Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(214)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Реклама и PR
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕЛЕМАТЕРИАЛЕ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР.
MEDIA EDUCATION MODEL ON THE TV MATERIAL OF THE PERIOD OF PERESTROIKA IN USSR
Victoria Kazarova
1st year student, Orenburg state University,
Russia, Orenburg
Oleg Sorokin
Senior Lecturer of the Department of Advertising, Public Relations and Applied Political Science, Orenburg State University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена медиаобразованию перестроечного периода в СССР. Отличается рядом характерных черт, которые мы выявили в ходе анализа работ медиапедагогов. К таким особенностям относятся: модели медиаобразования отличались вариативностью; методологическую основу составляли идеологические, эстетические и практические теории; медиаобразование активно поддерживалось государством (правовые, материально-технические аспекты); констатируется активное внедрение новых терминов в медиаобразование.
ABSTRACT
This article is devoted to media education of the perestroika period in the USSR. It differs in a number of characteristic features that we identified in the course of analyzing the work of media educators. These features include: models of media education differed in variability; the methodological basis was formed by ideological, aesthetic and practical theories; media education was actively supported by the state (legal, material and technical aspects); the active introduction of new terms in media education is stated.
Ключевые слова: медиаобразование, перестроечный период, особенности, медиапедагоги, СССР.
Keywords: media education, perestroika period, characteristic features, media teachers, USSR.
В годы перестройки начинаются границы понимания потенциала СМИ. В годы перестройки в СССР телевизионные программы стали использоваться как материал для занятия по медиаобразованию. В нашей статье мы изучили точку зрения Г.Я. Власкина и О. Ф. Нечай и на основе полученных данных представили обобщенную медиаобразовательную модель на материале телевидения для школьников. [1]
Отличительной чертой медиаобразования в годы перестройки в СССР было расширение понимания медиатекста в педагогической работе с младшими школьниками вмятины. Следует отметить, что с 1920-х годов ХХ века советское образование, Национальная система использовала весь потенциал средств массовой информации (кино, пресса, грамматика, радио, фотография), с помощью которых решаются задачи образования, политической решались вопросы грамотности, образования, воспитания школьников. Начиная с послевоенной перестройки.
В последнее время в стране получило более широкое распространение кинообразование, о чем свидетельствует многочисленный опыт медиапедагогов — О. А. Баранова, И. В. Вайсфельда, Е. Н. Горюхина, И. С. Левшина, С. М. Одинцова, С. Н. Пензин, Г. А. Поличко, Ю. А.
Другие средства массовой информации использовались в наименьшей степени и в основном как средства достичь практической цели — овладеть навыками пользования техническими средствами (фотоаппаратом, кинопленкой фотоаппарат, печатный станок и др.). Только в перестройку медиапедагоги пересмотрели их взгляды на потенциальные возможности образования и обучения, содержащиеся в различных медиатексты. Среди них А.В. Спичкина, А.В. Шарикова, Г.Я.
В данной статье мы рассмотрим модель медиаобразования на материале телевидение, синтезированное нами в ходе изучения работ Г. Я. Власкиной и О. Ф. Нечай.[2] Следует отметить, что взгляды медиапедагогов на природу телевидения происходят из телепередач, вышедших в эфир во время перестройки. Целевые характеристики телевидения, его задач, функций и возможностей в воспитании и образовании к этому относится и молодое поколение.
Методологические основы медиаобразования на материале телевидения. Среди отечественных и зарубежных работ по проблемам коммуникации медиапедагоги особо выделили монографию Е. Г. Багирова «Очерки теории телевидение», В.Ю. Борев и А.В. Коваленко «Культура и массовая коммуникация», К. Шеннон, Г. Лассуэла и другие. Эти работы систематизированы на основе обобщение результатов многочисленных исследований других авторов; не только обзор ранее предложенных концепций, но и дополнения, которые способны расширить имеющиеся модели и категориальный аппарат теории коммуникации предварительно отправлено.
Э. Г. Багиров рассматривал телевидение в своей книге В.Ю. Борев, А.В. Коваленко изучал всю массовую коммуникацию в ее взаимосвязи с культурой и современностью. Понимание процесса коммуникации. Авторы предложили свои модели:
– Е. Г. Багиров понимает теоретическую модель телекоммуникации как «схема телевизионной деятельности». В целом автор «Очерков теории телевидения» развивает социологическую теорию медиа, поскольку деятельность СМК включаются в социальные процессы, являясь их неотъемлемой частью.
– В.Ю. Борев и А.В. Коваленко развивают культурологический подход к изучение коммуникативного процесса. В частности, они предложили следующую систему:
Тема отношений: канал связи — теория технических средств связи; знаковая система — семиотика; коммуникативные отношения — рецептивная эстетика; понимание — герменевтика.
Медиапедагоги Г.Я. Власкина, О. Ф. Нечай указывали, что для всех справедливость и целесообразность привлечения различных научных дисциплин в изучения коммуникативных проблем, не следует связывать ту или иную область теоретической качественное исследование только с одним коммуникативным элементом. Таким образом, с точки зрения технических средств связи, не только канала, но и всего можно рассматривать коммуникативный процесс. А с точки зрения семиотики следует анализировать не только сам текст (сообщение), но и роль в процессе его кодирования (творения) и роль коммуникатора в процессе декодирования (восприятия).[3]
Идея медиаобразования на телевизионном материале. Обоснование целесообразности использования телевизионных программ в медиаобразовании, О. Ф. Нечай отмечал, что «новая эстетика техногенной эпохи воплощается в конкретная, культурная политика, она неотделима от практики средств массовой информируя аудиторию о тех или иных духовных ценностях и социальных понятиях. Вот почему эти ценности и представления являются отправной точкой для теоретического анализа творческого потенциала телевидения. потенциальное».
Включение видимого автора и видимого зрителя в телепрограмму — это весело. Принципиально важный коммуникативный момент, во многом определяющий эстетическое свойства и художественный образ программы. В фольклоре творец и слушатель участвовал в эстетически значимом коммуникативном акте на равных и повторно взаимно. Телевидение способно восстановить эту нарушенную связь: коммуникатор и коммуникант «втягиваются» в телепрограмму, входят в экранное пространство вместе с впадающей в него рекой времени.
О. Ф. Нечай уделял особое внимание телевизионным программам, обозначив их как уникальное явление культуры ХХ века. Объяснение понятия «ТВ программа», медиапедагог указывает, что необходимо различать систему и процесс. Телевизионная программа как система представляет собой целостную, постоянно создание набора отдельных экранных произведений, т. е. метатекса, состоящего из отдельных текстов. Как процесс, это постоянно развивающийся в пространстве и времени коммуникатор, посылающий аудитории, с началом, но без предвидимого конца. Таким образом, телевизионная программа понимается как метатекс, так и метапроцесс. Точка зрения Нечая очень интересна, потому что она также отражает текущую ситуацию. Реалии информационной среды: в широком смысле «программа» — это реализации определенных целей с помощью сообщения, передаваемого в акте коммуникации.
Другими словами, его цель — не просто донести текст до аудитории, а «осуществлять» определенный (заданный авторами) «заказ» о формах общественного бытия, поведения и общественной деятельности. Сегодня можно сказать, что такие понятия, как «программ», «программирование» стали частью современных технологий и информатики.
Изучение истоков программирования приводит О. Ф. Нечай к параллелям с компьютерной техникой. Коммуникативно-эстетические программы на телевидении с фольклором как явлением, возникло на ранних этапах развития художественной культуры. С появлением профессионального художественного творчества возникла особая форма искусства, устанавливалось единое, самостоятельное произведение искусства, имеющее замкнутую структуру и адресована аудитории без прямого общения с другими. Обращаясь к программе как к метатексу (набору текстов), медиапедагоги ориентироваться на особенности его коммуникативной и эстетической целостности, особенности специфические конструктивные свойства и способы сборочного соединения элементов. Один текст здесь больше не равен самому себе, вырванному из контекста. Более того, структура такие тексты обусловлены влиянием всей программы. Целостность культурного феномена программы определяется ее социальные функции, его направленность на решение важных для общества коммуникативных задач.
Подчеркивая общность фольклора и телевизионного культурно-бытового программ, важно также опираться на их различия (в частности, авторский характер произведений медиакультуры и анонимность произведений фольклора; в различие в их жанровой природе и др.).
Основное сходство заключается в том, что телевизионные программы, как и фольклор, представляют собой метапередачи с универсальным, массовым воздействием, функционирующие в масштабах сообщества, а не только в отдельных его сферах. Такие программы могли (в период переконструкции в СССР) реализуют глобальную задачу культурно-коммуникативной интеграции всех членов общества и, в то же время, социализации каждого из них. Через утверждение определенной системы нравственно-эстетических ценностей и норм поведения.
Цель модели медиаобразования на материале телевидения: культурологическое образование, формирование эстетических идеалов школьников в процессе медиаобразования на материале телевидения.
Концептуальные основы медиаобразовательной модели на материале телевидения:синтез эстетического и культурологического с элементами идеологического теории СМИ является основой.
Задачи медиаобразования:
1. Эстетическое воспитание школьников и студентов. Эстетическое восприятие телевизионная программа была связана с отражением действительности в настоящее время. Этот ситуация способствовала эффекту максимальной приближенности зрителя к событиям происходящее в мире, его эстетическое восприятие событий. Эстетическая составляющая была присуща как документальным, так и художественно-игровым программам на телевидении.
2. Экологическое воспитание школьников и молодежи с помощью телевизионных программ.
Для решения этой задачи медиапедагоги (О. Ф. Нечай, Г. Ю. Власкина) также привлекают параллели между телевидением и фольклором. В смысле установления эмоционального баланса. Противостояния человека и природы телепрограмма в известной мере предполагает функции, ранее принадлежавшие фольклору.
Именно в ХХ веке человечество столкнулось с экологическими проблемами с невиданной жестокостью. Загрязнение окружающей среды и отравление вызвали вопросы. Человечество начинает уделять особое внимание опыту ранних этапов своего развития, в особый, коммуникативный и эстетический опыт фольклора народов мира. Наследие фольклора не только не должно быть забыто, но и приумножено, популяризироваться, стать частью нового человеческого мышления.
Здесь телевидение как фольклор выполняло ответственные социальные и эстетические задачи перед просвещением. Воспитывать экологическую культуру личности. Образ природы не как предмет хищническое потребление и истребление, а как живая, гармоничная среда; образ человека является частью фольклорного мировоззрения, что принципиально важно для формирования экологического мышления телекоммуникаций и телевидения зрительская аудитория. Отдельные программы были посвящены природе — «В мире животных», «Растительный мир»; программы, адресованные садоводам-любителям, работающий в сельском хозяйстве; интегральный образ экосферы, иногда биосферы Земли появлялись в программах на космическую тематику и так далее.
Аудитория медиаобразовательной модели на телематериале: старшеклассники. Форма организации медиаобразовательных занятий на телематериале: предполагалось организовывать внеклассные занятия, например, факультативные или кружковые. [4] Среди методических приемов О.Ф. Нечай, Г.Я. Власкин предложил различные виды анализа телепрограмм и их структурные подразделения. Примером этого может служить анализ скринсейвера для программы. Важно обратить внимание школьников на то, что от статического заставки становятся все более динамичными, из наивных и прямолинейных — как социативное и метафорическое. Часто они оказываются как бы самостоятельным «аттракционом», программы, выражение ее художественного образа (заставка-игра, скринсейвер, реклама и др.): в программе «Очевидное — невероятное» воплотился образ в виде анимированной заставки, символизирующей процесс развития жизни на Земля, программа «Время» — схематично изображены земной шар и СССР.
Медиапедагоги отметили, что изучение заставки является важным звеном в анализ программы, так как она является элементом телевизионного оформления, эстетически обогащает телевизионную программу. О. Ф. Нечай предсказал, что «пока речь идет о разработке индивидуальных программ. Но этот этап естественно должен быть заменен этапом художественно цельного пластического решения крупных программных зон. Например, возможен «фирменный стиль» телеканала — с дизайнерским разработка календарных циклов вещания, отвечающих жизненному ритму труда людей и отдых».
Среди методов, используемых медиапедагогами, можно выделить формулировку проблемных вопросов для аудитории. Например: «Каковы принципы унификсация текстов внутри программы?», «Какие существуют способы взаимодействия текстов внутри программы?», «В чем сходство и различие текстов в рамках программы?».
В ходе проведения медиаобразовательной сессии со школьниками при решении проблемных вопросов, а также при изучении программы телепередач крайне важно, чтобы учащиеся помнили, что телепрограмма воспроизводит день, неделю, месяц, годовой цикл человеческой деятельности. Тогда по аналогии они увидят, что эта жизнь деятельность отражается на экране. Таким образом, зритель был настроен на утреннюю зарядку (физический и психологический) ежедневно «120 минут». Затем чередовались документальные и художественно-игровые программы, в первую очередь, для детей. В вечерний блок вошли: фильмы, программа «Время», искусство, художественно-рекламные программы и новости. В конце недели информационно-музыкальные программы «Взгляд» и «До и после полуночи» завершили прошедший день и запустили новые программы.
Центральное место в вечернем блоке, собиравшем самую массовую аудиторию, заняли программа «Время», представившая телевизионный образ прошедшего дня, текущего новости и краткий комментарий к ним. Структура программы «Время» незаметно похоже на интегральную систему вещания: устойчивость некоторых элементов с вариативностью других, гибкостью и свободой монтажных соединений.
Так, в ходе медиаобразовательной сессии, при подготовке ответов на проблемные вопросы, школьники пришли к выводу, что телепрограмма (как метатекст) представляет собой своеобразную экранную модель жизни планеты за 24 часа. Если на самом деле такая модель избирательна, она вмещает только главное, наиболее значимое.
Среди основных выводов урока можно отметить, что в целом широко состав телепрограммы и ее элементов характеризуется процессом гомогенизации— происходит синтез, объединение разных жанров, типов сообщений, форм подачи материала. Индивидуальные, самостоятельные программы находятся в сфере интерактива, перекликаясь, например, когда одни и те же темы воплощаются в публицистические и художественные жанры, в документальной и игровой форме.
Решить проблемы модели медиаобразования на материале телепередач. Проводятся занятия, направленные на раскрытие эстетических элементов телепрограммы. Школьникам предлагались задания, в которых они выявляли эстетические структуры телепрограммы, ее элементы, играющие роль связующих звеньев между индивидуумами.
Все тексты, заставки нарисованы и сделаны по видео; пейзажные зарисовки и фотосторис; отдельные музыкальные и пластические номера (клипы), используемые в передачах как зрелищные подборы и т.д., могут быть предложены для анализа. Школьники должны ответить на вопрос: «Какова роль этих заставок?». В качестве общего заключения можно сказать, что такие «промежуточные» телетексты участвуют в построении программы как пространственно-временное единство, придать ему определенный ритм, сформировать контекст для более крупных программных единиц, задать аудитории к восприятию телевизионных сообщений того или иного типа.
Выводы: Обоснована актуальность использования телевидения в медиаобразовании. Медиапедагог в перестроечное время в СССР. О. Ф. Нечай отмечает, что телевизионная программа (в коммуникативно-эстетическом аспекте) имеет много общего с первобытно-синкретической культурой человечества — с фольклором, среди главная из них – «знакомство» культурных программ с самой широкой аудиторией.
Таким образом, телевидение в годы перестройки играло социально-интегрирующую роль в обществе. Таким образом, обращение медиапедагогов к телевидению как к средству медиаобразования обосновывался тем, что в годы перестройки в СССР телевизионная программа была понимается как принципиально новый культурологический текст (метатекст) со своей структурой, коммуникативные и эстетические свойства. Телепрограмма является одной из самых значимых коммуникативные и эстетические явления ХХ века.
Список литературы:
- Медиаобразование в период перестройки. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://readera.org/characteristic-features-of-media-education-in-the-ussr-during-perestroika-period-147218145
- Все, что нужно знать о перестройке. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.rbth.com/history/328362-perestroika-30-years-from-break
- Изучение телевизионных медиатекстов в трудах О. Ф. Нечай. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-televizionnyh-mediatekstov-v-trudah-o-f-nechay
- Молодежная аудитория печати. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.dissercat.com/content/molodezhnaya-auditoriya-pechati-chtenie-v-usloviyakh-razvitiya-interneta
Оставить комментарий