15).

А теперь необходимо подробнее остановиться на учении Ария и его последователей, ведь именно в литературной борьбе с ними святитель Афанасий сформулировал свое учение. Основными положение учения Ария гласит: Сын получил свое бытие от Отца и действует как исполнитель Его Божественной воли. В получении бытия Арий подразумевает рождение как творение, как отделение от Бога Его единосущной части: «из Того всяческая» (Рим. 11,36) «из чрева» (Пс. 109, 3) «изыдох от Отца и приидох» (Ин. 16,28). Из учения Ария можно выделить несколько отступлений от истинной христианской веры. Христос сотворен Богом и имеет начало своего бытия, «Бог не всегда был Отцом, но было, когда Бог существовал только один и не был Отцом, а потом уже сделался Отцом» [4], следовательно Сын не единосущен Богу, а подобосущен(такую уловку последователи Ария использовали на Вселенском соборе). Святого Духа Арий сделал «внуком» Бога Отца, поскольку Сын-творение Отца , а Дух-творение Сына, появляется «субординация» между лицами Святой Троицы. После Ария еретическое учение не развивалось, последователи Ария лишь смягчали формулировки[3].

Во время епископства Александра Александрийского знаменитый александрийский пресвитер Арий, строгий аскет, прекрасный проповедник, пользовавшийся огромной любовью прихожан, а также человек, своим авторитетом ничем не уступавший епископу Александру, произвел распрю на всем православном Востоке. Начало ереси обычно относят к 318-320г[4], именнов этот период начались споры Ария с Александром Александрийским. О еретических изречениях пресвитера Ария епископ Александр узнал не сразу, а только по доносу, составленному против Ария. Но и после этого он не сразу обратил свое внимание на те заблуждения, которые были присущи Арию. Однажды на одном из богословских собраний, когда епископ Александр, философствуя о Святой Троице, в присутствии всего александрийского духовенства выразился, что «Святая Троица есть в Троице Единица и Единица в Троице», Арий обрушил на своего епископа обвинение в савеллианстве, и при всех высказал учение о тварности Сына Божия. Епископ Александр тут же запретил ему распространять свое учение. Но для пользовавшегося большой известностью и самостоятельностью пресвитера запрет местного епископа не мог иметь достаточного авторитета[5].

Далее противоборствующие стороны старались набрать как можно больше союзников. Александр распространял окружные послания, а Арий, при поддержке Евсевия Никомидийского «Прекрасно мудрствуя, желай, чтобы все так мудрствовали, потому что всякому ясно, что сотворено не было, пока оно не приведено в бытие; приведенное же в бытие имеет начало»[1], распространял и защищал свое учение о тварности Сына Божия. В конце концов в на првославном Востоке отношения между арианами обострились до крайности.

К 324 году прошло уже несколько соборов, и положение складывалось крайне неопределенное. Противоборствующие стороны анафематствовали друг друга. Единственный выходом было собрать Вселенский собор, что и было осуществлено императором Константином. Собор епископов почти единогласно отверг лжеучение Ария, суть которого, по мнению профессора А. Спасского «просто до чрезвычайности, ясно до прозрачности, и в то же время сухо и скудно содержанием, как логическая формула»

Никейский собор добился включения в Символ Веры термина «единосущие», у которого была недобрая слава после Антиохийского собора. Под постановлением собора подписались почти все ариане, те которые не подписались были низложены и сосланы, однако подписавшиеся не принесли искреннего раскаяния, и продолжали вести борьбу, оставаясь в лоне церкви и продолжая нести семя еретичества[3].

Ко времени начала арианских споров Афанасий уже был диаконом при епископе Александре, и после его смерти занял кафедру, но у же к этому моменту святитель заработал множество врагов правостью своей веры. Сразу же последовало множество обвинений: в дополнительном налоге египтян на лен, поставка золота мятежникам, в бесчинствах пресвитера Макария и убийстве епископа Ипсельского Арсения, колдовстве, с использованием руки убитого Арсения. Самым тяжелым периодом в жизни епископа было время после смерти императора Констанса в 350 году, после его смерти Афанасий лишился последний поддержки власти. Императорам требовался покой в империи и они были готовы поддерживать любую партию. Требовалось поддерживать целостность государства, а это невозможно при таких внутренних религиозных раздорах, и поэтому императоры поддерживали то ариан, то православных, в зависимости от мнения царского двора, а при императорском дворе господствовали ариане. Со стороны ариан были ужасающие гонения, в ночь с 8-го на 9 февраля было совершено нападение на церковь св. Феоны, святитель чудом спасся, а те кто были в церкви подверглись мучениям. Святитель бежал в пустыню, где его укрывали монахи. И только при императоре Валенте закончился период постоянных скитаний. Афанасий защищал православие в течение 46 лет своего епископства, при пяти императорах и при четырех из них, он пять раз подвергался ссылке. За время своего служения он накопил огромный опыт апологетики и заложил фундамент для дальнейшего развития богословия.

 

Список литературы:

  1. Кураев А., протод. Конспект лекции "О Филиокве".(Электронный ресурс) сайт URL: http://azbyka.ru/religii/konfessii/3g50-all.shtml
  2. Мейендорф И. прот. Введение в святоотеческое богословие. (Электронный ресурс) сайт URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/meendorf/theology1/11.htm
  3. Арх. Киприан Керн проф. Золотой век святоотеческой письменности жизнь и учение восточных отцов 4 века..Париж.
  4. Бриллиантов. А.И Лекции по истории Древней Церкви.СПб., 2007. С. 97
  5. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви: Репринтное издание в 4 т. Т. 4. - М., 1994.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.