Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(21)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ПОДРОСТКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ИХ ДЕЙСТВИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ
За последние несколько десятилетий все сильнее набирают обороты темпы развития информационных, цифровых и интернет-технологий. В России, практически в каждом доме сейчас есть компьютер, ноутбук, планшет или хотя бы мобильный телефон с выходом в Интернет. По данным Mediascope, ежемесячная аудитория Интернета в октябре 2016 – марте 2017 года достигла 87 млн человек в возрасте 12 – 64 лет, что составило 71% от всего населения страны, что на 2% больше, чем за предыдущий год [1].
По данным исследования, проведенного компаниями Google и Ipsos в 2016 году, 65% россиян используют Интернет ежедневно, но если речь идет о молодом поколении, то эта цифра вырастает до 98%. Согласно полученным данным, 57% молодежи в возрасте от 13 до 24 лет тратят свое время в сети на сайты и приложения социальных сетей [2].
Согласно самому распространенному определению, «социальная сеть» – это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию р себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи. Сегодня существует около сотни социальных сетей по всему миру и из них около 10 с более чем 100 миллионами уникальных пользователей.
По данным Google 27% молодых людей (в возрасте 13-24 лет) в России проводят в социальных сетях более 5 часов в день, а четверть из них проверяют обновления каждые 30 минут. Исследователи отмечают, что пользователи от 18 до 24 лет в среднем проводят в социальных сетях больше времени, но именно подростки (69%) немедленно реагируют на все обновления и новые сообщения: у них возникает необходимость в постоянном социальном взаимодействии. В целом молодое поколение предпочитает активно участвовать в «виртуальной жизни»: 68% часто оставляют комментарии или лайки под сообщениями друзей; 62% постоянно публикуют фотографии [2].
Немного ранее, в 2013 году, было проведено первое общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста. Исследование проводилось Фондом Развития Интернета и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google [5]. Всего в исследовании было опрошено 1203 подростка. В ходе исследования, были сделаны ключевые выводы, описывающие поведение детей и их родителей в виртуальном пространстве. Например, дети пользуются интернетом активнее и интенсивнее, чем их родители: в будни около 37% подростков проводят от 3 до 8 часов, в выходные — практически каждый второй (47 %) [5, с.5]. Результаты данного исследования так же говорят о том, что подростки — в целом более активные граждане цифрового мира: в интернете они выбирают активные роли («творец», «актер», «защитник», «наставник», «посредник»). При этом, родители подростков в целом склонны недооценивать распространенность онлайн-угроз и частоту столкновения с ними детей. Однако, стоит отметить, что в этом не столько их вина, ведь каждый четвертый подросток не посвящает родителей в свои онлайн проблемы, предпочитая решать их самостоятельно или же просто терпеть. Особенно это касается коммуникационных рисков, и в первую очередь — кибербуллинга [5, с.8].
Кибербуллинг или кибермоббинг – новое понятие, возникшее в ходе изучения влияния социальных сетей. Под этим термином понимаются намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных спомощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. Нэнси Виллард, исполнительный директор Центра безопасного и ответственного использования Интернета, в 2007 году выделила несколько видов кибербуллинга [4]:
- Оскорбление – оскорбительные комментарии или вульгарные обращения в Интернете.
- Домогательство – целенаправленные, систематические кибер-атаки от незнакомых людей, пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения.
- Очернение и распространение слухов – намеренное выставление жертвы в плохом свете с помощью публикации фото- или видеоматериалов на Интернет-страницах, форумах, в новостных группах.
- Использование фиктивного имени – намеренная выдача себя за другого человека.
- Публичное разглашение личной информации – распространение личной информации, с целью оскорбления или шантажа.
- Социальная изоляция – отказ общаться, исключение из группы или игрового сообщества.
- Продолжительное домогательство и преследование – систематическое преследование кого-либо, сопровождающееся угрозами и домогательствами.
- Открытая угроза физической расправы – прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений.
Сегодня все чаще в российских новостных лентах появляются сообщения о последствиях интернет-травли: подростки совершают самоубийства на данной почве; все чаще происходят столкновения детей из-за неверных действий в социальных сетях с плачевными последствиями; многие преступники с помощью социальных сетей обманывают и совращают несовершеннолетних и многое другое. В связи с этим сегодня в России на законодательном уровне пока только начинают принимать меры, регулирующие деятельность в киберпространстве: запрет анонимности пользователей, закон о запрете соцсетей для детей младше 14 лет и многое другое. Помимо этого, в некоторых регионах России определенные общественные организации проводят поиски на просторах Интернета потенциально опасных ресурсов и с помощью Роскомнадзора добиваются прекращения их деятельности. На рынке частных услуг в это время появляются сервисы по контролю за онлайн-действиями ребенка: за определенную сумму специалисты мониторят какие темы ребенок считает интересными, с кем общается, в какие группы вступает и что комментирует.
Помимо этого, сейчас становится актуальной еще одна проблема – феномен «интернет-зависимости». Данный термин был предложен И. Гольдбергом: это расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека. Сейчас ведется множество споров относительно данного феномена. Но тенденция наблюдается явно: с каждым годом увеличивается время, проводимое в социальных сетях; ведется все более ожесточенная «гонка» за количеством друзей/подписчиков/лайков/комментариев (в сети выработана уже определенная схема «лайк за лайк», «взаимная подписка»); все больше личной информации появляется на страницах пользователей. Подросток, как бы проживает свою жизнь на просторах Интернета, пропуская ее в реальности. На Западе уже существуют отработанные схемы «лечения» и «реабилитации» данного «заболевания», в то время как в России, к сожалению, пока не признают существенных последствий данного процесса.
На сегодняшний день вопрос влияния современных технологий на сознание человека является одной из острых, ей посвящено множество работ как в рамках социологии, так и в близких (и не очень) областях. Появляется необходимость более узконаправленного, специализированного изучения каждой технологии в отдельности, будь то просто компьютер, Интернет в целом или же социальная сеть или онлайн-игра, в частности.
В России самой популярной теорией, описывающей взаимодействие человека и виртуальной реальности является, возможно, теория киберсоциализации: данный термин предложен членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В. А. Плешаковым. Киберсоциализация – это процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно‑мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно‑коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [3, с.11]. Социальные сети Плешаков называет «социализирующим пространством для киберкоммуникации и кибервзаимодействия миллионов современных людей, объединенных в это интернет‑сообщество» [3, с. 33], где каждый может найти как техническую, так социальную базу для создания и развития своего виртуального «Я» или «Киберальтер-Эго». По данной теории социальные сети относятся к мегафакторам киберсоциализации, наряду с другими сайтами, блогами, онлайн-играми.
Сегодня изучение взаимодействия человека и компьютерных технологий только набирает обороты. Пока нет единой теории и единого мнения о пагубном либо позитивном влиянии на сознание: кто-то видит в этом сугубо социальные отклонения, многие склоняются к необходимости изучения тех же интернет-зависимостей с точки зрения медицины, в частности психиатрии. Но тем не менее, созданные и создаваемые технологии уже оказывают и будут оказывать влияние как на одного человека, так и на общество в глобальном смысле. Необходимо понять механизм данного взаимодействия, выработать определенные правила поведения в виртуальном пространстве, принять меры регулирования действий и отслеживания неподобающего контента на законодательном уровне, чтобы через десятки лет получить мыслящее общество без каких-либо психический отклонений или проблем социального характера.
Список литературы:
- Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек [Электронный ресурс] // РИФ+КИБ/2017 – Режим доступа: http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/ (дата обращения: 20.12.2017)
- Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн [Электронный ресурс] // think with Google – Режим доступа: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения: 25.12.2017)
- Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а [Текст] / В.А. Плешаков. – М.: Прометей, 2012. – 121 с.
- Травля в сети, или Кибермоббинг [Электронный ресурс] // Библиотека им. В.А. Каверина – Режим доступа: http://www.kaverin.ru/resursy/kompyuternaya-bezopasnost/1977-travlya-v-seti-ili-kibermobbing (дата обращения: 22.12.2017)
- Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования [Текст] / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
Оставить комментарий