Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(212)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
С первого января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О страховых пенсиях», регламентирующий назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении, за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.
Основной целью введения пенсии по случаю потери кормильца является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека в случае утраты средств к существованию. Данный вид пенсии гарантируется Конституцией РФ, которая в статье 39 закрепляет права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:
- наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы один день);
- наступление смерти кормильца, либо признание его безвестно отсутствующим в судебном порядке;
- нахождение лиц на иждивении у умершего кормильца.
Доказать факт нахождения граждан (-ина) на иждивении, то есть обеспечение нетрудоспособного (больного, престарелого, несовершеннолетнего и т.п.) человека средствами, необходимыми для его существования, члена семьи на день смерти кормильца на практике вызывает затруднения. А именно назначение пенсии по СПК следующим категориям граждан: 1. Лицами, не состоявшим в браке с умершим кормильцем, совместно проживающим, ведущим общее хозяйство, имеющим (или нет) общего одного ребенка или несколько. В современном мире встречается все больше пар, которые ведут совместный быт без регистрации своих отношений в органах ЗАГС; 2. Лицами, которые имеют собственные доходы, но основная денежная помощь оказывалась умершим кормильцем.
В первом случае анализ судебной практики показал, что суды при рассмотрении исковых заявлений к уполномоченным органам о признании права на назначение пенсии по СПК, а также возложении обязанности назначить пенсию по СПК в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсия» принимают прямо противоречивые решения.
Седьмого, Первого кассационных судов общей юрисдикции выносят решения в пользу удовлетворения исковых требований граждан и назначают выплату пенсии по СПК. Суды мотивируют свои решения тем, что оказываемая помощь супругу составляла постоянную и основную часть средств к существованию, при отсутствии этой помощи нет возможности содержать себя самостоятельно и отсутствует способность обеспечить себя всем необходимым для жизни. При этом факт наличия дохода у иждивенца, который превышает размер величины прожиточного минимума не означает, что помощь со стороны супруга не являлась основным источником средств к существованию.
Второй, Первый кассационные суды общей юрисдикции же выносят прямо противоположные решения. Суды указывают на то, что отсутствуют основания для признания помощи, оказываемой кормильцем, постоянным и основным источником средств к существованию, указав, что собственные доходы супруга, размер которых превышает прожиточный минимум, достаточен для обеспечения необходимых жизненных потребностей.
При этом очевидно, что при разрешении дел в данной ситуации преимущественно суды используют формальный подход, не учитывающий реальное положение лица, оставшегося без помощи со стороны супруга – кормильца. Например, пенсионер или мама, ухаживающая за ребёнком - инвалидом, имея прожиточный минимум, не смогут содержать себя в том же объеме, что и до потери кормильца.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии единообразия в судебной практике и практике применения норм действующего законодательства в сфере данных отношений, что влечет социальную несправедливость и лишает общество возможности законно регулировать отношения и решать возникшие споры.
В связи с этим, проведенный анализ норм действующего законодательства показал, что нет единого для всей территории Российской Федерации требования, определяющего получение пенсии по случаю потери кормильца в случае наличия собственных доходов у граждан, но получаемая помощь от умершего кормильца была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Во втором случае, анализ судебной практики показал, что, граждане, которые не состояли в зарегистрированном браке с умершим кормильцем, совместно проживали, вели общее хозяйство, имеют (или нет) общего одного ребенка или несколько детей, но получали от него основные средства к существованию, направляя свои исковые заявления с требованием о признании права на назначение пенсии по СПК, а также возложении обязанности назначить пенсию по СПК в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсия», получают отказ в удовлетворении их требований.
Судебная практика показывает, что принимаемые решения об отказе в назначение пенсии по СПК, Шестой, Третий, Девятый кассационные суды общей юрисдикции исходили из того, что брак не был зарегистрирован, следовательно, гражданин не является супругом умершего кормильца. Права и обязанности не возникают из фактических отношений мужчины и женщины, сколько бы длительными эти отношения не были, поскольку в данном случае совместно проживающие лица не являются субъектами семейных отношений. Помимо этого, суд ссылается на то, что истец не относится к числу лиц, имеющих в силу статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Довод о том, что после расторжения брака продолжалось совместное проживание одной семьей в одном жилом помещении, ведение совместного хозяйства, а также наличие с кормильцем совместного малолетнего ребенка, супруг находился у кормильца до дня смерти на иждивении, поскольку не работал, собственных средств к существованию не имел, суд не учел.
Автор полагает, что в законодательстве о пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца имеется пробел, который влечет за собой нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан, а именно: несоответствие статьи 10 ФЗ «О страховых пенсиях» статье 39 Конституции РФ, которая гласит, что каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение в случае потери кормильца. Таким образом нарушается принцип статьи 15 Конституции РФ, где законы и иные НПА не должны противоречий ей.
Таким образом, в настоящее время действующее законодательство допускает возможность причинения ущерба уполномоченными органами законопослушным гражданам в виде отсутствия возможности иметь право на достойную жизнь в случае утраты средств к существованию и помощь от государства в виде пенсии по случаю потери кормильца.
С целью разрешения сложившейся ситуации, полагаем, что необходимо внести следующие изменения в действующее законодательство о страховых пенсиях по случаю потери кормильца:
- в судебной практике превалирует формальный поход в решении данных дел. Президиуму Верховного суда РФ необходимо дать советующие разъяснения, а именно: судам необходимо определять соотношение между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и собственными доходами, получаемыми членами семьи, находившимися на иждивении. Такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию в судебном порядке.
- Государственной Думе РФ необходимо принять закон о внесении изменений в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», дополнив пунктом 1.1. следующего содержания: «Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют также нетрудоспособные лица, состоявшие в фактических семейных отношениях без регистрации брака, установленных в судебном порядке и находившиеся на его иждивении».
Таким образом, пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца является важным направлением в политике государства, так как оно определяет помощь незащищённым или ставшим незащищенным слоям населения, именно поэтому данное отрасль законодательства должно претерпевать позитивные изменения и стремиться к идеалу.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ
- Определение третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2021 г. N 88-185/2021 по делу N 2-453/2020.
- Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2020 N 88-18287/2020
- Определение первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2020 г. по делу n 88-5927/2020
- Определение седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2022 г. по делу n 88-1456/2022-(88-20901/2021)
- Определение девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 г. N 88-3640/2021
- Определение седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2020 по делу N 88-1820/2020
- Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2020 по делу N 88-2590/2020
- Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2020 по делу N 88-12323/2020
- Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pfr.gov.ru/
Оставить комментарий