Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(212)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Сергеева Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 42(212). URL: https://sibac.info/journal/student/212/275368 (дата обращения: 15.01.2025).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Сергеева Елена Алексеевна

студент, кафедра дефектологии, Томский государственный педагогический университет,

РФ, г. Томск

Обносова Галина Петровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры дефектологии, Томский государственный педагогический университет,

РФ, г. Томск

Согласно данным ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, зачастую 1/3 своей жизни (после поставленного диагноза) проводят в медицинском учреждении [1]. Необходимость длительной психолого-социальной реабилитации, длительное лечение и госпитальная депривация являются сильнейшим стрессом, как для больного, так и для членов его семьи и  влияет на качество жизни.

Любая дезорганизация социального функционирования больного может препятствовать развитию его индивидуальности, делать его уязвимым в отношении стрессов разного генеза.

Изменение и динамика реакций психики человека в значительной мере связаны с этапами, которые он проходит в процессе лечения основного заболевания, которые в свою очередь требует решения ряда жизненных вопросов, затрагивающих наиболее значимые отношения личности к себе, своему здоровью и окружающему миру [2].

Для обозначения этого феномена Р. А. Шпиц использует понятие «госпитализм», определяя его как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома. К симптомам госпитализма у лиц с ограниченными возможностями здоровья автор относил в первую очередь следующее: замедление психического и физического развития; пониженный уровень адаптации к окружению; слабая сопротивляемость к инфекциям и т. д. [4].

Рассматривая детский возраст лиц с ОВЗ, стоит отметить, что развитие всех сторон речи у детей, находящихся на длительном лечении, в большинстве случаев ничем не отличается от речевого развития детей не находящихся в системе госпитальной депривации. Ч. Ньокиктьен считает, что основным фактором, замедляющим развитие когнитивных и сенсомоторных функций, является продолжительная госпитализация и социальная депривация лиц с ОВЗ [3]. В качестве основной причины этого явления автор видел разлуку с привычным социумом.

Госпитальная депривация неразрывна с понятием  психосоциальной депривации, в результате которой возникает так называемое расстройство привязанности (выраженное нарушение общения с окружающими), которое проявляется в двух формах:

1) устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими (отсутствие зрительного слежения, отсутствие голосового подражания или шаловливости), апатия, снижение или отсутствие спонтанности; в более старшем возрасте отсутствие или недостаточность любопытства или общительности; пассивный протест;

2) неразборчивая общительность, например, чрезмерная фамильярность с почти незнакомыми людьми, постоянные просьбы о чем-то и требования повышенного внимания [5].

В ситуации госпиталя у лиц с ОВЗ часто возникают психосоциальные реакции активного и пассивного протеста. У детей упрямых, аффективно возбудимых чаще возникают реакции активного протеста (непослушания, грубости, стремления делать все назло), тогда как у детей робких, неуверенных в себе, инфантильных преобладают реакции пассивного протеста.

К последним относится отказ от сотрудничества со взрослыми – врачами, медицинским персоналом и родителями. Дети и подростки отказываются от выполнения требований, предъявляемых взрослыми, демонстрируют недовольство, обиду, замаскированную враждебность к близким, с родителями утрачивается эмоциональный контакт. Дети становятся капризными, необщительными, что ранее было им несвойственно. Возможен отказ от еды, избирательный отказ от речи – элективный мутизм [2].

Введённое В. В. Ковалёвым понятие элективного мутизма встречается чаще у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенок не пользуется речью и даже активно отказывается от речевого общения с лицами, вызвавшими психотравмирующую ситуацию (в больнице чаще с матерью или доктором), или нередко со всеми окружающими (прежде всего, взрослыми в определенной ситуации). Отличительной чертой является желание продолжать общение с теми людьми, кто не участвуют в лечебном процессе. Характер реакций протеста определяется личностными особенностями лиц, а так же возрастным периодом.

По мнению И. К. Шаца у детей пубертатного возраста особенно велика склонность к реакциям протеста, что объясняется стремлением к самостоятельности в этом возрасте [2].

В вербальное общение лица с ОВЗ в стадии протеста не вступают, т.е. на обращенную речь не реагируют, поворачиваются к врачу спиной или просто закрывают глаза, но по невербальным знакам заметно, что дети стараются слушать разговор врача с родителем. При ухудшении соматического состояния дети резко ограничивают общение, в контакт вступают сугубо по необходимости, при этом выражаются односложно.

В периоды относительно удовлетворительного самочувствия становятся более контактными, живыми и даже непродолжительное время играют в игры.

Дефицит общения со взрослыми, бедность этого общения, примитивные по содержанию контакты со сверстниками, в силу режима закрытого учреждения, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество – все это не требует от детей хорошо развитой активной речи. Они же в большей мере ориентированы на понимание речи взрослого, точнее, его команд, распоряжений, которым подчинена их жизнь в закрытом учреждении.

У детей наблюдаются нарушения речи, устойчивые синтаксические ошибки и скудость содержания высказываний. Дети испытывают затруднения в описании происходящего на картине, поскольку им трудно соотнести реальность и графическое изображение. Активный словарь содержит названия лекарственных препаратов, процедур, медицинских обозначений и т.д., что напрямую связано со средой, в которой дети вынуждены находится.

По мнению Е. Г. Алексеенковой, в целом интеллектуальный статус детей, находящихся на длительном лечении, снижен относительно нормы, что связывают именно с ситуацией депривации. Нарушено развитие высших психических функций. Затруднён процесс восприятия и мышления: дети испытывают затруднения при использовании сенсорных эталонов и перцептивных действий Дети демонстрируют отставание в сфере общей осведомленности. Для дошкольников типично, например, незнание своего дня и года рождения, месяцев и времен года. Вызывает затруднение выполнение операций обобщения, классификации, установление и упорядочивание различий. Часто испытывают трудности в обозначении групп предметов. В целом наблюдается отставание в развитии как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и элементов словесно-логического мышления. Нарушения памяти для большинства детей проявляются в трудностях опосредованного запоминания [6].

Дети, развивающиеся в условиях закрытого медицинского  учреждения, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо, что обусловлено трудностями в организации произвольного внимания. Для многих из них характерна быстрая утомляемость, что связано с лечением тяжелых заболеваний и применение сильных препаратов.

Резюмируя, можно сказать, что большинство лиц с ограниченными возможностями здоровья, находящихся системе госпитальной депривации, имеют отклонения в развитии речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, трудности в общении и поведении. Описанная выше характеристика позволяет утверждать о необходимости внедрения психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему госпиталя.

 

Список литературы:

  1. Сборник научных работ III Петербургского Международного онкологического форума "Белые ночи 2017" ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России, Санкт-Петербург, 2017 —131 с.
  2. А.М. Беляев, В.А. Чулкова, Т.Ю. Семиглазова, М.В. Рогачев. Онкопсихология для врачей-онкологов и медицинских психологов. Санкт-Петербург: Любавич, 2017. — 352 с.
  3. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология, том 2. Москва.: Теревинф, 2010. — 336 с.
  4. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. — Москва.: ПЕР СЭ; Санкт-Петербург.: Университетская книга, 2001. — 159 с.
  5. Гусева М.А. Семейный стресс и возможности психолого-социальной адаптации семьи в детской онкологии. Москва: Социология медицины. 2017, — 16 (1): 18—22 с.
  6. Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. Санкт-Петербург.: Питер, 2009. — 96 с.

Оставить комментарий