Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(211)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Халиуллина Р.Б. СЕМАНТИКА И ФУНКЦИЯ ЕДЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 41(211). URL: https://sibac.info/journal/student/211/274421 (дата обращения: 21.12.2024).

СЕМАНТИКА И ФУНКЦИЯ ЕДЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Халиуллина Рената Бахтиёровна

студент, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Алтайский государственный педагогический университет,

РФ, г. Барнаул

Маркин Владимир Васильевич

научный руководитель,

канд. филос. наук, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Алтайский государственный педагогический университет,

РФ, г. Барнаул

Еда является ключевым аспектом бытия, который на сегодняшний день недостаточно системно представлен в философии. Телесная жизнь человека, а особенно такой частный и низовой ее уровень, как пищевой, не мыслился значимым в философской рефлексии – в силу устойчивой уверенности в том, что телесная жизнь никак не может быть релевантной истине духа [1, с. 327].

Онтологию пищевого опыта человека можно рассмотреть не только в рамках философии, но и тесно связанной с ней, литературы, в культурологическом аспекте.

Долгое время еда рассматривалась как противопоставление духовности, однако к 20 веку в философии постмодернизма телесный опыт человека был наконец-то признан положительным. В литературоведении в рамках культурологического аспекта появляется колоссальное количество научных работ, посвященных этой теме, в художественных произведения семантика еды приобретает новые смыслы, углубляется в религиозный и мифологический контекст, создавая вокруг себя ореол святости. Проанализируем данную теорию на примерах рассказов А.П. Чехова, который уделял этому аспекту ключевое внимание.

Включение кода еды в структуру текста является неотъемлемой частью произведений А.П. Чехова. Мотив еды выполняет следующие функции: определяет выражение авторской оценки персонажей и мира; является символом женского начала; описывает редукцию еды как знак вознесения над бытом.

Упоминание пищи рядом с портретами, костюмом, интерьером и т.д. превращает текст в однородно-линейное целое; однако, вертикальные связи, возникающие вследствие явления, напоминающего «тесноту стихового ряда», и реализующие «память культуры», разрушают эту линейность: вещное, пластическое обретает многозначность.

Отметим, что через телесность созидается отношение Я к себе и появляется сознание – прежде всего как сознание своего бытия в мире через данную именно так, а не иначе фактичность.

В рассказе «У знакомых» постоянные застолья, которые собирают герои, чтобы решить ряд проблем, обличают их пороки и неспособность к принятию самостоятельных решений. Лишь алкоголь является временной помощью, чтобы приукрасить реальность и уйти от проблем.

Образ Оленьки в рассказе «Душечка» производит двойственное впечатление. Изначально перед читателем предстает женщина, которая не видит себя и не ощущает цельной без мужчины, но в финале перед нами сильная лирическая героиня. Оленьку на протяжение всего повествования сопровождает атмосфера уюта, здоровья, что создает код еды и отражает ее женское начало: чистое, светлое.

Тематизация телесного опыта как опыта потребности в пище и переживаемого в связи с этим наслаждения расширяет возможности философского анализа феномена пищи [2, с. 26].

История любви Алехина, рассказанная им самим, обрамлена продолжением гощения в усадебном пространстве в «маленькой» трилогии.  Но они создают лишь эффект мимолетного счастья влюбленных, чья история так печально закончится и оставит неоднозначное впечатление.

Мир, как совокупность пищи, буквально и метафорически открывает Я горизонт воплощения в мире, удерживая его в творческой зависимости от мира. Впрочем, ограничение использования пищевой метафорики в отношении других форм взаимодействия Я и мира заключается в том, что пища материальная всегда есть пища жизни.

Телесность и сознание являются событием связи Я с собой, причем телесность первичнее, потому что в ней заключена память базового события соединения бытия и сущего.

Образы еды и питья относятся к числу вечных в мировой культуре.

Взгляд на человека сквозь призму кулинарного кода культуры дает возможность представить целостный языковой образ человека, что проявляется в использования кулинарных образов для моделирования различных сфер жизнедеятельности человека: физиологической, эмоциональной, нравственной, ментальноречевой, социальной.

Пищевой опыт можно рассматривать как часть структуры телесного опыта вообще.

 

Список литературы:

  1. Марушкина Н.С. Пища людей: культурологический аспект / Н.С. Марушкина // Мир науки, культуры, образования, 2013. – №3. – С. 327-329.
  2. Мелешко Е.Д. Феномен еды как культурный код / Е.Д. Мелешко // Гуманитарные ведомости ТГПУ. – 2017. – №4. – С. 26-30.
  3. Похлебкин А. В. Из истории русской кулинарной культуры / А. В. Похлебкин. – Москва: Центр полиграф, 1997. – 640 с.
  4. Топоров В. Н. Еда / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. Т.1. – Москва: Советская энциклопедия, 1992. –  С. 427-429.
  5. Шмелева М. Н. Традиции и народное питание русских / М. Н. Шмелева // Русские народные традиции и современность: сб. научн. тр. – Москва: Наука, 1995. – С. 235-258.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.