Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(215)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются место и правовая природа лицензионного договора в системе гражданско-правовых договоров как самостоятельного вида гражданско-правового договора, проанализированы существенные условия лицензионного договора, рассмотрены проблемы реализации лицензий на практике.
Ключевые слова: лицензия, лицензионный договор, интеллектуальное право, интеллектуальная деятельность.
Лицензионный договор занимает особое место среди гражданско-правовых договоров, в том числе договоров, регулирующих оборот объектов интеллектуальных прав [3].
Что касается места лицензионного договора среди гражданско-правовых договоров, направленных на оборот объектов имущественного права, то можно сказать следующее. Ранее особые свойства объектов интеллектуальной собственности не принимались во внимание из–за проприетарного (от лат. proprietas - собственность) подхода. Не существовало четкого разделения между объектами прав интеллектуальной собственности и объектами имущественных прав. Соответственно, долгое время не существовало договоров, специально предназначенных для регулирования оборота результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Действующее российское законодательство придерживается подхода, противоположного имущественному: в статье 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо указано, что права интеллектуальной собственности не зависят от имущественных прав [1]. А с 1 октября 2014 года статья 1227 была дополнена пунктом 3, в котором прямо указано, что положения о владении правами интеллектуальной собственности неприменимы, если иное прямо не установлено разделом VII Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, правила, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, находятся в отдельном разделе.
Такие объекты нематериальны и физически не устаревают (материальны только их носители). Следовательно, на них не распространяются правила о сроке годности или сроке службы. Срок действия исключительного права на них не связан с физическими свойствами. Это полностью определяется законодателем. Следовательно, срок действия лицензионного соглашения не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (пункт 4 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации) [1]. В то же время срок договора аренды, по которому, в отличие от лицензионного соглашения, в пользование передаются не объекты интеллектуальной собственности, а имущество, может быть более свободно определен сторонами. Ограничения установлены только для определенных категорий объектов и видов аренды.
Также, в силу нематериальности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, лицензионный договор не может быть реальным.
Е.П. Гаврилов, например, указывает, что договоры об отчуждении исключительного права не могут быть реальными, поскольку фактической передачи имущества не происходит, а момент передачи материального носителя относится не к моменту заключения договора, а к моменту его исполнения. Такого же мнения придерживается В.И. Еременко[4]. Он обращает внимание на то, что определение реального договора содержится в статье 433 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эта статья, в свою очередь, содержит ссылку на статью 224 Гражданского кодекса Российской Федерации о передаче вещи. А если принять во внимание тот факт, что положения о правах собственности, как уже говорилось, неприменимы к интеллектуальным правам, то аргумент В.И. Еременко становится неопровержимым. То есть оба автора исходят из того, что физическое владение необходимо для реальной передачи, который не относится к интеллектуальной собственности.
В судебной практике существуют разные точки зрения. Иногда суды приходят к выводу, что договоры об отчуждении исключительных прав могут быть как реальными, так и консенсуальными. Другие указывают на то, что лицензионный договор может быть только консенсуальным.
Доступ к результатам интеллектуальной деятельности может получить неограниченное число лиц. Следовательно, в отношении одного и того же объекта одновременно может быть заключено несколько лицензионных договоров с одинаковыми методами использования, сроком действия и территорией действия. В то время как в сфере имущественного права право пользования одним и тем же объектом в течение определенного периода времени может быть предоставлено только по одному договору. Результаты интеллектуальной деятельности в силу творческого характера их создания уникальны. Поэтому цена в лицензионном договоре является существенным условием. А возможность определения цены на основе сопоставимых обстоятельств прямо исключена пунктом 2 пункта 5 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации [4].
Таким образом, особенность объектов интеллектуальной собственности не позволяет применять положения о правах собственности к договорам, специально разработанным для введения этих объектов в оборот, в том числе к лицензионному договору.
Таким образом, лицензионный договор относится к блоку гражданско-правовых договоров, направленных на оборот объектов интеллектуальной собственности. Лицензионный договор входит в первую группу этого блока договоров: договора, направленные на распоряжение результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
- Димитриев М. А. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Общие положения. Постатейный комментарий к главе 69 Гражданского кодекса РФ // СПС «КонсультантПлюс».
- Калятин В. О. Проблема ослабления имущественных прав в цифровой среде // Вестник гражданского права. 2018. № 6.
- Щербак Н. В. Обязательства из договоров по распоряжению исключительными правами // ИС. Авторское право и смежные права. 2019. № 1.
- Цивилистическая концепция интеллектуальной собственности в системе российского права: монография / А. А. Богустов, В. Н. Глонина, М. А. Рожкова и др.; под общ. ред. М. А. Рожковой. М., 2018.
Оставить комментарий