Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(213)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НЕПРАВОМЕРНОГО ДОСТУПА К КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОД МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ADAPTATION OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ILLEGAL ACCESS TO COMPUTER INFORMATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE INTERNATIONAL COMMUNITY
Artur Novoselov
master's student, Open University of Economics, Management and Law,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье рассматривается вопрос о взаимодействии государств в борьбе с преступлениями в сфере неправомерного доступа к компьютерной информации и предлагается вариант изменения статьи 272 Уголовного Кодекса Российской Федерации позволяющий осуществить международное сотрудничество в рассматриваемом вопросе.
Ключевые слова: компьютерная безопасность, зарубежные сраны, киберпреступления, законодательство, сотрудничество, перспектива.
На сегодняшний день проблемой компьютерной безопасности занимается весь мир, так как технологии позволяют совершать преступления в отношении компьютерной информации не только в пределах одной страны. В каждой стране есть свои законы и методы работы с киберпреступлениями, но из-за того, что преступник может находиться за пределами государства, возникают различные проблемы с расследованием и его поимкой.
Организацию сотрудничества для борьбы с международной преступностью осуществляет Организация Объединенных Наций (далее ООН) [1]. Деятельность стран в борьбе с преступностью осуществляется не только благодаря ООН, но и на основе различных международных, межправительственных и других договоров. Например, в 2001 г. Советом Европы принята «Конвенция о киберпреступности». Данный документ и на сегодняшний день считается наиболее значимым результатом международного сотрудничества в борьбе с преступностью, связанной с использованием высоких технологий [2].
Но в любой договоренности в оказании помощи в расследовании преступления есть одно формальное условие – деяние, совершенное преступником должно быть признано преступлением в странах, заключивших договор, иначе преступника могут не выдать из политических соображений. То есть, если в одной стране, совершенное преступником деяние, не является преступлением, то другие страны могут столкнуться с проблемой в осуществлении поимки данного преступника, который осуществляет свою преступную деятельность находясь в данном государстве. Преступления в сфере неправомерного доступа к компьютерной информации относится к данной категории.
Для нормального функционирования законодательства в данной области необходимо чтобы законы стран, между которыми заключен договор одинаково воспринимали не только факт преступного деяния, но и диспозицию данного преступления.
При изучении проблемы неправомерного доступа к компьютерной информации в законодательстве стран Содружества Независимых Государств и Балтии были рассмотрены уголовные кодексы таких стран как: Азербайджанская Республика, Республика Белоруссия, Грузия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и Эстонской Республики. В ходе изучения уголовного законодательства указанных стран были выделены ряд направлений в борьбе с неправомерным доступом к компьютерной информации:
I. Первое направление схожа с моделью российского уголовного закона (Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Туркменистан, Республика Узбекистан). В правовой модели этих стран прослеживается четкое закрепление понятия «неправомерный доступ к компьютерной информации», однако в имеющихся формулировках, например, «существенное нарушение прав» [3] требующее дополнительного пояснения. А в диспозиции [4] «Нарушение правил информатизации, т.е. несанкционированный доступ в информационные сети или санкционированный доступ в такие сети без принятия необходимых мер защиты или незаконное получение из них информации, а равно умышленное изменение, утрата, изъятие или уничтожение информации при санкционированной работе с информационной системой, повлекшее значительный ущерб» не указаны все способы воздействия на компьютерную информацию, например, ее блокирование.
II. Ко второй группе относятся страны со смешанной структурой норм, то есть в их диспозициях присутствуют положения как и российского законодательства, так и международного (Республика Белоруссия и Республика Таджикистан). В данных странах лучше всего прописана диспозиция рассматриваемого преступления и ближе по смыслу к российскому законодательству. Например, так звучит диспозиция первой части статьи 349 УК Республики Белоруссии «Несанкционированный доступ к компьютерной информации, сопровождающийся нарушением системы защиты (несанкционированный доступ к компьютерной информации), совершенный из корыстной заинтересованности либо повлекший по неосторожности причинение существенного вреда». [5]
III. Третью группу составляют страны с прототипом западной уголовно-правовой системы (Эстония, Украина, Грузия). Данные статьи хуже всего сформированы, но и в тоже время имеют общие черты со второй группой. Например, в статьях 268 – 274 УК Эстонии [6] возникает спорный момент, связанный с тем, что деяния лица, совершившего противоправные деяния, могут усматриваться сразу несколько признаков составов преступления в разных статьях, и за совершение одного деяния преступник будет привлечен по нескольким статьям уголовного кодекса данной страны (одной статье говорится о незаконном использовании компьютеров, компьютерных систем или компьютерных сетей (статья 271 УК Эстонии), а в другой блокировка информации (статья 272 УК Эстонии)).
Изучив зарубежное законодательство по части неправомерного доступа к компьютерной информации можно сделать вывод, что идеальной формулировки диспозиции преступного деяния рассматриваемого вопроса нет. В каждом варианте имеются свои недостатки и отсутствуют важные признаки. И если на иностранное законодательство повлиять нельзя, то необходимо изменить отечественную, так чтобы она соответствовала не только требованиям российского законодательства, но и соответствовала требованиям международного права.
В части первой статьи 272 УК РФ [7] диспозиция сформулирована следующим образом: «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации».
Для адаптации данной статьи под международное право необходимо сформулировать четкие определения способов хранения и передачи компьютерной информации и учесть иностранный опыт, а именно учесть виды преступлений и воздействия на компьютерную информацию.
Предложенный проект изменений диспозиции первой части статьи 272 УК РФ будет звучать следующим образом – «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ) или их сети, повлекший ознакомление, копирование, уничтожение, модификацию, блокирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».
Данный вариант отвечает современным стандартам уголовного права в сфере информационных технологиях не только в России, но в иностранном законодательстве. В нем имеются достаточно четкие и исчерпывающие условия деяния, достаточно понятны и исключающие двойную трактовку. Данная формулировка адаптивна к любому иностранному законодательству, что в будущем облегчит взаимодействие между странами в борьбе с преступлениями в сфере неправомерного доступа к компьютерной информации.
Список литературы:
- Устав Организации Объединенных Наций Принят в г. Сан Франциско 26.06.1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14;
- Council of Europe, European Treaty Series (Совет Европы, Серия Европейских Договоров) – № 185 Будапешт 23.11.2001 г.;
- УК Туркменистана от 12 июня 1997 года № 222-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.08.2020 г.;
- УК Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года;
- УК Республики Белоруссии 275-З от 09.07.1999 года;
- УК Эстонской Республики от 06.12.2019 года;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021).
Оставить комментарий