Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(213)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА НАЦИОНАЬНОГО ПРОБУЖДЕНИЯ В НИДЕРЛАНСДКОЙ ОСТ-ИНДИИ
THE ORIGIN AND STAGES OF THE PROCESS OF NATIONAL AWAKENING IN THE DUTCH EAST INDIES
Elizaveta Marutina
Student, Department of Russian as a Foreign Language and methods of its teaching, Saint Petersburg State University,
Russian, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье дается характеристика национального движения Индонезии, а также обсуждаются основные этапы зарождения, создания, а также становления национально-освободительного движения в период начала XX века.
ABSTRACT
The article describes the national movement of Indonesia, and discusses the main stages of the origin, creation, and formation of the national liberation movement in the early XX century.
Ключевые слова: Индонезия, империализм, колониализм, национализм.
Keywords: Indonesia, imperialism, colonialism, nationalism.
Индонезийский национализм зарождался в условиях чрезвычайно слабой национальной буржуазии и в условиях борьбы с колониальным гнетом. Рост капиталистических отношений в Индонезии помогал процессу национального пробуждения, в это время сформировались две тенденции. Первая тенденция- формирование нескольких наций на основе наиболее развитых народностей, наиболее широко эта тенденция была распространена у минангкабау и сунданцев и отражала интересы господствующих слоев. Вторая тенденция – формирование единой нации с единым языком преобладала в национально-освободительном движении. Это объяснялось несколькими факторами:
1) вся страна испытывала колониальный гнет,
2) существовали давние исторические связи между всеми районами страны,
3) общее религиозное и культурное единство,
4) все народности поддерживали борьбу с колониализмом,
5) превращение одного из языков архипелага в общеиндонезийский.
Все это наложило отпечаток на формирование национального самосознания. Национальное движение зародилось на Яве, где проживало ¾ населения страны и находились все культурные, политические и экономические центры, более того, именно на Яве под влиянием колониализма началось развитие капиталистических отношений. Именно здесь возникла идея общенационального языка (индонезйиского). Однако сперва стоит упомянуть предысторию национального пробуждения в Индонезии, ведь данные процессы относятся к периоду национально-освободительного движения. Первые носители национального самосознания в Индонезии, как и в других странах выступали с просветительских позиций. На рубеже XIX-XX веков на общественной арене в Нидерландской Индии появилась молодая аристократка Раден Адженг Картини (1879-1904) [1, с. 283]. Именно в ее мировоззрении отразились главные черты индонезийского национализма. Она выступала как просветительница, боролась против дискриминации коренного населения, выступала за женское образование, осуждала феодальные порядки, бесправие масс, призывала к борьбе против унижающих человека средневековых обычаев и нравов. Картини и ее работам был свойственен демократизм, который был необычен для выходца из аристократической среды. Главным путем к прогрессу было воспитание и просвещение народа. Она придавала большое значение овладению европейской культуре. ее идеалом был синтез культур Запада и Востока. Картини остро реагировала на любые проявления колониального гнета, резко критиковала колониальные власти за то, что они мешают просвещению народа. Ей были близки не только интересы яванцев, но и других народов Индонезии. Идеи Картини сыграли большую роль в пробуждении индонезийского национального самосознания, причем многие ее идеи и тезисы были использованы потом в программах различных партий в будущем [3, с. 70-71].
Организованное национально-освободительное движение зародилось в Индонезии позже, чем в других колониях, например, в Индии и Филиппинах, произошло это из-за того, что в индонезийская национальная буржуазия была слаба и интеллигенция была менее многочисленной чем в других колониях. Однако развитие национально-освободительного движения в Индонезии было очень стремительным. Национальное самосознание в Индонезии до 1918 года прошло несколько фаз своего развития. Процесс национального пробуждения был неоднороден по своему классовому составу, содержанию и глубине в различных частях страны, являлся отражением социально-экономической эволюции народов Индонезии в условиях голландского господства.
Первая фаза развития индонезийского национализма характеризовалась преобладанием элементов “аристократического” национализма. На первом этапе индонезийская интеллигенция, имевшая образование и связанная с бюрократически-аристократическими слоями первой выражала пробуждение национального самосознания. На первом этапе не было гегемонии какого-нибудь течения в национально-освободительном движении. наблюдалось сосуществование либерально-буржуазного и мелкобуржуазного национализма. Эта фаза открывается с основанием первой индонезийской националисткой организации современного типа “ Буди Утомо”. Однако Буди Утомо была лишь просветительской организацией.
Почти одновременно с первой фазой начинается вторая фаза пробуждения национального самосознания в Нидерландской Ост-Индии. В это время происходят первые проявления буржуазного национализма, зарождаются элементы индонезийского национал-либерализма. Характерной чертой данной фазы было то,что из-за своей слабости индонезийская национальная буржуазия была вынуждена сотрудничать с арабской торговой буржуазией против китайского торгового капитала . Примером такого сотрудничества стало образование в 1911 году организации “Сарекат даганг ислам” (“Союз мусульманских торговцев”). Но подобные союзы индонезийской и арабской буржуазии преследовали не только экономические цели, такие как борьба с китайским капиталом, но и боролись с феодальными привилегиями аристократии. Однако на тот момент индонезийская буржуазия имела незначительный экономический и политический вес, что не позволяло ей выступать как самостоятельная политическая сила. Примером тому служит превращение организации “Сарекат даганг ислам” из узкоклассовой организации в массовую “Сарекат ислам” в 1912 году.
С этого момента начинается третья фаза развития национального самосознания в Индонезии. Эта фаза продолжалась до второй мировой войны. Характеризуется эта фаза широким вовлечением в национально-освободительную борьбу элементов мелкобуржуазного демократического национализма, который имел революционную и антиимпериалистическую направленность. Постепенно деятельность многих организаций, имевших узконациональную политику (например, “Сарекат ислам”), сменилась на общенациональную и антиимпериалистическую. В этот период активно развивалась идея создания единой индонезийской нации с единым языком. Например, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения Чипто Мангункусумо писал, что яванцам придется пожертвовать некоторыми этническими особенностями во имя создания единой нации, которая бы объединяла все народы в Индонезии, что общность “материальных интересов” важнее чем расовые различия [4, с. 64-66].
Однако социально-экономические процессы, протекавшие в Индонезии в 20-х годах XX века, например, распространение капиталистических отношений и развитие крестьянского мелкотоварного производства вели к нарастанию классовых противоречий. Шло активное развитие рабочего и стачечного движения. В период между мировыми войнами происходит расширение империалистической эксплуатации Индонезии. Расширение эксплуатации привели к ухудшению положения индонезийского народа. С начала 20-х годов в индонезийском национальном движении происходил процесс классовой дифференциации [3, с. 83]. С 1923 на сцену национальной борьбы выходит коммунистическая партия, которая оказала большое влияние на национальное движение в целом. Ведущие позиции КПИ отнюдь не означали гегемонию марксистских идей, так как большинство людей шли за партией прежде всего из-за ее антиколониальных идей. Показательным событием процесса “Пробуждения Азии” стало восстание 1926-1927 годов. Это было первое антиколониальное восстание, которое охватило весь архипелаг, а не только отдельные его области. В нем участвовали многие представители различных слоев индонезийского общества- рабочие, крестьяне, интеллигенция, мелкая буржуазия. Далее, в период 1927-1942 годов на передний план национального движения уже выдвигается радикальный мелкобуржуазный национализм, который испытал некоторое влияние идеи марксизма. В это время индонезийский торгово-ростовщический капитал и часть сельской буржуазии окрепли путем закабаления деревенской бедноты. В это время была создана одна из важнейших партий в истории индонезийского национального движения “Национальная партия Индонезии” (НПИ) [2, с. 83].
Таким образом, в начале двадцатого века в индонезийском обществе произошли значимые изменения, следствием которых стал подъем национального самосознания, зарождение национально-освободительного движения и появление лидеров национального движения.
Список литературы:
- Бандиленко Г.Г. Гневушева Е.И. Деопик Д.В. Цыганов В.А. История Индонезии. Ч.1. :Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1992.- 413 С.
- Беленький А.Б. “ Идеология национально-освободительного движения в Индонезии 1917-1942 гг.”.- М.:изд-во Наука.- 620 С.
- Индонезия: Справочник : научное издание / Ин-т востоковедения АН СССР ; ред. Н. А. Симония, Л. Ф. Пахомова. - М. : Наука, 1983.- 80 С.
- Симония Н. А. Буржуазия и формирование нации в Индонезии : научное издание / Н. А. Симония. - М. : Наука, 1964.- 200 С.
Оставить комментарий