Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(214)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Абдрахманов Д.Р. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 2(214). URL: https://sibac.info/journal/student/214/278062 (дата обращения: 16.04.2024).

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Абдрахманов Данис Радикович

студент, кафедра автоматизация технологических процессов и производств, Казанский государственный энергетический университет,

РФ, г. Казань

Авдошин Георгий Валерьевич

научный руководитель,

д-р филос. наук, проф., кафедра философия и медиакоммуникации, Казанский государственный энергетический университет,

РФ, г. Казань

FORMATION OF THE MODERN RUSSIAN PHILOSOPHY OF TECHNOLOGY

 

Danis Abdrakhmanov

student, Department of Automation of Technological Processes and Production, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan

Georgy Avdoshin

scientific adviser, Ph.D. Sciences, prof., Department of Philosophy and Media Communications, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

Данная работа, основанная на анализе зарубежных и российских источников научной литературы, представляет собой краткую обзорную статью, посвященную становлению современной отечественной философии техники в контексте влияния на нее глобальных событий и прорывных трудов мыслителей всего мира.

ABSTRACT

This work, based on the analysis of foreign and Russian sources of scientific literature, is a brief overview article devoted to the formation of modern Russian philosophy of technology in the context of the influence of global events and breakthrough works of thinkers around the world on it.

 

Ключевые слова: историография, философия техники, философия науки, отечественная наука, технологии и инновации.

Keywords: historiography, philosophy of technology, philosophy of science, domestic science, technology and innovation.

 

Согласно ряду научных источников, философия техники как наука полноценно зародилась в конце девятнадцатого века одновременно в России и в Германии, выступая в качестве продукта саморефлексии, столь необходимого тогда для сферы инженерии. Активно распространявшиеся в то время обсуждения о месте и роли техники в жизни, культуре людей стремительно переросли из области идей в сектор наук, находившихся на стыке философии и профессионально-инженерного дела. Такие тенденции были обусловлены тем, что развитие научно-технического прогресса способствовало возникновению процессов трансформации социума и общества в целом, и отечественным исследователям необходимо было решать соответствующие сложные философские проблемы, касающиеся, в частности, вопросов взаимодействия человека и техники [1].

Настоящая статья посвящается рассмотрению проблемы исторического становления российской философии техники. У ее истоков стоит П.К. Энгельмейер – отечественный философ, инженер-механик и сторонник позитивизма, который в условиях Октябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники.

Социальные изменения в обществе, базирующиеся на создаваемых людьми инженерных инновациях, привели к распространению в российском обществе культуры критики всего технического и технократического, которую подробно изучали такие отечественные религиозные философы, как Николай Александрович Бердяев, Сергей Николаевич Булгаков. В Германии к направлению культур-критики техники можно отнести, например, О. Шпенглера и К. Ясперса. Не без помощи их исследований критических воззрений в конечном итоге сформировались первые версии научного направления, которое сегодня в общей совокупности называется философией техники, в рамках которой рассматриваются вопросы соотношения техники и культуры людей [2].

Социальные эксперименты в СССР в двадцатых и тридцатых годах XX века, а также в период Второй мировой войны, когда внимание ученых всего мира было акцентировано на развитии атомного оружия и инструментов реализации техногенной катастрофы, внесли в философию техники значительные изменения. К примеру, среди таких философов, как Жан Поль Сартр, Анри Бергсон, Карл Ясперс, Льюис Мамфорд, Хосе Ортега-и-Гассет, актуализировались активные дискуссии, посвященные проблемам этики, разумности и ответственности за создание и применение технических средств, угрожающих физическому и психическому состоянию людей. Такие обсуждения подхватывались и российскими философами и учеными – И.В. Ильиным, А.Ф. Лосевым, М.М. Бахтиным, Э.В. Ильенковым, В.П. Тугариновым, М. Мамардашвили, Ю. Лотманом и др. Их тезисы выступали в качестве ответа на критические работы западноевропейских и американских мыслителей в области философии техники [3].

С шестидесятых годов XX века изучение в СССР различных этических аспектов использования технического оружия и ЭВМ трансформировалось в новые формы. Так, массово начали публиковаться и издаваться соответствующие учебные программы, предназначенные для студентов как инженерных, так и философских специальностей. Высшие учебные заведения страны стали некоторой основой последующего развития философии техники целом. В это время не только в Советском Союзе, но и в США, Германии полноценно формируются соответствующие кафедры и группы ученых, занимающихся исключительно философскими проблемами создания и использования технико-технологических систем. Среди советских исследователей-фундаменталистов можно выделить следующие имена: В.П. Тугаринов, Т.И. Ойзерман, З.А. Каменский, М.Т. Иовчук, А.А. Богданов, А.Ф. Лосев, И.В. Кузнецов, Т.А. Кузьмина и др. [4, 5].

Значительное влияние на отечественные школы философии техники оказал союз немецких инженеров, которыми в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году основана группа «Человек и техника». Масштабные результаты работы обозначенного союза были представлены миру в тысяча девятьсот семьдесят восьмом году на Всемирном философском конгрессе [6].

Вклад в развитие российской философии техники оказали и Соединенные Штаты Америки, где исследования взаимодействия машин и людей проводились в двадцатом веке в рамках их национальной программы «Science, Technology and Society». Данная программа реализовывалась с тысяча девятьсот семьдесят шестого года практически во всех ведущих гуманитарных американских университетах. Ее ключевая цель – получение ответов на вопросы, связанные с развитием науки и техники в контексте их взаимосвязи с человеческой деятельностью в современном цивилизационном мире. В том же году было основано Международное общество философии и техники, которое периодически проводило семинары, конференции и выпускало журналы [7]. В трудах отечественных философов неоднократно можно встретить ссылки на журнал данного общества «Techné: Research in Philosophy and Technology».

Если западная наука акцентировала свое внимание на проблемах ответственности и этики с упором на вопросы социально-технической политики, то в СССР и ГДР существенная доля внимания была в первую очередь обращена на методологию технических наук и извлечение соответствующей практической пользы для советского и немецкого общества. В 1980-х годах к исследованиям философии техники подключаются ученые из Польши. Польские философы и инженеры концентрировались в основном на проблемах праксиологии, тем самым внося вклад в советскую методологию прикладной философии техники [8].

Воссоединение научных кругов в области философии техники «запада» и стран социалистического лагеря произошло только в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году с момента проведения международного семинара «Social interpretations of technics» на территории современной Хорватии. После данной встречи зародилась традиции проведения в Академии наук СССР регулярных конференций по философии техники [7, 9].

К моменту распада Советского Союза философия техники стала развиваться в сторону исследования проблем разграничения техники и философии. Тогда же распространились труды по истории науки и техники, в которых философские аспекты были отодвинуты на задний план. Современная российская история науки и техники по сей день пренебрегает важностью рассмотрения истории теоретико-философского базиса для развития научно-технических инструментов, средств и технологий [9].

В начальный период становления Российской Федерации в девяностых годах двадцатого века ученых в сфере философии техники (В.С. Степин, М.А. Розов, В.Г. Горохов, А.Г. Спиркин) также интересовали вопросы влияния технических машин на мировоззрение людей и научную картину мира в целом. Особое место в философии техники начали занимать сначала физика и математика, а затем и биология. Ближе к самому концу двадцатого века российские ученые вновь перешли от рассмотрения технических наук как периферийных прикладных сфер к фундаментальным философским вопросам развития технических инноваций. Здесь в очередной раз свою роль сыграло влияние «запада», а также Японии, в которых стремительными темпами развивалось производство роботов и электроники. Вновь начали подниматься вопросы угрозы техники для человечества, этичности, рациональности использования имеющихся на планете ресурсов и влияния технологий на социальную культуру людей [10, 11].

В начале XXI века философия техники сместила свой акцент на исследования конвергентных технологий, искусственного интеллекта, нанотехнологий, нейросетей, автоматизации и роботизации промышленных процессов и иных современных достижений четвертой промышленной революции. Вполне естественным образом российские ученые в области философии техники (Фролов И.Т., Чумаков А.Н., Канке В.А., Ушаков Е.В. и др.) вслед за американцами приступили к новому этапу осмысления философских концепций, созданных в процессе изучения вопросов, возникающих на стыке современной информационной технонауки и человеческого знания. Данный этап продолжается и по сей день [12].

 

Список литературы:

  1. Жильцов А.В. Философские аспекты техники // Современные технологии в науке и образовании–СТНО-2018: сб. тр. между-нар. науч.-техн. форума. – Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2018. – С. 111-114.
  2. Евсюков Н.А. Философия техники в исторической ретроспективе // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2008. – № 4. – С. 602-608.
  3. Горохов В.Г. Философия техники и инженерная этика // Ведомости прикладной этики. – 2013. – № 4. – С. 41-61.
  4. Лекторский В.А., Огруцов А.П. Философия в СССР и постсоветской России [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH4b33a2dd7a317a045fb64b (дата обращения: 17.12.22).
  5. Мартьянов Е.Ю., Якимова Е.Г. "Неортодоксальная этика": история и опыт исследований // Инновационное развитие современной науки. – 2015. – № 1. – С. 73-76.
  6. Степанов А.А., Зольникова Л.М. Философия техники и ее предмет // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2006. – № 4. – С. 224-227.
  7. Solomon J. Teaching Science, Technology and Society. Developing Science and Technology Series. – PA: Taylor and Francis, 1993. – 190 p.
  8. Orbik Z. Problematyka odpowiedzialności w filozofii techniki // Zeszyty Naukowe. Organizacja i Zarządzanie/Politechnika Śląska. – 2016. – № 95. – С. 357-367.
  9. Горохов В.Г. Новый тренд в философии техники // Вопросы философии. – 2014. – № 1. – С. 178-183.
  10. Mitcham C. et al. Philosophy of engineering, east and west. – Cham: Springer, 2018. – 220 p.
  11. Горохов В.Г. Место и роль философии техники и современной философии и ее органическая связь с философией науки // Философия науки и техники. – 2011. – № 1. – С. 181-199.
  12. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики: учебник для магистров. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 409 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.