Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(213)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Игошина А.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ ОСМЫСЛЕННОСТИ И УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 1(213). URL: https://sibac.info/journal/student/213/276933 (дата обращения: 20.04.2024).

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ ОСМЫСЛЕННОСТИ И УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Игошина Алла Александровна

студент 3 курса, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Ферапонтова Мария Вячеславовна

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц. кафедры психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

THE RELATIONSHIP OF THE HARDINESS AND THE PURPOSE-IN-LIFE IN ADOLESCENCE

 

Alla Igoshina

3rd year student, Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia

Maria Ferapontova

scientific supervisor, Ph.D. psychol. Sciences, Assoc. Department of Labor Psychology and Psychological Counseling, Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены теоретические и эмпирические основания предположения о наличии взаимосвязи между уровнем жизнестойкости и степенью осмысленности жизни у лиц юношеского возраста. Обоснована значимость работы психолога в сфере смысложизненных ориентаций личности для сохранения психологического благополучия современного человека.

ABSTRACT

This article presents the grounds for the existence of a relationship between two indicators: hardiness and purpose-in-life in adolescence. Substantiates the need for a psychologist to work in the area of purpose-in-life of a person.

 

Ключевые слова: жизнестойкость, осмысленность жизни, ценности личности, экзистенциальные потребности человека, логотерапия.

Keywords: hardiness, purpose-in-life, personal values, existential needs, logotherapy.

 

Психологическое благополучие человека является одновременно как предметом исследования науки, так и конечной целью психолога-практика: в каждом из этих случаев необходимо учитывать современные тенденции развития общества и их влияние на формирование личности для создания эффективных инструментов оказания помощи. На наш взгляд, одним из таких инструментов может стать логотерапия как метод, способствующий укреплению психологического здоровья через обнаружение и реализацию личных смыслов. Мы считаем, что психолог, способный вдохновить человека и пробудить в нем мужество к воплощению своих ценностей, может оказать значительное влияние на развитие здоровой, самостоятельной и устойчивой личности.

В нашем исследовании представлены теоретические обоснования предположения, высказанного представительницей экзистенциального направления психотерапии Э. Лукас о том, что «люди, понимающие, в чем смысл их жизни, гораздо лучше справляются с проблемами и несчастиями, чем те, которые не видят для себя никакой осмысленной перспективы и не имеют собственной шкалы жизненных ценностей» [2, с. 16]. Опираясь на взгляды данного автора, а также ключевые положения основателя метода логотерапии В. Франкла и иных исследователей, посвящавших свои труды проблемам психологической устойчивости, мы попытались раскрыть характер взаимосвязи между степенью осмысленности жизни и жизнестойкостью у лиц юношеского возраста.

В 1960-х годах благодаря развитию учения логотерапии впервые в противовес таким классическим понятиям психоанализа, как «стремление к удовольствию» (З. Фрейд) и «стремление к превосходству» (А. Адлер), возникло новое, заключающее в себе идею о специфически человеческой способности к духовной реализации   – «стремление к смыслу», которое, по мнению В. Франкла «представляет собой самодостаточную мотивацию и не является ни выражением, ни порождением других потребностей…» [5, с. 11]. Впервые прозвучало утверждение, что человек действует исходя из принципа удовольствия или власти только в том случае, когда не может увидеть смысл своей жизни. Чувство бессмысленности и опустошенности, сопровождающееся апатией, безынициативностью и скукой, заставляет индивида искать счастья в сиюминутном удовлетворении низменных потребностей и самоутверждении через подавление других.

Однако, такие способы приносят лишь временное облегчение, в то время как состояние подавленности (обозначаемое термином «экзистенциальный вакуум») только усугубляется. В. Франкл утверждал, что целью терапии является оказание помощи человеку в обнаружении и воплощении личных смыслов: «логотерапия» буквально переводится как «исцеление смыслом». Автор обозначил три категории человеческих ценностей, каждая из которых отражает путь реализации смыслов человека [4, с. 64]:

1. Ценности творчества реализуются в деятельности, целью которой является активное созидание, а продуктом – материальные или духовные достижения, реализуемые благодаря способности личности выходить за пределы своего «Я», проявляясь в различных сферах: духовного пространства, межличностных отношений и общественного самосознания. Ценности творчества позволяют человеку воплощать смысл, отдавая что-либо этому миру.

Представитель психоаналитического направления Э. Фромм в своем труде «Иметь или быть?» определил акт творчества как «…активное, неотчужденное, приложение наших способностей к имеющимся объектам» [6, с. 241]. Здесь термин «творчество» сопоставим с понятием «продуктивная (неотчужденная) активность», определяемая автором как особый процесс сотворения, при котором человек воплощает себя в акте созидания: когда «моя активность есть проявление моих способностей <…>, то есть я и моя деятельность едины» [5, с. 141]. С точки зрения Э. Фромма, продуктивность не всегда подразумевает наличие физически ощутимого результата деятельности, поскольку в первую очередь речь идет о внутреннем состоянии индивида, сопровождающемся глубокими эмоциональными переживаниями сопричастности и осмысленности. Напротив, суетливое, но безынициативное поведение человека, не вовлеченного в процесс выполняемого им дела, не мотивированное искренней заинтересованностью в воплощении собственного потенциала, можно охарактеризовать понятиями «отчужденная деятельность» или «непродуктивная активность».

Автор утверждает, что у каждого человека существует потребность в преодолении своей пассивной природы, а здоровая личность отличается способностью к творческому воплощению в неотчужденной деятельности. Сопоставляя эти идеи с воззрениями В. Франкла мы можем убедиться в правомерности данного вывода: человек нуждается в творческой реализации, поскольку именно осмысленное созидание позволяет ему воплощать личные смыслы. Продуктивная активность является одним из условий сохранения психического здоровья человека и открывает индивидуальный путь к обретению счастья, однако существуют еще два вида ценностей, в рамках которых может происходить духовное развитие личности.

2. Ценности переживания отражают все те смыслы, которые индивид осуществляет благодаря тому, что получает от этого мира в процессе активной деятельности или созерцания, посредством погружения в восприятие действительности и благодаря обретению духовной близости со значимым лицом.

В первую очередь здесь затрагивается феномен глубоких чувственных переживаний личности. Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» наделил потребность в установлении эмоциональных связей особым значением: «Желание межличностного слияния наиболее сильное из всех стремлений человека. Это самая фундаментальная страсть и та сила, что скрепляет человеческую расу, род, семью, общество. Неудача в достижении такого слияния означает безумие или распад – самоуничтожение или уничтожение других» [7, с. 37]. Действительно, едва ли приходится сомневаться в том, что каждый нуждается в достижении духовной близости с другим человеком – согласно идеям В. Франкла, это один из способов реализации смыслов в сфере ценностей переживания.

Однако, и другая активная или созерцательная деятельность также наполняет жизнь человека смыслом, делает ее эмоционально насыщенной, а саму личность – духовно богатой, устойчивой и целостной. Последовательница учения В. Франкла Э. Лукас отмечала, что освобождение индивида из плена тревоги возможно только в том случае, если он обратится к значимым переживаниям момента, позволит себе полностью вовлечься в поток жизненных событий, отказавшись от эгоцентрической озабоченности и тенденций к многозадачности: «Тревожные вопросы <...> растворяются на фоне мыслей и чувств, направленных теперь на нечто любимое и облеченное смыслом, а не на себя самого» [2, с. 96]. Автор утверждает, что «...для достижения согласия с самим собой и внешним миром есть несколько средств: следует уходить в тишину, прислушиваться к внутреннему голосу, улавливать смысл момента, следовать за ним и принимать дары жизни» [2, с. 103].  Эти идеи подводят нас к еще одному важному выводу: сосредоточенность, внимательность, способность погружаться – это те навыки, овладев которыми человек может значительно улучшить качество своей жизни, поскольку они позволяют ему реализовать смысл через глубокое переживание момента.

Помимо этого, здоровой и психологически устойчивой личности также присуща способность с достоинством преодолевать жизненные препятствия и кризисные этапы. Здесь следует упомянуть о следующей сфере ценностей, которая, по мнению В. Франкла, позволяет человеку обрести наиболее благородный и возвышенный смысл жизни.

3. Ценности отношения реализуют специфическую способность человека воплощать смысл через принятие особой внутренней позиции к ситуации, которую невозможно изменить: в тех случаях, когда «благодаря безусловной вере в безусловный смысл полный провал может обернуться героическим триумфом» [4, с. 132].

Речь идёт об обстоятельствах объективно неподвластных человеку: по мнению В. Франкла, именно изменение отношения к ним способно духовно возвысить личность над сложившейся ситуацией через «осмысленное отношение к боли, вине и смерти» [4, с. 67]. Способность наделять смыслом свое затруднительное или отчаянное положение помогает человеку обрести ресурсы для их преодоления.

Так, логотерапия отличается по-настоящему понимающим и гуманным отношением к личности: она помогает реализоваться через созидание, учит наслаждаться переживаниями момента и верит в способность человека с достоинством принимать страдания, когда они неизбежны.

На этом моменте встает вопрос о качествах личности, способной утверждать свое право на внутренний выбор при неразрешимых обстоятельствах. Главным из них, на наш взгляд, является жизнестойкость – понятие, характеризующее «меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности» [1, с. 4]. С. Мадди выделяет три критерия жизнестойкости:

1. Вовлеченность связана умением находить в каждом мгновении и акте деятельности что-то интересное и личностно значимое, погружаться и эмоционально откликаться на происходящие события, свободно и спонтанно проявляя себя в мире.  Отсутствие этого компонента характеризуется тягостным ощущением, будто бы «жизнь проходит мимо».

2. Контроль выражает степень уверенности индивида в способности влиять на внешние обстоятельства. Этот компонент обуславливает ощущение, что будущее человека зависит от него, в то время как на противоположном полюсе находится чувство беспомощности.

3. Принятие риска характеризует поведение человека, который открыт новому опыту, а также способен оценить и положительные, и отрицательные результаты своей деятельности как значимые и полезные для построения индивидуального жизненного пути. Недостаток данного компонента лежит в основе страха принимать решения и занимать активную позицию по отношению к миру.

Таким образом, все три компонента обуславливают жизнестойкость личности, отличительными особенностями которой являются: восприятие происходящих событий с точки зрения личной ответственности и инициативы, как эмоционально значимых и способствующих дальнейшему развитию. Жизнестойкая позиция, в свою очередь, позволяет человеку обнаружить ресурсы даже в кризисных и стрессовых ситуациях, а, следовательно, эффективно преодолеть возникающие на пути препятствия.

На наш взгляд, научную ценность может представить теоретическое исследование, направленное на соотнесение перечисленных категорий ценностей с тремя критериями жизнестойкости, выделенными С. Мадди. Исходя из принципа единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна [3, с. 40], мы сформулировали следующие положения:

1. Воплощение личных смыслов посредством активного созидания является одновременно необходимым условием реализации и предпосылкой к развитию такого показателя жизнестойкости, как принятие риска. Отсутствие готовности принимать условия неопределенности не позволяет человеку свободно проявлять свое творческое начало. В то же время, личность, проживающая активную и созидательную жизнь, характеризуется такими качествами, как спонтанность, креативность и способность эффективно адаптироваться к новым условиям, поскольку творческий образ мыслей и поведения обуславливает развитие способности к принятию риска.

2. Воплощение личных смыслов в сфере ценностей переживания является одновременно необходимым условием реализации и предпосылкой к развитию такого показателя жизнестойкости, как вовлеченность. Без ощущения активного сопричастия и погруженности в бытие невозможно глубокое переживание. В то же время, именно систематическое погружение в динамику живых эмоций стимулирует развитие вовлеченности как свойства личности, обсулавливающего степень ее жизнестойкости.

3. Воплощение личных смыслов в рамках ценностей отношения является одновременно необходимым условием реализации и предпосылкой к развитию такого показателя жизнестойкости, как ощущение контроля. Убежденность в собственной власти над жизненными обстоятельствами обуславливает способность индивида утверждаться через обретение смысла в формировании уникального отношения к происходящему. В то же время, мы можем заметить, что человек, на долю которого выпало немало трагических событий, отличается особой стойкостью: пережитый опыт позволяет ему сохранять уверенность в собственном контроле над любой потенциальной опасностью.

Таким образом, созидание нереализуемо без принятия риска, эмоциональное переживание недосягаемо без компонента вовлеченности, а формирование внутренней позиции невозможно без убежденности, что принятый человеком выбор в наибольшей степени влияет на развитие событий в будущем. В то же время, реализация рискованных замыслов стимулирует развитие творческого начала, погруженность в условия «здесь и сейчас» способствует проявлению эмоциональных переживаний, а принятие ответственности за собственное влияние на жизнь укрепляет стремление формировать внутреннюю позицию.

Воплощение смыслов в каждой из трех сфер ценностей развивает жизнестойкие качества индивида, в то же время эти последние являются необходимым условием для реализации смысла в деятельности. Иными словами: тот, кто живет осмысленно – обретает жизнестойкость; но развитие жизнестойкости невозможно вне рамок осмысленного поведения.

Исходя из представленных теоретических позиций, мы приступили к эмпирическому исследованию, в котором приняли участие 100 респондентов в возрасте от 17 до 23 лет: 61% девушек и 39% юношей. 80% из них являются студентами различных ВУЗов России, 6% обучаются в колледже, 7% трудоустроены в сфере обслуживания и не являются студентами учебных учреждений, 7% не осуществляют трудовую и учебную деятельность. Респонденты дистанционно заполнили бланки методик «Тест смысложизненных ориентаций» (в адаптации Д. А. Леонтьева) и «Жизнестойкость» (С. Мадди). В результате проведенного исследования были получены данные, представленные на рисунках 1 и 2.

 

Рисунок 1. Результаты распределения испытуемых по уровню показателей жизнестойкости

 

В ходе исследования жизнестойкости мы обнаружили, что:

1) 81% респондентов обладает высоким уровнем жизнестойкости, 19% низким;

2) По критерию «Вовлеченность» 23% респондентов обладают средним показателем, 77% низким;

3) По критерию «Контроль» 80% обладают средним показателем, 20% низким;

4) По критерию «Принятие риска» 53% обладают высоким показателем, 40% средними и 7% низкими.

 

Рисунок 2. Результаты распределения испытуемых по выраженности смысложизненных ориентаций

 

Исследование смысложизненных ориентаций показало, что:

1) Высоким показателем осмысленности жизни обладает 9% респондентов, средним 48% и низким 43%;

2) По критерию «Цели в жизни» 8% респондентов обладают высоким показателем, 45% средним и 47% низким;

3) По критерию «Процесс жизни» 10% обладают высоким показателем, 41% средним и 49% низким;

4) По критерию «Результативность жизни» 13% обладают высоким показателем, 54% средним и 33% низким;

5) По критерию «Локус контроля – Я» 9% обладают высоким показателем, 56% средним и 35% низким;

6) По критерию «Локус контроля – жизнь» 13% обладают высоким показателем, 61% средним и 26% низким.

  Также нам удалось установить характер взаимосвязи критериев осмысленности жизни и жизнестойкости с помощью критерия корреляции Пирсона. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования взаимосвязи показателей осмысленности жизни и критериев жизнестойкости с помощью коэффициента корреляции Пирсона

 

Осмысленность

Цели в жизни

Процесс

Результат

Локус контроля Я

Локус контроля жизни

Жизнестойкость

Корреляция Пирсона

,422**

,361**

,501**

,487**

,405**

,337**

Знч. (2-сторон)

,000

,000

,000

,000

,000

,001

N

100

100

100

100

100

100

Вовлеченность

Корреляция Пирсона

-,110

-,127

-,024

-,032

-,028

-,147

Знч. (2-сторон)

,278

,207

,811

,752

,782

,143

N

100

100

100

100

100

100

Контроль

Корреляция Пирсона

-,024

-,038

-,033

-,040

-,026

-,004

Знч. (2-сторон)

,809

,710

,744

,692

,796

,971

N

100

100

100

100

100

100

Принятие риска

Корреляция Пирсона

,670**

,607**

,726**

,716**

,593**

,567**

Знч. (2-сторон)

,000

,000

,000

,000

,000

,000

N

100

100

100

100

100

100

**Корреляция значима на уровне 0,01 (2 сторонняя)

 

В рядах таблицы перечислены критерии жизнестойкости, сущность которых мы описали выше. В столбцах представлены шкалы методики «Тест смысложизненных ориентаций». Первая шкала («Цели в жизни») определяет наличие в жизни субъекта осмысленных и значимых целей на будущее; вторая («Процесс жизни») отражает степень эмоциональной насыщенности бытия; третья («Результат») выявляет степень удовлетворенности индивида в достигнутом уровне реализации; четвертая («Локус контроля – Я») является показателем уверенности человека в том, что он способен выстраивать свою жизнь в соответствии с собственными представлениями и желаниями; пятая шкала («Локус контроля – жизнь») отражает степень убежденности индивида в том, что он способен воплощать собственные планы и управлять своей жизнью. Анализ результатов, представленных в таблице 1, приводит нас к следующим выводам:

1. Обнаружена взаимосвязь между показателем жизнестойкости и уровнем осмысленности жизни r = 0,422 (p ≤ 0,01), а также всеми ее критериями: «Цели в жизни» r = 0,361 (p ≤ 0,01), «Процесс» r = 0,501 (p ≤ 0,01), «Результат» r = 0,487 (p ≤ 0,01), «Локус контроля – Я»,  r = 0,405 (p ≤ 0,01)  и «Локус контроля – жизнь» r = 0,337 (p ≤ 0,01).

2. Установлено наличие взаимосвязи между показателем жизнестойкости «Принятие риска» и уровнем осмысленности жизни r = 0,670 (p ≤ 0,01), а также всеми ее критериями: «Цели в жизни» r = 0,607 (p ≤ 0,01), «Процесс» r = 0,726 (p ≤ 0,01),  «Результат» r = 0,716 (p ≤ 0,01), «Локус контроля – Я» r = 0,593 (p ≤ 0,01), «Локус контроля – жизнь» r = 0,567 (p ≤ 0,01).

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась эмпирически.  Нам удалось выявить практические основания предположения о том, что осмысленное бытие взаимосвязано с жизнестойкими качествами личности. Исходя из полученных данных, мы можем говорить о высоком уровне актуальности и значимости работы психолога в сфере смысложизненных ориентаций человека с целью сохранения его психологического благополучия и развития жизнестойкости.

 

Список литературы:

  1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Изд-во Смысл, 2006. С.63.
  2. Лукас Э. Источники осознанной жизни. Преврати проблемы в ресурсы. Изд-во Никея, 2019. С.160.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во Питер, 2002. С.720.
  4. Франкл В. Воля к смыслу. Основы и применение логотерапии. М.: Изд-во Институт общегуманитарных исследований, 2015. С.144.
  5. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Изд-во Сибирское университетское издательство, 2009. С.95.
  6. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Изд-во АСТ, 2021. С.320.
  7. Фромм Э. Искусство любить. М.: Изд-во АСТ, 2021. С.224.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.