Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(216)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Коновалов В.И. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 4(216). URL: https://sibac.info/journal/student/216/279625 (дата обращения: 28.03.2024).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ

Коновалов Владимир Игоревич

магистрант 2 курса, начальник управления по реализации государственной молодежной политики, Волжский государственный университет водного транспорта,

РФ, г. Нижний Новгород

Крепак Сергей Вячеславович

научный руководитель,

канд. техн. наук, доц. кафедры транспортного права, Волжский государственный университет водного транспорта,

РФ, г. Нижний Новгород

АННОТАЦИЯ

Цель: Аналитика осуществления и выработки единого подхода к реализации политики в сфере информационного противоборства терроризму и экстремизму, целью которой является обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения информационного превосходства над террористическими и экстремистскими организациями и недопущения использования ими информационных технологий в преступной деятельности.

Методы: анализ методологических основ осуществления деятельности общественных организаций и государственных учреждений, рабочих программ и методических пособий для подготовки и переподготовки специалистов в области противодействия терроризму, экстремизму и иным правонарушениям, обобщение опыта общественных институтов использования современных форм и методов в качестве средств борьбы с терроризмов и экстремизмом, беседы с представителями общественных институтов и государственных органов по данной проблеме исследования.

Результаты: обобщены и проведен анализ полученных данных, сформулированы практические рекомендации и предложения.

Выводы: успешность реализации взаимодействия общественных институтов и органов государственной власти будет во многом зависеть от позиции федеральных органов управления, которые должны четко обозначить значимость этого направления.

 

Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, противодействие терроризму и экстремизму, гражданский институт, общество, профилактические мероприятия.

 

Признательность:

Авторы выражают благодарность и глубокую признательность к.п.н., доценту кафедры транспортного права, проректору по молодежной политике ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Кручинину Максиму Владимировичу, председателю Общероссийского общественного молодежного движения «Ассоциация студентов и студенческих объединений России» Митрофанову Александру Дмитриевичу, начальнику отдела по реализации государственной молодежной политики Министерства кадровой и молодежной политики Нижегородской области Миролюбовой Александре Николаевне.

В иностранных источниках права глобального и регионального уровней, в том числе стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), одним из основных направлений работы выделяют взаимодействие государственных учреждений с общественными институтами в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, включая сферу информационного противодействия.

Сегодня в странах-участниках СНГ большинство общественных институтов ведет профилактическую и контрпропагандистскую работу в области борьбы с терроризмом и экстремизмом при активной поддержке государства или по собственной инициативе.

В числе негосударственных субъектов проведения контрпропагандистской работы следует рассматривать:

  • общественные объединения и организации;
  • религиозные организации;
  • иные некоммерческие организации;
  • образовательные организации;
  • средства массовой информации;
  • интернет-ресурсы и сетевые сообщества;
  • коммерческие компании в области информационных технологий, медиаиндустрии, связей с общественностью и др.;
  • общественных активистов;
  • блогеров.

Несколько из вышеперечисленных субъектов можно рассматривать в качестве «универсальных» и привлекать для реализации мероприятий в любых направлениях контрпропаганды (например, общественные объединения, СМИ, IT-компании), другие – под узкопрофилированные направления (например, исламские религиозные организации для противодействия радикальной джихадистской идеологии, кибердружины для осуществления мониторинга сети Интернет и т.п.).

Так, например, Казахстан в рамочной программе сотрудничества в целях устойчивого развития на 2021 – 2025 годы выделяет: «Молодежь и молодежные сети рассматриваются как новые участники социальных процессов, которые хотят более активно участвовать в жизни общества, и мы намерены использовать этот потенциал с помощью коммуникационных каналов и форматов, которые в большей степени отвечают потребностям молодых людей».

В правоохранительной системе государства не всегда хватает тех ресурсов, которые имеются. Данный дефицит может быть компенсирован «социальной вовлеченностью» в общественную жизнь. Данная идея заключается в сотрудничестве между государственными организациями и учреждениями с обществом в целях взаимовыгодного некоммерческого обмена ресурсами, опытом и знаниями. Под ресурсами следует понимать не только финансовые средства, но и человеческий ресурс (добровольцы), методические рекомендации, инструкции, информационные площадки и многое другое.

Каждый из вышеперечисленных ресурсов носит не только количественный, но и качественный показатель. В структуре гражданского общества имеется куда более значительный комплекс форм и методов работы с различными социальными группами населения.

Так, например, в Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (далее – НОО РСМ)  четко выстроена система работы с молодежью в области ведения социальных сетей в целях предотвращения распространения фейковой информации, а также профилактики правонарушений. Как показывает практика, что лучшее общение с молодежью – это общение на равных. Когда сверстники выстраивают коммуникацию со сверстниками. Внутри НОО РСМ создан департамент информационной политики. Выстраивая систему коммуникации с молодежью через департамент по информационной политики, НОО РСМ становится неким социальным рупором, создавая альтернативные каналы с позитивным контентом. НОО РСМ выстраивает целую систему отработки информационных поводов, а именно:

- использование единого брендбука;

- реагирование на информационные атаки;

- отработка определенных задач информационного характера;

- публикация созидательной и проверенной информации.

У каждого студенческого клуба НОО РСМ, деятельность которых осуществляется на базе образовательных организаций высшего образования Нижегородской области, местной организации или общественного представительства есть свой ответственный человек за ведение социальных сетей, есть свои информационные ресурсы и школы подготовки таких специалистов. За 2020 год НОО РСМ получила статус «Лучшие в информационном обеспечении деятельности» и «Лучшие в организационной работе» во всероссийской рейтинговой системе региональных отделений Российского Союза Молодежи.

Сотрудничество государственных организаций и общественных институтов в области профилактики терроризма, экстремизма и иных правонарушений возможно осуществлять с помощью следующих инструментов:

  1. Формирование единой информационной повестки (определение цели, задач и форм ведение контрпропагандистской работы в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, описание целевых аудиторий, определение принципов, исполнителей и соисполнителей);
  2. Совместная организация подготовки специалистов ведения информационной политики (проведение различных семинаров, лекций, тренингов со спикерами, совместных школ и форумов);
  3. Создание общественных советов или экспертных групп с регулярной встречей представителей субъектов реализации мер профилактических мероприятий в области терроризма, экстремизма и иных правонарушений;
  4. Размещение государственного заказа на подготовку и распространение контрпропагандистских материалов, проведение иных контрпропагандистских мероприятий;
  5. Оказание государственной поддержки общественным организациям и физическим лицам (грантовые конкурсы, информационная, материально-техническая, методическая и организационная поддержка);
  6. Взаимодействие с общественные палатами и молодежными парламентами в целях подготовки нормативных правовых актов.

Одним из важных вопросов, который следует поднять – это обеспечение безопасности юридических и физических лиц, привлекаемых к реализации мер профилактики терроризма и экстремизма. При совместном проведении профилактических мероприятий эти лица могут стать потенциальными целями террористов и экстремистов. В связи с этим таким лицам необходима информационная и физическая защита. Под информационной защитой следует понимать скрытие личности автора антитеррористического и антиэкстремистского контента. В случае, когда мер информационной защиты недостаточно, и существует реальная угроза жизни и здоровью, следует применять меры физической защиты (в том числе оперативно-розыскную деятельность).

Подводя итог рассмотрение проблемы, стоит отметить, что с развитием цифровизации во всех сферах жизни человека, внимание к данному вопросу будет возрастать. Несмотря на вероятное недовольство общества к информационно-психологическому воздействию со стороны правоохранительных органов, нужно подчеркнуть, что данный метод является одним из мягких инструментов борьбы с терроризмом и экстремизмом, сравнивая, к примеру, с уголовным или административным преследованием. Ведя «войну за умы и сердца» целевых групп, информационная политика позволяет предотвратить переход человека на путь радикализации или вовремя помочь свернуть с этого пути, не допустив тем самым проявлений насилия и сберечь многие человеческие жизни.

 

Список литературы:

  1. Дорошенко Е.И. Как не превратить теракт в информационный взрыв. Мини-руководство для журналистов по теме терроризма, экстремизма и противодействия террору. Махачкала, 2017.
  2. Каримова Г.Х. Информационно-разъяснительные группы как инструмент профилактики религиозного экстремизма и терроризма. Выпускная работа. ГУО «Институт национальной безопасности Республики Беларусь». Минск, 2019.
  3. Попова В.В. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах российской федерации. Москва 2013.
  4. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Андрюхин Н.Г. Бесструктурные и бесконтактные способы вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность // Научный портал МВД России. 2018. № 2.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.