Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(217)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАК ОСОБЫЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
THE STATE OF EMERGENCY AS A SPECIAL ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME
Ekaterina Babich
student, Kutafin Moscow State Law University (MSAL),
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Режим чрезвычайного положения представляет собой специальный правовой режим, который предусматривает ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны.
ABSTRACT
The state of emergency regime is a special legal regime that provides for restrictions on the rights of citizens, officials and organizations, imposing additional obligations on them, as well as a special procedure for the activities of public authorities and local government to ensure the defense of the country.
Ключевые слова: административно-правовой режим, чрезвычайное положение, особенности режима чрезвычайного положения, правовые гарантии и ответственность граждан, ограничение прав и свобод граждан.
Keywords: administrative and legal regime, state of emergency, peculiarities of the state of emergency regime, legal guarantees and responsibilities of citizens, restrictions on the rights and freedoms of citizens.
В современном мире чрезвычайное положение как административно-правовой режим играет важную роль в жизни общества.
В жизнедеятельности каждого государства появляются непредвиденные и произвольные ситуации, которые должны контролироваться органами государственной власти и местного самоуправления.
Данные ситуации вынуждают государственные институты применять методы и меры, которые в обычных условиях законом запрещены, в том числе, ограничение конституционных прав и свобод граждан и организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Важность этого административно-правового режима и проблемы, возникающие при его правовом регулировании, обуславливают актуальность настоящего исследования.
Актуальность данной темы заключается в том, что конституционное закрепление режима чрезвычайного положения позволяет констатировать необходимость законодательной и научной разработки этого института с целью недопущения введения режима чрезвычайного положения и необоснованного применения чрезвычайных мер, а также с целью эффективной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
В подтверждении актуальности темы, хочу отметить, что правовое регулирование, особенности введения и обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения регламентированы в Федеральном законе «О чрезвычайном положении». В Кодексе об административных правонарушениях закреплена ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения.
Понять природу административно–правового режима лучше всего можно с помощью общих характеристик правового режима, которые отражены в юридической литературе.
Так, один из представителей административистской школы Д.Н. Бахрах под административно-правовым режимом понимает, «сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции» [4, с. 202].
Другой исследователь И.С. Розанов под административно-правовым режимом понимает «установленную в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально созданными для этой цели службами государственного управления» [6, с. 24].
С моей точки зрения, административно-правовой режим является одним из основных институтов административного права, в то же время и видом правового режима. Административно-правовой режим характеризуется как универсальное комплексное средство обеспечения существования государственного управления в сфере безопасности.
Что касается режима чрезвычайного положения, то он имея двухсотлетнюю историю, продолжает оставаться и сегодня достаточно противоречивым явлением как с политической, так и с юридической стороны.
История устанавливает немало событий, в которых властями было принято решение о вводе режима чрезвычайного положения, так, например, результате борьбы за сохранение Республики Чечни в составе России, 7 ноября 1991 года Президент России Борис Ельцин, ввел чрезвычайное положение в Чечено-Ингушской Республике. В наши дни режим чрезвычайного положения вводиться в разных странах довольно часто, в том числе в результате противоэпидемических мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) [8, с. 167].
Под понятием "чрезвычайное положение" понимается определенная форма реагирования государства на конкретные экстремальные обстоятельства. С широкой позиции чрезвычайное положение - это временное изменение конституционного строя государства, объективно необходимое для минимизации или устранения внутренних угроз его безопасности [3, с. 4].
Обращаясь к Федеральному закону от 30 июня 2001 г. «О чрезвычайном положении» мы наблюдаем нормативное определение, в соответствии с которым чрезвычайное положение - это вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей [3].
Ведение чрезвычайного положения является временной мерой и может быть введено при наличии обстоятельств, которые представляют угрозу жизни граждан и конституционному строю Российской Федерации.
В.А. Лезбинев в своих трудах выделяет следующие основания введения чрезвычайного положения:
‒ стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения;
‒ массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы;
‒ блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления;
‒ попытка захвата государственной власти или изменения государственного строя насильственным путем;
‒ посягательство на территориальную целостность государства, угрожающих изменению его границ;
‒ необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти [5, с. 277-278].
Обстоятельства, угрожающие жизни граждан и конституционному строю Российской Федерации, которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мер, также урегулированы Федеральным законом «О чрезвычайном положении» в статье 3.
Права и свободы гражданина и человека Российской Федерации гарантированно защищены Конституцией РФ. Более того, в любом положении, основные права и свободы человека и гражданина РФ не подлежат ограничению. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая полагает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [2]. Следовательно, ограничение может быть только в исключительных случаях, когда вытекающие из них последствия носят угрожающий характер, что вызвано настоящим положением. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции РФ» [2].
Данные конституционные нормы означают, что при чрезвычайном положении ограничения прав личности: 1) необходимы; 2) позволяют обеспечить безопасность граждан и защитить конституционный строй; 3) должны быть сформулированы в федеральном конституционном законе; 4) должны иметь пределы; 5) должны действовать определённый срок; 6) не должны затрагивать некоторые права и свободы [7, с. 52].
«Международный пакт о гражданских и политических правах» закрепляет введение чрезвычайного положения в том случае, когда безопасность нации находится под угрозой и о его введении официально объявляется [1].
Закон «О чрезвычайном положении» также требует, чтобы ограничения соответствовали международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров РФ в области прав человека, и не влекли за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения [10, с. 53].
В период чрезвычайного положения гражданам и организациям, несмотря на определенные ограничения в правах, предоставляются правовые гарантии, такие как:
1) гарантия оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
2) предоставление жилых помещений, возмещение материального ущерба, оказание содействия в трудоустройстве на условиях и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, лицам пострадавшим в результате введения чрезвычайного положения;
3) возмещение причиненного ущерба организациям, имущество и ресурсы которых были мобилизованы в условиях чрезвычайного положения.
Правовые гарантии режима чрезвычайного положения, вводят для того, чтобы, с одной стороны, они облегчали органам государственной власти реализацию возложенных на них функций, с другой - удерживали бы их деятельность в определенных границах.
Рассмотрев особенности режима чрезвычайного положения можно сделать вывод, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые вводятся в условиях чрезвычайного положения, устанавливаются федеральным конституционным законом на основе конституционных норм и являются дополнительными по отношению к уже существующим ограничениям, что способствует восстановлению конституционного правопорядка на той территории, на которой введен этот режим.
Таким образом, режим чрезвычайного положения является одной из главных специфических черт присущих отрасли административного права. Основная деятельность административно правового режима чрезвычайного положения заключается в сопровождении деятельности органов и должностных лиц при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между различными звеньями государственных органов.
Список литературы:
- «Международный пакт о гражданских и политических правах» (принят 16.12.1996 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3–ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2001. № 105. Ст. 1.
- Бахрах Д.Н. Административное право. М. 1996. С. 202.
- Бермухаметов А.Б. Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел при поддержании режима чрезвычайного положения / А.Б. Бермухаметов, М.М. Шахмаев // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 277-278. – ISBN 978-5-6040859-7-4. doi:10.21661/r-470579.
- Громов М.А. Административно-правовой режим, особый правовой режим, чрезвычайный правовой режим: соотношение и классификация // Научный портал МВД России. – М: Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». – 2008. - № 2. – С. 24.
- Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – М: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». – 2018. № 1. – С. 52.
- Н.В. Румянцев. Специальные административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в современных условиях: монография / Н. В. Румянцев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 167 с. – (Серия «Научные издания для юристов»)/
- Старостин С.А. Чрезвычайное положение: монография. – М: Проспект, 2019. - 4 c.
- Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – М: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». – 2018. № 1. – С. 53.
Оставить комментарий