Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(22)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Клейман Л.А. ЭВМ, ПРОГРАММА, ЧЕЛОВЕК – ПОЛВЕКА ВМЕСТЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 2(22). URL: https://sibac.info/journal/student/22/94674 (дата обращения: 19.12.2024).

ЭВМ, ПРОГРАММА, ЧЕЛОВЕК – ПОЛВЕКА ВМЕСТЕ

Клейман Лев Александрович

студент, кафедра радиоэлектроники и защиты информации ПГНИУ,

РФ, г. Пермь

Практически на глазах одного поколения произошли фантастические изменения средств обработки информации – они менялись каждые 10 лет и от многотонных тысяче ламповых вычислительных шкафов превратились в тонкий всемогущий блокнот сегодняшнего дня. И если прогресс «железа» да и софта объективно осязаемы и фиксируемы, то сущность деятельности человека, обеспечивающего взаимодействие с машиной, однозначной трактовке не поддается.

Что такое программирование – ремесло, наука или искусство? На этот вопрос имеется ряд вполне тривиальных ответов – кто-то отвечает, что каждый сам для себя определяет суть своей деятельности, кто-то интегрирует эти понятия через и то, и другое, и третье. Так тоже может быть, если вспомнить деятелей эпохи Возрождения. Эта «троица» используется и для характеристики других профессий – медицина, управление, психология, архитектура, дизайн, кулинария, педагогика и др.

Как мне кажется, ищется ответ на вопрос – является ли профессия программиста творческой или рутинной.

Предмет моего анализа – тенденция изменений ответов на этот вопрос в разные годы и попытка рассмотреть в динамике аргументации различных авторов на протяжении полувека – примерно столько существует профессия современного программиста. Исходным материалом для работы стало осмысление своеобразного переплетения семейного и университетского опыта включения ЭВМ в образование и профессиональную деятельность.

60-е годы ХХ века.

Дело в том, что мой дед, закончивший школу в середине 60-х годов прошлого века, принадлежит к поколению, которое, согласно существовавшей тогда советской образовательной идеологии, подлежало массовой профессионализации. А им, ученикам школы № 17 г. Перми, повезло – их, одних из первых в стране, учили программированию, и в подтверждении этого они получили соответствующее удостоверение. А учили школьников программированию и принимали соответствующие экзамены преподаватели кафедры теории функций и сотрудники вычислительного центра Пермского государственного университета во главе с Ю. В. Девингталем.

В песне И. Г. Семакина (на мотив песни "Живет моя отрада…") описаны истоки рождения IT – специалистов в Пермском крае [www.mmft.psu.ru]:

Живет ВЦ родимый в высоком терему,

А терем тот старинный зовется ПГУ.

И если вдруг забудут, то мы напомним всем –

В Перми здесь начиналась эпоха ЭВМ.

ВЦ и кафедра прикладной математики университета (созданная в 1972 году) первыми стали готовить программистов. Опыт они приобретали на ЭВМ "Арагац", привезенной из Армении в 1961 году. В справочнике находим основные технические характеристики ЭВМ «Арагац» [9]. Вот некоторые из них:

Структура команд трёхадресная. Система счисления двоичная. Среднее быстродействие – 8000 операций в секунду. Количество команд – 58. Ввод информации в машину с фотосчитывающего устройства на киноленте со скоростью 36 чисел в секунду. Вывод результатов вычислений на печатающее устройство со скоростью 20 чисел в секунду. Машина построена на электронных лампах, которых насчитывается до 3500 шт. Занимаемая площадь около 40 м2.

Вот на такой машине училось поколение первых программистов, Школьники писали программы просто в кодах машины, не было никаких языков. Делать дырочки перфоратором на киноленте, склеивать ее, решать задачи из учебника по вычислительной математике – такова участь первых программистов.

Реакция учащихся также отражена в песне (модификация песни из к/ф «Высота»):

Распухли все мозги от разума,

Болит нещадно голова,

Уж лучше стану кочегаром я,

А программистом – никогда!

Правда, это полное отрицание большинству ребят, оставшихся в физико-математической сфере деятельности, выполнить не удалось – программирование в той или иной степени проникло в их профессиональную работу.

На этом этапе становления профессии программиста в нашей стране с учетом характеристики техники и уровня решаемых задач вряд ли можно говорить о ее научности и или искусстве программирования, хотя, конечно, это был шаг вперед по сравнению с железным арифмометром «Феликс» или логарифмической линейкой.

70-е и 80-е годы

В вузах и научных центрах страны появляется M-220 – советская полупроводниковая электронная вычислительная машина. В учреждениях АН СССР и у военных появилась БЭСМ-6 – первая супер ЭВМ на элементной базе второго поколения – полупроводниковых транзисторах.

Если программы для ЭВМ первого поколения в основном писали их создатели, то в этот период ситуация существенно изменилась. Основными программистами и пользователями этих машин стали инженеры и ученые самых различных отраслей науки – экономисты и метеорологи, физики и горняки, механики и химики и т.д., и т.п.

Этому способствовал не только отказ от признания кибернетики наукой империалистов, но и появление посредников во взаимодействии человека и машины. Такими посредниками стали алгоритмические языки.

Благодаря ЭВМ и языкам исследователи получили эффективные модели и вычислительные средства решения самых различных инженерных и научных проблем, которые к этому времени были отложены из-за отсутствия доступных средств их решения. В эти годы на базе ВЦ нашего университета были решены многие задачи экономической кибернетики, механики твердого тела, гидродинамики и др. Это были существенные научные достижения того поколения 60-х, когда «были физики в почете».

Но здесь программирование выступало соучастником, средством научной деятельности, но это не сделало программирование наукой.

Этот период выделяется еще и тем, что началось «производство» профессиональных программистов. Они не только «проникали» во все сферы производства, науки и образования, они стали задумываться о себе с методологической точки зрения.

«Взрывной рост приложений ЭВМ оказывает все более заметное влияние на пути развития науки о программах, в поле зрения которой попадают психологические, экономические и социальные аспекты компьютеризации, объединяемые иногда общим понятием – человеческий фактор» – так писал в своей статье «Программирование: ремесло, наука, искусство, технология...» Г.Р. Громов [3].

Проблемы взаимодействия человека и машины по-разному трактовались зарубежными основоположниками программирования. Дональд Кнут назвал свою книгу "Программирование как искусство" [5], Дэвид Грис свою – "Наука программирования" [2], а первые слова книги Уэзерелла "Этюды для программистов" [8] звучат так: "Программирование – это ремесло, и каждый программист должен достичь нужного профессионального уровня".

В период 1970-1980-х гг. развитие теоретических исследований оформило программирование как самостоятельную научную дисциплину, занимающуюся методами разработки программного обеспечения (ПО).

ЭВМ третьего поколения создавались на интегральных микросхемах, что позволило уменьшить размеры, энергопотребление и стоимость компьютеров. Благодаря конструктивным изменениям такие машины стали использоваться в деятельности многих специалистов, ученых, инженеров, педагогов.

Анализируемый этап развития профессионального программирования характеризуется как раз поисками своей научности и творческой сущности, отраженными в ряде публикаций и в диспутах в чатах.

90-е годы

Этот этап характеризуется не только широким распространением персональных компьютеров во все сферы жизнедеятельности, но и тесным знакомством с зарубежным программистским сообществом через заграничные командировки и на базе совместных предприятий.

Д. Волков, А. Гавердовский и И. Косякин сопоставляют работу американских и российских программистов и отмечают: «В России бытует мнение, что "программирование – это искусство", возникшее на заре отечественной компьютеризации, когда в стране отсутствовала информация о новых технологиях, все приходилось открывать заново – например, документацию по языку АЛГОЛ переписывали в свое время от руки. Корректнее считать программирование высококвалифицированным ремеслом, который на порядок ниже, скажем, чем процесс проектирования истребителя. По уровню затрат разработка Су-27 в десятки раз выше, чем ОС NT. А всякого рода попытки фетишизации программирования часто исходят из неумения или нежелания нормальным образом организовать работу над проектом. Тем не менее уровень производственной культуры и образования российских программистов настолько отличается от остального мира, что мы просто обречены быть высокотехнологичной нацией. Другое дело, сможем ли реализовать этот потенциал?» [1].

Персональные ЭВМ – это уже машины четвертого поколения. Они изменили требования к программам. Приоритетными стали простота работы на ЭВМ, эстетика, универсальность и надежность взаимодействия человека и машины.

2000-е годы

Для того чтобы получить представление о мнении современных программистов о своей деятельности, я просмотрел несколько чатов по проблеме кто я? – ремесленник, ученый или творец. Вот выписки из чатов разных лет.

В век высоких технологий

Без программ не обойтись,

Программисты ежедневно

Облегчают нашу жизнь!

2001

То, что называется творчеством, к программированию имеет такое же отношение как и к любому другому виду деятельности.

Это все же профессия, которой надо учиться не один день. И мало того, учиться надо всю жизнь, поскольку новые технологии появляются постоянно.

Программирование, это работа. Очень часто достаточно нудная, как и всякая работа. Работа, которую часто приходится делать через не хочу, работа, которая отнимает все силы и выжимает досуха. И, в общем-то, никакой романтики.

2003

Если деньги зарабатываешь, то ремесло, если зарабатываешь с наслаждением, то искусство.

Программирование – искусное ремесло.

Что касается программирования, то это – в чистом виде инженерная деятельность, т.е. поиск технического решения, близкого к оптимальному (или уж как получится), при большом количестве возможных вариантов. И иногда за это платят деньги.

2006 год

Ремесло или искусство? Тут все скорее зависит от контекста. И то и другое.

Когда работаешь то ремесло. Но когда работаешь с душой – то искусство.

Программирование – это ремесло с элементами творчества. Программист конструирует программу из готовых блоков, конструкций, функций, объектов. Это творчество. Но не искусство.

Все зависит от задачи. Где-то надо "ремеслить". Где-то – творить. Но в большей степени все-таки сейчас это ремесло. Творить приходится все меньше, потому как – "всё уже придумано до нас".

Если тебе за это платят деньги – ремесло, если нет – искусство.

2008

Программирование – ремесло или искусство? На заре компьютерной эры был такой спор. Наверняка большинство ответит – ремесло. Я даже, скорее всего, соглашусь. Да, сейчас программирование – это почти всегда ремесло. НО Программирование может быть искусством. Вот в этом я уверен.

Мастеров искусств на всех не хватит. А задачи решать надо. В программирование, которое начиналось, без всякого сомнения, как искусство, вносится все больше элементов ремесла (не вижу ничего плохого в этом термине и явлении). Задачи-то должны решаться, и они не могут ждать, пока освободится очередной Мастер, и его посетит вдохновение.

2011

Наш ответ заключается в том, что программирование сочетает в себе и творческие проявления (как науку, так и искусство), и ремесло, понимаемое как профессионализм в утилитарном смысле. Другое дело, что соотношение науки, искусства и ремесла может быть очень разным в зависимости от избранных методологии, технологии, языка и системы программирования [7].

Основные выводы

Уровень программирования как деятельности (т.е. соотношение: ремесло-наука-искусство) – определяется четырьмя взаимосвязанными факторами развития: возможностями компьютеров, решаемыми задачами, технологиями программирования и отношением человека к своей работе. Минувшие полвека существенно изменили каждый из первых трех факторов, но во многом определяющим, как показал проведенный анализ, является человеческий фактор.

Последовательно рассмотрев этапы развития вычислительной техники, следует отметить интересный факт: изобретения, хорошо зарекомендовавшие себя на каждом из них, сохранились до наших дней и с успехом продолжают использоваться. Поэтому и диапазон задач, представляемых для программирования, также остается весьма широким и открывающим возможности для творчества.

Профессиональное программирование стало технологичным, происходит эволюция способов разработки программ: стихийное, структурное, модульное, объектно-ориентированное (языки программирования – это С++, Object Pascal, Delphi и т.п.), компонентный подход и CASE-технологии.

Несмотря на технологизацию труда программиста, потенциал для его творчества остается весьма солидным, но требующим постоянного самообразования и широты интересов.

 

Список литературы:

  1. Волков Д., Гавердовский А., Косякин И. Заметки о российском программировании. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://bourabai.kz/alg/pro78.htm (дата обращения 7.01.2018).
  2. Грис Д. Наука программирования. – М.: Мир, 1984. – 416 с.
  3. Громов Г. Р. Программирование: ремесло, наука, искусство, технология // Микропроцессорные средства и системы – 1985. № 1. – С. 44-50.
  4. Ершов А. П. Введение в теоретическое программирование. – М.: Наука, 1977. – 288 с.
  5. Кнут Д. Программирование как искусство. // Лекции лауреатов премии Тьюринга. 1966-1985. – М.: Мир, 1993. – 560 с.
  6. Поттосин И. В. Программистская инженерия: содержание, мнения и тенденции. // Программирование. – 1997. – № 4. – С. 26-37.
  7. Романов Е. Л. Беседы о программировании: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014 – 644 с.
  8. Уэзерелл Ч. Этюды для программистов. – М.: Мир, 1982. –287 с.
  9. Электронные вычислительные машины и моделирующие устройства. Справочник. – К.: «Наукова думка», 1969. – 184 c.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.