Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(214)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Азарова Е.С. БРАК, СЕМЬЯ И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕМ КИТАЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 2(214). URL: https://sibac.info/journal/student/214/277380 (дата обращения: 13.05.2024).

БРАК, СЕМЬЯ И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Азарова Ева Сергеевна

студент I курса, Липецкий филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

РФ, г. Липецк

Соловьева Виктория Викторовна

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф., Липецкий филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

РФ, г. Липецк

MARRIAGE, FAMILY AND THE STATUS OF WOMEN IN ANCIENT CHINA

 

Eva Azarova

I-year student, Lipetsk Branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Russia, Lipetsk

Victoria Solovieva

Scientific supervisor, Doctor of Historical Sciences, Professor, Lipetsk Branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Russia, Lipetsk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена изучению особенностей традиционной китайской семьи и их причин проявления. Важнейшая роль в китайской культуре является традиционная семья. Основание для заключения брака являлось как в продолжении рода, так и заботы об предшествующем поколение. В женитьбе молодого человека были заинтересованы, прежде всего, его родители, которые, с одной стороны, отвечали за судьбу рода перед духами предков, а с другой - должны были заботиться о собственной загробной жизни.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the features of the traditional Chinese family and their causes of manifestation. The most important role in Chinese culture are traditional families. The basis for marriage was both in the continuation of the family and the care of the previous generation. First of all, his parents were interested in the marriage of a young man, who, on the one hand, were responsible for the fate of the family before the spirits of their ancestors, and on the other hand, had to take care of their own afterlife.

 

Ключевые слова: китайская культура, обычаи, семейные отношения, традиционная семья, дети, договор.

Keywords: chinese culture, customs, family relations, traditional family, children, contract.

 

В Древнем Китае приветствовались исключительно большие патриархальные семьи только с властью отца. Основной важной задачей для заключения брака было полное обеспечение семьи, и это достигалось прежде всего за счет рождения потомства мужского пола. Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианством как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из видов неподчинения к родителям.

Брак заключался либо по договорённости родителей, либо по согласию жениха и невесты. Союз, который заключали сами молодожёны был невыгоден для них. Это влекло осуждение, а зачастую наказанием главы семейства и траты на свадьбу.

Правило о том, что жених и невеста не должны иметь одну и ту же фамилию, соблюдалось с древних времен. Однако из-за отсутствия фамилий в китайском обществе это правило постепенно теряло свое значение. Также требовался статус жениха и невесты, как и «девственность» добрачных отношений.

15 лет - брачный возраст для мужчин и 13 лет - для женщин. Для соблюдения этого закона, составлялись списки, где было показано, что предел возраста для брака для мужчин был 30 лет, а для женщин 20. В первую очередь, брак был церемонией для продолжения рода и службы предкам. Исходя из этого, весь процесс брачующихся был в компетенциях главы семьи, и только он имел право на решение этого вопроса.

Согласно этому, вся процедура выбора невесты и заключения брака обычно не была связана со страстью молодых к друг другу или даже знакомством. Вопрос о браке всегда был в компетенции семьи, и глава семьи имел право решать этот вопрос. Устраивался семейный совет, на котором решились вопросы, когда и кого из сыновей женить, кто будет невеста. Решение принималось исключительно с согласием каждого из рода. На женитьбу не жалели ничего, порой даже влезали в долги, но проводили всё на высшем уровне.

Беременность и рождение ребенка – древнейшие процессы, густо окутанные легендами, приметами и легендами у всех народов. Китай, пожалуй, одна из немногих стран, сохранивших большую часть своих древних традиций и умело переплетающих лучшее из современной медицины. С тех пор прошло много веков, но Конфуций никогда не забывал о том, что его народ должен иметь крепкие семьи, а также много детей. Данная страна активно пропагандирует поздние браки и деторождение, а один из самых популярных лозунгов — «лучше позже, но лучше». Поскольку в большинстве китайских семей может быть только один ребенок, беременность, роды и воспитание детей находятся в центре внимания родителей. Беременные женщины издавна являются предметом особой заботы и внимания.

Много книг написано древними мудрецами о сегодняшнем так называемом «перинатальном воспитании». Считается, что зародыш имеет эмбриональную связь с матерью, поэтому женщина должна быть счастлива. Пренатальное образование началось полторы тысячи лет назад в Древнем Китае и понималось. Было прописано, что если вы будете следовать этим наставлениям, то ваши дети будут умными и находчивыми, мудрыми и расчетливыми, верными и честными, упорными и добрыми. Это и называется выращиванием плода.

Китайские женщины, находящиеся в положении, систематически исполняли ритуальные песни для младенцев, чтобы улучшить характер своих будущих детей. Помимо этого, в кузнице мира существовала традиция, именно по ней с ребёнком должно произойти знакомство. После того как супруг узнавал о том, что его жена носит чудо, он рассказывал будущему ребёнку свою историю жизни. Родители верили в то, что если их жизнь и рассказы понравятся дитю, то он обязательно родится здоровым. Происходили случаи, когда беременность после такого знакомства заканчивалась самопроизвольно. Именно поэтому в этом видели нежелание ребенка принять им уготованную ему судьбу.

Некоторые китайские обычаи, связанные с беременностью, очень похожи на славянские. Как и русским, беременным женщинам в Китае запрещено было пользоваться ножницами или заниматься шитьем. Действительно, мало кто сейчас соблюдает это крайне оскорбительное табу. Есть у данного народа и еще один запрет из древности. Если женщина носила под сердцем ребёнка было категорически запрещено переезжать в другое место или даже двигать какую-либо мебель.

Жители КНР были уверены, что таким образом вызывали злых духов, от которых ждали плохих поступков. Но при любой перестановке в доме женщина не может удержаться от того, чтобы не помочь своим родственникам. И лишние хлопоты ей в этом состоянии совершенно ни к чему. С древних времен Китай бережно относился к молодым матерям (кстати, не в этом ли секрет долголетия китаянок?).

С давних времен женщинам предписывали отдых после родов. Молодая мама должна была месяц посидеть дома. В это время даже самая придирчивая свекровь не имела права заставлять ее что-либо делать помимо ухода за ребенком. Естественно, все женское внимание уделялось общению с детьми, а родные ей люди занимались домашними делами.

Кстати, сейчас, продолжая древнюю традицию, организуются специальные медицинские центры, пользующиеся большой популярностью в Китае, где в первый месяц после родов матерям и их детям оказывается поддержка, диетическое питание и особый уход. Когда коллега или подруга обращает внимание на усталый вид женщины, она может сказать: «У нее ребенок, и ей нужно немного отдохнуть». Интересен еще тот факт, что в первый месяц после родов женщине запрещено не только работать, но и плакать. Так же есть и поговорка: «Каждая слезинка родильницы – золото». И будет горе тем, кто заставляет плакать молодых матерей! В традиционной китайской медицине считается, что у женщин, которые плачут после родов, впоследствии может быть и плохое зрение. По этой же причине им нельзя было и читать.

Кроме того, молодым мамам в течение месяца нельзя мыть голову, а следует принимать только ванночки со специальными травами. Однако в современной китайской медицине разработаны специальные косметические средства для «сухого мытья» головы. Запреты и правила так же распространяются и на женское питание.

В медицине Китая все продукты делятся на «холодные» и «теплые». Разумеется, это деление условно и не всегда связано с температурой. Пища, которую употребляет молодая мама, не должна быть «холодной», чтобы не навредить ее здоровью (например, не есть «холодные» огурцы, арбузы, капусту, дыни и морепродукты). Желанная пища китаянок во время появления на свет их малышей – это цыпленок с маслом из кунжута и провансалем из рисовой водки, дополненный имбирем. Такое блюдо помогало молодым мамам быстро восстановиться после тяжелого пути. Женщинам, которым уже была оказана помощь, мужья безусловно приносили это блюдо.

Если ребенок рождался ослабленным, с ним проводили особый обряд, он не мог носить новые одеяния, а лишь те, какие ему оставили его предки, это помогало ему не болеть и быть сильным. Детям порой давали и имена, связанные с животными, как «кошка» либо же «собака», чтобы злые силы и духи проходили мимо, и не могли никак помешать развитию.

Все китаянки рожают в больницах. Родильный дом хорошо оборудован, а медицинский персонал доброжелательный и находчивый. Для китайцев рождение ребенка — это величайшее чудо. Вот и доктор, оглядывая переполненную дородовую палату, радуется, что сегодня через его руки в мир приходит столько новых жизней. Как и в большинстве «цивилизованных» стран, кесарево сечение сейчас очень популярно в Китае и доступно всем.

Большинство женщин сами просятся на данную процедуру, мотивируя это тем, что у них может быть только один ребенок, а риск здесь неприемлем. В наши дни здесь кормили из бутылочки всех без исключения, но в последние годы китаянки восстановили традицию грудного вскармливания, и теперь их дети сразу на грудном вскармливании. В Китае существует множество других традиций, связанных с отношениями между родителями и детьми, их слишком много, чтобы сосчитать. Но само собой разумеется, что они очень уважительно относятся к матерям и детям. Даже китайское слово «хороший» состоит из двух иероглифов: «мать» и «ребенок».

Согласно китайскому обычному праву, супруги имели право на расторжение брака. Более того, это поощрялось в некоторых случаях. Но и за нарушение супружеских обязательств назначалось уголовное наказание. Это могло быть причинение вреда оскорблениями, поднятиями руки и т.д. От супруги, а также от ее семьи, могла исходить просьба и о разводе. «Ли» для мужчины - это наказание, если допустим его избранница не смогла оправдать надежд его предков, была упрямой по отношению к тестю и свекрови, своевольной, непокорной и своенравной, а так же претендовала в случае развода на его имущество.

По правилам того времени, у женщин практически не было возможностей, чтобы бросить своих мужей или даже желания возразить на развод, так как жена обязана была остаться в браке (на земле и после смерти, «Ли Цзы, книга XI») и у нее не было "пути назад". Ее мужчина, который мог отказаться от своего выбора в любви, карался тяжелым грузом- его ссылали на каторгу.

Супруг так же не мог разорвать брак, если его спутница жизни оплакивала своих родителей, либо же у нее не было крыши над головой. Муж был в ответе за все преступления своей второй половины, кроме тяжких посягательств и неуважению своему выбору, то есть измены, в конечном итоге супруга была отдана ему под поручение.

В те времена, отцы продавали своих наследников, но старшие имели преимущество. Ненаказуемы были и убийства, которые продолжались в результате мятежей в XIX веке. Если все мероприятия после смерти родственников не соблюдались, как должны были быть, то семьи несли ответственность за это. Сыновья и внуки, покинувшие свои семьи и разграбившие свои ценности родства, были всегда наказаны. Старшинство и меньшинство влияло напрямую на строгость за любые преступления против семьи. Кража отца у младшего сына не была серьезным злодеянием, а вот если старшего обвиняли в совершенном преступлении, то это каралось.

Тяжела и беспросветна в прошлом была жизнь китайской женщины. Игрушка в руках сильного пола, китайская женщина в течение многих веков существовала в условиях глубокого прессинга и вечного морального унижения. Тем не менее, несмотря на суровые обычаи и нравы, китайская семья отличалась удивительной жизнестойкостью в борьбе с невзгодами, а члены семьи - небывалой привязанностью к родному дому. Думается, происходило это во многом благодаря долготерпению и жизненному оптимизму китайской женщины.

 

Список литературы:

  1. Бокщанин, А.А. Очерк истории государственных институтов в китайской империи Феномен Восточного деспотизма. – М.: Наука, 2013. –  273 с.
  2. Древние культуры Китая: палеолит, неолит и эпоха металла / Новосибирск: Наука, 2014. – 120 с.
  3. Кобзев, А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии / М.: Наука, 2019. – 432 с.
  4. Крюков, М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы. Проблемы этногенеза / М.: Наука, 2012. – 342 с.
  5. Рубин, А.И. Личность и власть в Древнем Китае. / Восточная литература РАН, 2013. – 384 c.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.