Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(213)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Травкин П.С. РОЛЬ АРМИИ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРМИИ ИНДОНЕЗИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 1(213). URL: https://sibac.info/journal/student/213/276403 (дата обращения: 23.12.2024).

РОЛЬ АРМИИ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРМИИ ИНДОНЕЗИИ

Травкин Павел Сергеевич

студент 2 курса магистратуры, кафедра теории общественного развития стран Азии и Африки, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE ROLE OF THE DEFENDERS OF THE MOTHERLAND ARMY IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ARMY OF INDONESIA

 

Pavel Travkin

Second-year Master's student, Department of the Theory of Social Development of Asian and African Countries, Saint Petersburg State University,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Развитие армии в Индонезии по-своему уникально. Основные особые черты функционирования армии в обществе и экономике страны были заложены во времена Второй Мировой войны. И если колониальные вооруженные формирования не оказали значительного влияния на создание армии в 1940-1950-х гг., то набранные японцами из числа местных жителей армии, самой крупной из которых стала Армия Защитников Родины (ПЕТА), стали ядром вооружённых сил уже независимой Республики Индонезии и принесли с собой целый ряд характерных для таких формирований черт: элитаризация армии, фракционность офицеров, а также вовлечение армии в политику и экономику страны.

ABSTRACT

The development of the army in Indonesia is unique in its own way. The main special features of the functioning of the army in the society and economy of the country were laid during the Second World War. And if the colonial armed formations did not have a significant impact on the creation of the army in the 1940s and 1950s, then the armies recruited by the Japanese from among the locals, the largest of which was the Army of the Defenders of the Motherland (PETA), became the core of the armed forces of the already independent Republic of Indonesia and brought with them a number of features characteristic of such formations: elitization the army, the factionalism of officers, as well as the involvement of the army in the politics and economy of the country.

 

Ключевые слова: Армия Индонезии, японская оккупация, ПЕТА, Вторая Мировая война.

Keywords: Indonesian Army, Japanese occupation, PETA, World War II.

 

Развитие армии в Индонезии по-своему уникально. Дело даже не в пресловутом слиянии западного и восточного взглядов на армию, которые были заложены колониальной армией (такой принцип как профессионализация армии) и различными формированиями, которые были основаны во время Второй Мировой войны или после нее (такой принцип как тесные отношения армии и государства), а в том, как взаимодействовали различные личности, подразделения, группировки и фракции внутри развивающейся Национальной Армии Индонезии (индонез. Tentara Nasional Indonesia, ТНИ,).

До 1942 г. на территории Нидерландской Ост-Индии не было других армий, кроме профессиональной Королевской Армии Нидерландской Индии (КНИЛ), задачей которой была охрана внутреннего порядка в колонии, а также борьба с мятежами и экспансия в те земли архипелага, на которые претендовала Голландия. Однако японское вторжение 1942 г. и быстрое поражение КНИЛ привели к тому, что на территории Индонезии образовался вакуум существования армий современного типа.

Тем не менее, через несколько месяцев японцы начали создавать отряды «Хейхо», которые позиционировались как вспомогательные войска, но по больше части данные отряды использовались на трудовых работах или воевали на фронтах вне индонезийского архипелага. Лишь малая часть солдат таких отрядов смогла попасть в японскую армию и получить хоть какую-либо квалифицированную военную подготовку.

Одной из сфер упрочения господства японцев на архипелаге стало создание новой вспомогательной армии, потому что отряды «Хейхо» на эту роль не подходили. Дело в том, что к 1943 г. положение Японии на фронтах ухудшилось и японцы ожидали скорой высадки войск союзников на территории Индонезии, именно поэтому японцы пошли на создание еще одной вспомогательной армии под название ПЕТА (Армия Защитников Родины) (индонез. Pembela Tanah Air). Основной задачей армии стало принятие на себя удара союзников при их высадке на архипелаге и задержка их, пока японцы не укрепятся в городах и блокпостах. Стоит отметить, что бόльшая часть индонезийских националистов охотно пошла на создание такой армии, хотя сразу было понятно, что солдаты ПЕТА будут использоваться японцами лишь как «пушечное мясо» для того, чтобы максимально замедлить продвижение войск союзников к стратегически важным пунктам. Также еще одной задачей солдат такого вооруженного формирования стала экспроприация ценностей и риса для нужды японцев, что породило голод серди гражданского населения и самих батальонов ПЕТА уже в самом конце войны.

Сукарно же поддержал создание вспомогательной армии, а один из его сподвижников и лидеров национального движения того времени Гатот Мангупраджа написал целую петицию на имя японской администрации, где требовал немедленного создания армии из местных жителей Индонезии для защиты архипелага от западных войск, аргументировав это тем, что индонезийская молодежь будет активно бороться за будущее японцев на архипелаге.

Итак, 3.10.1943 г. указом № 44 японское командование утвердило создание добровольческой Армии Защитников Родины [3]. После заявлений о сотрудничестве с японцами и согласия на создание вспомогательной армии оппоненты Сукарно сочли его предателем национальных интересов.

Стоит отметить, что тем не менее, японцы обеспечили индонезийцев каким-никаким военным образованием и военной подготовкой, а также вооружением. Реальный срок обучения солдата ПЕТА составлял лишь три месяца (из предполагаемых 18 месяцев), а оружие зачастую было непригодным к использованию. Японцы также поручили формирование офицерского состава Сукарно.  На должности офицеров армии он назначал своих сторонников, которые потом внесли существенный вклад в развитие Национальной Армии Индонезии [1, с. 76-77].  В результате, в ПЕТА стали преобладать националистические, анти-голландские, а под конец войны и анти-японские настроения [2, с. 26]. За время японской оккупации в японской вспомогательной армии успели отслужить такие личности, как Судирман (будущий главнокомандующий армии Индонезии с 1945-1950 гг.), Мохаммад Мангундипраджа и Сингодимеджо [3]. Более того, до середины 70-х гг. 2/3 офицеров были выходцами из ПЕТА и оказывали непосредственное влияние на происходившие в вооруженных силах Индонезии процесс, такие как: слияние армии с экономикой и государством, подавление неугодных политических сил и движений, нежеланием проводить реформы армейской системы.

Далее, стоит отдельно остановиться на структуре армии и численности войск. По одним данным ПЕТА насчитывала около 60 тыс. солдат в 81 батальоне, по другим насчитывала 69 батальонов и примерно 37 тыс. солдат на Яве и Бали. Набор в ПЕТА осуществлялся на добровольческой основе. Самая высшая должность, которую мог занять индонезиец, была командир батальона, но в теории была возможность получить звание лейтенанта после восемнадцати месяцев обучения. Ситуацию с личным составом армии довольно красноречиво описал Джатикусумо, один из военных деятелей ПЕТА: «…Солдаты набирались из деревень, получившие лишь три класса образования в туземных школах. Представьте, каково обучать простых людей из деревни? Они никогда не держали в руках винтовки, что уж говорить об артиллерии…» [4].

Подготовкой бойцов ПЕТА заведовали японские инструкторы. Значительную часть курса составляли, конечно же, военные тренировки, а также политические лекции, направленные против голландцев и любых европейцев.

Еще одной весомой составляющей обучения солдат было обучение японскому, вернее базовому курсу японского языка, разработанного для военных действий. Далее, японцы в обучении индонезийцев опирались на самурайский кодекс чести «бусидо». Они старались передать индонезийцам базовые понятия из данного кодекса и трактовали «самурайский дух», который должен был быть у каждого бойца императорской армии, как «семангат» (индонез. semangat – дух, настрой). В свою очередь, индонезийцы восприняли переложение японского кодекса чести и поняли «семангат» как безграничную любовь к Родине (под которой некоторые могли понимать, как свою малую Родину, так и независимую Индонезию) и готовность умереть за командование (или за командира батальон, взвода/президента и т.д.). Скажу также, что впоследствии многие офицеры, получившие образование при японцах, активно интегрировали данные идеи в рядах армии уже независимой Индонезии, что, в свою очередь, привело к росту популярности такого рода взаимоотношений как «бапакизм» в армии (от индонез. bapak – отец), когда солдаты видели в своих командирах своих отцов, а в военных подразделениях семью и сражались не за государство, а за свой батальон, полк, взвод и т.д.

Тем не менее, не смотря на добровольный характер формировании армии, в ПЕТА среди солдат появились идеи об их элитарности [2, с. 24]. Также закреплению идеи об элитарности солдат ПЕТА служил тот факт, что офицеры и солдаты ПЕТА получали зарплату и, как правило, не испытывали таких проблем с продовольствием, какие испытывало гражданское население [3]. Например, нам известно, что солдаты получали в пайке такие продукты как мясо, которое в условиях войны гражданским не хватало.

Одним из важных последствий формирования ПЕТА на Яве стало зарождение будущей «двойной функции армии», при которой военные могли совмещать гражданские административные посты и службу в армии. Солдаты ПЕТА в основном проходили службу в тех районах, где их и набирали в ряды вооруженных сил и поэтому вскоре занимали еще и власть гражданскую власть на местах, что потом привело к усилению военных на административных должностях уже после независимости. Также немаловажным фактором было то, что они были вынуждены сами добывать ресурсы на поддержание своей деятельности. Вследствие этого уже в период 40-х гг. появлялись очертания будущих отношений между гражданской властью и военными [2, с. 24].

Как уже было отмечено выше, в ПЕТА постепенно стали преобладать серьёзные антияпонские настроения. Трудовая повинность, проблемы с продовольствием из-за неудач японцев на фронтах, серьезно накалили обстановку среди про-японских формирований. В феврале 1945 года в г. Блитар на Восточной Яве восстал один из батальонов ПЕТА. Поводом к восстанию стал конфликт японских инструкторов и индонезийских офицеров, возникший на основе недостаточного пайка, выдаваемого солдатам, а также вестями о скорой отправке на фронт. Восставшие, среди которых доминировали националисты, считали, что их выступление создаст цепную реакцию и побудит народ и остальные части армии к свержению японского оккупационного правительства. Однако выступление не было поддержано национальным движением и остальными частями ПЕТА. В результате восстание было подавлено японцами [2, с. 24]. Далее произошло еще несколько подобных столкновений ПЕТА и японской армии, например, в Чилачапе в апреле 1945 и в Бандунге в мае 1945 [4]. Все эти выступления не имели успеха и были подавлены. Отмечу, что именно националистический нарратив и нарратив борьбы за независимость был основным при описании восстания батальона в Блитаре советской историографией, хотя причины восстания были по большей части бытовыми.

Стоит сказать, что национальное движение во главе с Сукарно не поддержало, а наоборот, осудило преждевременное выступление батальона, считая вооруженную борьбу с японцами на данном этапе заведомо проигрышной [3].

Тем временем ситуация на азиатском театре военных действий складывалась далеко не в пользу Токио. Япония, видя свое скорое поражение в войне, решила даровать Индонезии независимость. Поэтому, когда японцы в августе 1945 заявили о своей капитуляции, индонезийские лидеры национального движения решили взять власть в свои руки. 17 августа 1945 года была провозглашена независимая Индонезия.

После провозглашения независимости оставался нерешенный целый комплекс проблем и вопросов. Одним из самых острых вопросов был вопрос о создании армии. На момент 17 августа 1945 года в Индонезии все еще находились остатки войск японцев, которые, несмотря на деморализованность и скорое завершение войны, еще владели оружием. Далее в Индонезии к моменту провозглашения независимости не сформировалось единой системы армии, то есть на территории всего архипелага находились разрозненные вооруженные группировки, такие как лашкары (оно же местное ополчение), Гюгун (аналог ПЕТА на острове Суматра), ПЕТА, остатки КНИЛ и т.д. Всем этим группировкам суждено было постепенно начать формировать единую армию уже независимой Индонезии, где офицеры и солдаты ПЕТА составили бόльшую ее часть и перенесли с собой ряд особенностей, которые сложились за период существования вспомогательной армии: идеи об элитаризации армии (армия выше народа, политики и политиков, партийной борьбы и т.д.), вмешательство армии в политику на местах, а также на уровне государства, почти полный отказ от профессионализации армии, сращивание армии и государства (зарождение идеи о «двойной функции армии»: вовлечение армии в экономику и бизнес).

 

Список литературы:

  1. Капица М.С. Сукарно политическая биография/М.С. Капица, Н.П. Малетин.- М.: «Мысль», 1980.- 332 С.
  2. Панченко Л.П. Армия и модернизация общества (опыт Индонезии).- М.: «Наука», Издательская фирма «Восточная литература», 1994.- 300 С.
  3. Tentara PETA adalah Paramiliter Berbayar. – Режим доступа. – URL: https://tirto.id/tentara-peta-adalah-paramiliter-berbayar-cg24 (дата обращения: 31.12.2022)
  4. Terbentuknya PETA & Cara Membela Tanah Air ala Gatot Mangkoepradja. – Режим доступа. – URL: https://tirto.id/terbentuknya-peta-amp-cara-membela-tanah-air-ala-gatot-mangkoepradja-cxGL (дата обращения: 31.12.2022)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.